Волонтерство – это путь к саморазвитию.
(Срок реализации Программы – 5 лет, на 2015–2020 гг.)
План работы волонтерского объединения «Кто, если не мы…» на 2017/ 18 учебный год
I. Концептуальные основы Программы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу? Для этого необходимо пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту и потребности быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции. Эту задачу можно решить через включение учащихся в социально-значимую деятельность. Именно она способна сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка, чем навязанная извне.
Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей доброй воле, по согласию, а не по принуждению.
Они помогают всем, кто нуждается в помощи: ветеранам Великой Отечественной войны и педагогического труда, пожилым людям, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Благополучатели должны почувствовать, что вокруг них живут люди, по зову души и сердца, способные разделить их проблемы и заботы, проявить доброту к ближнему. Цитируя слова известного писателя Марка Твена, можно сказать, что «доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». В основе этой помощи лежит стремление участников сделать окружающих добрее, счастливее, радостнее и от этого стать самим духовно и нравственно богаче.
В настоящее время, в период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, насилия рекламы и подмены ценностей, дети и молодежь каждый день должны делать выбор, противостоять соблазнам жизни. Некоторые из молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни.
Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы , такие как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление психоактивных веществ (ПАВ).
Сегодня важно обеспечивать формирование новой молодежной культуры, которая должна прийти на смену чуждой субкультуре, ориентированной исключительно на стимулирование низменных чувств и криминальных интересов, связанных с распространением ПАВ. Современная научная профилактика употребления психоактивных веществ прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.
Волонтерское движение может выступить в качестве ведущего метода профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности, усилить сопротивляемость личности негативным влияниям среды, формировать у подрастающего поколения навыки социальной и личностной компетентности.
Программа волонтерского объединения старшеклассников «Кто, если не мы…» МБОУ БГО СОШ № 4 реализуется с 1 сентября 2015 года.
Программа объединения представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социализации, целью взаимодействия с которыми является совместное обеспечение условий для воспитания обучающихся.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;
- Конвенция ООН “О правах ребенка”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (с изменениями от 22.08.2004 г.);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторский коллектив: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р);
- План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р);
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);
- Устав МБОУ БГО Борисоглебской СОШ №4;
- Положение о волонтерском движении МБОУ БГО СОШ № 4;
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 4 (принято решением педсовета от 23.03.2011 г., протокол № 6);
- Основная образовательная программа основного общего среднего (полного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 4 (5-9, 10-11) (принято решением педсовета от 29.12.2011 г., протокол № 4);
- Положение об управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 4 (принято на Конференции, протокол № 2 от 19.12.2007 г.);
- Программа развития системы духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся МБОУ БГО Борисоглебской СОШ № 4 Воронежской области на 2012–2017 гг.;
- Программа волонтерского объединения старшеклассников «Кто, если не мы…» МБОУ БГО СОШ № 4 (утверждена 01.09.2009 г.);
- Программа волонтерского объединения старшеклассников «Кто, если не мы…» МБОУ БГО СОШ № 4 (утверждена 01.09.2012 г.) с изменениями и дополнениями;
- договоры о социальном партнерстве МБОУ БГО СОШ № 4 с учреждениями
Программа разработана с учетом опыта реализации воспитательной работы школы.
II. Цель, основные задачи воспитания и социализации обучающихся, миссия Программы
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, учреждений дополнительного образования детей, общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Педагоги образовательного учреждения призваны взять на себя инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен формироваться на основе социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодёжи.
Общая стратегическая цель: мобилизация деятельности педагогических кадров и личностных ресурсов обучающихся, направленных на формирование современного национального воспитательного идеала, создание оптимальных условий для воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Деятельность волонтерского объединения направлена на формирование адаптивных, социально - активных черт учащегося с акцентом на ценностный потенциал личности школьника, который включает в себя: гражданскую активность; чувство собственного достоинства, уверенность в себе; чуткость, отзывчивость, гуманизм, оптимизм; отношение к семье как к базовой ценности общества; ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Общие задачи: формирование способности обучающихся к развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – “становиться лучше”.
- в области формирования личностно-культурного развития: вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; осознанное принятие базовых ценностей и духовных традиций; воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма; развитие трудолюбия и целеустремленности; осознание ценности человеческой жизни, ценности физического и нравственного здоровья;
- в области общественно-социальных отношений: развитие самоуправления школьников, предоставление им возможности в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
Волонтерство – это возможность самосовершенствования и личностного роста, развития профессиональных навыков, получения первого опыта работы в команде, расширение круга общения; реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять участие в социальном развитии.
Поступок волонтера влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие. Волонтерская деятельность может помочь увести детей с «улицы», воспитать у них чувство сострадания и милосердия, до некоторой степени, если не облегчить, то хотя скрасить жизнь пожилых людей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Самое главное, волонтеры могут найти себе занятие в каждом доме, дворе, квартале, городе. И для этого не требуется слишком больших затрат. Должно быть желание и воля.
Волонтерство – это не работа, не хобби, не увлечение, это призвание.
Таким образом, миссия нашей волонтерской команды - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора, т.е. сформировать его социальную компетенцию.
Общая стратегическая цель волонтерского объединения: мобилизация личностных ресурсов подростков, направленных на формирование активной жизненной позиции.
Цель Программы: развитие добровольческого движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на волонтерскую деятельность и их культуры социального служения обществу.
Задачи Программы: формирование у школьников понимания сущности добровольной помощи людям; вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности; популяризация трудовой деятельности несовершеннолетних; воспитание толерантности; содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков; формирование сплоченного деятельностного коллектива волонтеров, пропаганда здорового образа жизни их личным примером; оказание старшеклассниками из числа волонтеров позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей; создание условий, позволяющих молодому поколению своими силами вести работу, направленную на популяризацию здорового образа жизни в подростковой среде; возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения; привлекать в ряды добровольцев учащихся, состоящих на внутришкольном учете; поддерживать механизм работы школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей.
Миссия Программы: организация единого воспитательного пространства для формирования базовых национальных ценностей при достижении цели Программы и решении поставленных задач.
III. Ключевые действия, направленные на реализацию поставленных целей и задач
- подготовка кадров;
- информационно-методическая работа (семинары, конференции, мастер-классы, открытые внеклассные мероприятия, исследование и эксперимент);
- создание методической копилки (разработки и конспекты мероприятий, презентации, видеоматериалы, публикации методических материалов, в том числе на педагогических сайтах).
IV. Ценностные установки и основные направления воспитания учащихся
Основным содержанием воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших,); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Предполагается непрерывное формирование базовых ценностей на различных ступенях образования в следующей последовательности:
Начальная школа: формирование первичных представлений о ценностях – расширение позитивного эмоционального опыта отношения к себе, семье, обществу, государству – посильное участие в общественно-полезной деятельности.
Ключевое слово: знакомство с базовыми ценностями.
Основная школа: принятие базовых ценностей на личностном уровне – формирование этнической, национально-территориальной и гражданской идентичности обучающихся – приобретение первичного опыта выполнения различных социальных ролей на основе усвоенных базовых ценностей.
Ключевое слово: принятие базовых ценностей на личностном уровне.
Ступень полного общего образования: формирование мировоззренческих основ деятельности обучающихся–осмысленно-позитивное отношение к себе, семье, обществу и государству – социализация (средствами трудовой деятельности, самостоятельной разработки и реализации общественно-полезных проектов, социального одобрения применения усвоенных ценностей).
Ключевое слово: самостоятельное применение в реальной жизни усвоенных ценностей.
Реализация Программы осуществляется посредством создания социально открытого пространства, в котором ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей реализуются в практической жизнедеятельности: в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в урочной, во внеучебной деятельности, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся на всех ступенях образования.
Предполагается, что освоение учащимися начальной школы базовых ценностей формирует у них предпосылки к вовлечению в волонтерскую деятельность в подростковом возрасте.
V. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Организация содержания воспитания и социализации обучающихся основывается на следующих принципах:
- ориентация на идеалы;
- аксиологический принцип (ценностный подход);
- принцип следования нравственному примеру;
- принцип идентификации (отождествления себя);
- принцип диалогического (равноправного )общения;
- принцип полусубъектности воспитания; (включение в разные виды активности);
- принцип системно-деятельностной организации воспитания (интеграция системы ценностей).
Программа направлена на обеспечение положительной динамики личностного роста школьников, широкие возможности самореализации через разнообразные формы урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, социальных и культурных практик. Таким образом, осуществляется интеграция в начальной школе, основной и в период получения основного общего образования.
Преемственность на различных ступенях образования осуществляется через организацию акций и мероприятий различных направленностей.
Организация социально открытого пространства воспитания личности, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации; социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Волонтерская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и форм гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности.
Основные направления деятельности волонтерского объединения:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- формирование здорового образа жизни;
- общественно-полезная деятельность;
- экологическое направление
Деятельность волонтерского объединения «Кто, если не мы…» осуществляется по 8 модулям: «Милосердие», «ЗОЖиК», «Наглядная агитация», «Творческая мастерская», «Экология», «Я - исследователь», «Подросток», «Я - патриот».
№ п/п | Направление |
Модуль |
Цель модуля |
Мероприятия |
1.
|
Гражданско- патриотическое
|
«Подросток» | Поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки детей, обеспечение их эмоционального благополучия, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних; | - проведение школьной акции «Подросток плюс»; |
«Я - патриот» |
Привить любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, почитать старшее поколение, ценить их заслуги перед Отечеством |
- волонтерское сопровождение народного
шествия «Бессмертный полк»; |
||
2. |
Духовно-нравственное |
«Милосердие» |
Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания |
- проведение благотворительных акций «Апельсин»,«Карандаш», «Милосердие», «Крупинки добра» среди учащихся школы, в ходе которых оказывается помощь обучающимся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанникам специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ, нуждающимся из приходов Борисоглебских храмов; |
«Наглядная агитация» | Привлечение внимания общественности к проблемам нравственности, духовности, здоровья | Выпуск стенгазет, распространение буклетов, памяток, информационных листов, мобильных стендов, направленных на пропаганду здорового образа жизни. | ||
3. |
Формирование здорового образа жизни |
«ЗОЖиК» |
Пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков |
- участие в проведении досуговых и обучающих мероприятий: интерактивной игры «Живи разумно», тематических модуль – тренингов «Нереальная жизнь», «Время доверять», «Дыши свободно», «ВИЧ/СПИД: мы знаем как себя защитить», «Территория безопасности», «Мастер общения», «Толерантность как умение жить среди людей», «Пиво и энергетические напитки: миф или реальность», «Формула антистресса», «Программа моей независимости», «Учимся принимать решения в опасных ситуациях», «Умение противостоять чужому давлению» и др.; |
4. |
Общественно-полезная деятельность |
«Творческая мастерская» |
Формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей |
- изготовление подарков, сувениров для |
5. |
Экологическое направление |
«Экология»
«Я – исследователь» |
Формирование бережного отношения к окружающей среде Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и природе |
- помощь в благоустройстве и уборке школьной территории, посадка деревьев и цветов; |
Волонтер – это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.
Волонтерство по пропаганде здорового образа жизни – это доступный и массовый способ профилактики употребления ПАВ и асоциального поведения в обществе.
Формирование здорового образа жизни, согласно Программе, осуществляется через занятия, направленных на формирование психологического и физиологического здоровья и для профилактики поведения высокой степени риска среди детей и подростков. Предполагает систему работы с подростками, которая позволит максимально ненавязчивым путем получить как объективную информацию, так и позитивные навыки поведения.
Основывается она на четырех основополагающих элементах: равное обучение; интерактивность; игра; простота в использовании.
Равное обучение – один из самых эффективных профилактических приемов. Это процесс обмена информацией, навыками и приемами между учащимися и тренерами (ведущими), принадлежащей к одной и той же социальной среде и возрастной группе.
Деятельность волонтера – это не развлечение, а активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в деятельность, умение получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Всё это будет формироваться в процессе подготовки на профилактических и обучающих тренинговых занятиях. По принципу «равный - равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, они будут обучаться сами.
Программа предполагает, что молодые люди станут иначе относиться и к себе, и к окружающему миру, приобретают умения и навыки.
Они учатся: завоевывать авторитет; слушать и слышать, говорить интересно и поэтому — убедительно; уважать себя и уважать других; работать с аудиторией;
аргументировать свою точку зрения; выполнять свои обязательства; преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путем; работать в группе и выступать при этом в разных ролях.
Работа в волонтерской команде поможет обучающимся поменяться внешне и внутренне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток приобретает самоуважение, станет уверенным, привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему будет проще общаться, взаимодействовать, включаться в любую деятельность, он будет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в тоже время толерантность и уважение к окружающим.
Посредством волонтерской деятельности обучающиеся развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают свои личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.
С чего начинается волонтерское движение? (приложение 1)
Какие существуют способы привлечения подростков к добровольческой деятельности? (приложение 2)
Различают 12 ведущих мотивов для привлечения обучающихся к волонтерской деятельности. (приложение 3)
Основными важными принципами деятельности волонтерского объединения являются:
- Социальная значимость деятельности команды волонтеров.
- Добровольность участия обучающихся в мероприятиях .
- Инициатива, самодеятельность и творчество детей.
- Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.
Кодекс волонтеров:
- Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!;
- Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше! (организация «Веселых переменок», дней профилактики в начальной школе);
- Акции – дело важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: глупо самим причинить себе вред! (проведение акций по ЗОЖ);
- Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение: тренинги «Я - лидер», «Уверенность в себе», «Успешное общение», «Твоя цель – твой успех», «Ты и команда», «Я – творческая личность»);
- Готовы доказать на деле здоровый дух в здоровом теле! (Участие в окружных, областных творческих конкурсах) ;
- Снова и снова скажем народу : «Зависимость может украсть свободу!» (агитация с целью пропаганды ЗОЖ и не только);
- Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – социальное проектирование! (Пишем социальные проекты);
- День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры);
- Соблазнов опасны подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да», и помни, что выбор есть всегда!
Принципы деятельности волонтера:
- не навреди нуждающимся в помощи;
- соблюдай правила, порядок, дисциплину;
- соблюдай и удерживай профессиональные и личные границы;
- вкладывай усилия, старания, доброту;
- опирайся на свои реальные жизненные возможности.
Правила деятельности волонтера:
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Веди здоровый образ жизни!
- Твой образ жизни – пример для подражания
Заповеди волонтеров школы:
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги и защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
- Оценивай себя и товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Качества, которыми, должен обладать волонтер:
- активность;
- терпимость;
- трудолюбие;
- организованность;
- коммуникабельность;
- целеустремленность;
- исполнительность;
- ответственность;
- восприимчивость
Права и обязанности:
Каждый волонтер имеет право на:
- участие в соуправлении школы и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения;
- уважение человеческого достоинства, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
- укрепление здоровья.
Каждый волонтер обязан:
- принимать участие в мероприятиях и занятиях, проводимыми волонтерами и для волонтеров;
- ответственным за работу и свое поведение;
- выполнять поручения и рекомендации координатора;
- быть дисциплинированным;
- выполнять требования Устава школы, правил внутреннего распорядка для учащихся школы;
- уважать честь и достоинство каждого человека;
- проявлять взаимную вежливость и терпимость друг к другу
Каждому волонтеру запрещается:
- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
- играть в карты и другие игры на деньги;
- находиться в верхней одежде и головных уборах в помещении школы;
- находиться в спортивном зале без сменной спортивной обуви;
- употреблять в своей речи нецензурные слова и выражения.
Педагогические технологии, применяемые в работе со старшеклассниками-волонтерами
Личностно ориентированные технологии. Сюда относят технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственной деятельности, т.к. принимают активное участие в организации и проведении школьных и окружных акций различной направленности, флеш-мобов, областных конкурсах творческих работ «Краски жизни», «Сделай свой выбор» и др. Одним из положительных моментов этой технологии является привлечение к творческой деятельности детей «группы риска». Следовательно, дифференцированный подход осуществляется на индивидуальном уровне.
Информационные технологии. Компьютер используется для иллюстрации материала при проведении модуль-тренингов, тематических мероприятий, Интернет уроков, интерактивных игр, социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, в режиме on-line. Оформление информационных буклетов, листовок позволяет учащимся высказать свое негативное отношение к социальным проблемам. Работа волонтерского объединения находит свое отражение в социальных сетях. Имеется регистрация в ВК («В контакте»). Это необходимо для привлечения новых учащихся и обмена информацией.
Интерактивные подходы. Модуль-тренинги содержат интерактивные упражнения, направленные на изучение нового. В ходе таких занятий детям предлагается выполнить различные творческие задания, обсудить сложные дискуссионные вопросы и проблемы, наметить пути их решения через «дерево решений», «мозговой штурм». Интерактивные игры, встречи со специалистами позволяют посмотреть на проблему с другой стороны.
Работа в малых группах - одна из популярных стратегий, т.к. она активизирует подростков. Каждый ребенок принимая участие в обсуждении поставленного вопроса, высказывает свое мнение, предположение. Дети в этот момент практикуют навыки сотрудничества, межличностного общения.
Равное обучение – один из самых эффективных профилактических приемов. Это процесс обмена информацией, навыками и приемами между учащимися и старшеклассниками-волонтерами по принципу «равный - равному».
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик обучает другого ребенка. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.
VI. Инновационная деятельность образовательного учреждения в ходе реализации Программы
Обновление нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения способствует расширению возможностей для творческого поиска, стимулирует инновационную деятельность педагогов.
Системность и целостность внедряемых педагогических инноваций, должны осуществляться на уровне современных требований.
Организация научно-методической помощи руководителям волонтерских объединений Борисоглебского городского округа со стороны следующих инфраструктур: МБУ ДОД БГО центр «Социальной адаптации молодежи», психоневрологического диспансера, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, медицинского колледжа, ОГУ «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» (г. Воронеж) в реализации инновационных программ, просветительная работа обученного педагога в коллективе, активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы школы, участие в конкурсах «Волонтер года», «Лучший наркопост», окружном этапе областного конкурса по организации профилактической работы в образовательных организациях БГО должны помочь педагогам в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности и способствовать развитию творческой атмосферы.
Повысить профессиональную компетентность педагогов, нацелить на достижение высокой эффективности работы по воспитанию и социализации подрастающего поколения в режиме инноваций возможно через разные формы: направление на курсы повышения квалификации; участие в работе окружной школы актива волонтеров, конференций, вебинаров, “круглых столов”, семинаров-практикумов на окружном и областном уровнях, в том числе с приглашением различных специалистов; самостоятельную работу по изучению литературы по теме.
Показателем высокого качества инновационной деятельности является подготовка и результативное участие обучающихся в конкурсах, смотрах-фестивалях, экспериментальной деятельности на школьном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.
VII. Организационно-методическое обеспечение реализации Программы
В воспитательном процессе предусматривается использование комплекта учебно-методической литературы, изданного Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и ОГУ «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» в рамках областных целевых программ, методических разработок, рекомендованными МБУ ДОД БГО Центром «САМ», волонтерским объединением «Добрая воля».
VIII. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся
Воспитание и социализация обучающихся осуществляются не только школой, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в следующих направлениях: путем проведения тематических родительских собраний, конференций, встреч со специалистами в рамках ежегодных акций “Территория здоровья”, “Скажи детству без насилия: ДА!”, “Возврати ребенка в семью”, месячника по росту социального сиротства среди несовершеннолетних, выпуска информационных буклетов, памяток, мобильных стендов; совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, благотворительных акций: “Мы же люди”, “Белый цветок”, “Собери ребенка в школу”, “Скажи спасибо ветерану”; “Апельсин”, “Карандаш”, “Милосердие”, “Крупинки добра”; привлечения к участию в конкурсах творческих детских работ окружного и областного уровней «Краски жизни», «Здоровый образ жизни в твоем кадре».
Социальное партнерство
Важным условием эффективной реализации задач воспитания и социализации обучающихся и достижения значимой для всех цели является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива школы. Планируется создание сети социальных партнеров.
Эффективное социальное партнерство предполагает наличие у потенциального партнера общественной потребности объединения усилий для включения в подобную деятельность, готовность к такому сотрудничеству, инициативу всех участников.
Социальное партнерство основано на взаимном доверии, искреннем интересе, понимании, профессиональной компетенции, добровольности, перспективе, уважении и творчестве.
Единая система воспитательного пространства на основе социального партнерства и цели этого сотрудничества отражены в приложении 4 и приложении 5.
Социальная активность обучающихся
Формирование у обучающихся устойчивых духовно-нравственных качеств, овладение ими этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами поведения и социальной адаптации в современном обществе планируется в ходе участия в мероприятиях и акциях различной направленности, перечисленных в приложении 6 и приложении 7 и п. V Программы.
IX. Планируемые результаты воспитания и социализации
в области формирования личностно-культурного развития: увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в добровольческую деятельность, обеспечение самореализации их личностей через систему дополнительного образования; осознанное принятие ими базовых ценностей и духовных традиций; воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма; развиты трудолюбие и целеустремленность; осознаны ценности человеческой жизни, физического и нравственного здоровья;
в области общественно – социальных отношений: развито самоуправление школьников, предоставлена им возможности в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем; развита доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им; сформировано сознательное отношение учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
X. Портрет выпускника школы № 4 из числа волонтеров
Обобщенный результат воспитательной деятельности школы фиксируется в портрете ее выпускника:
- умеющий организовать свою деятельность, пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах окружного и регионального уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
XI. Эффективность реализации Программы образовательным учреждением
Каждое из основных направлений воспитания и социализации обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного становления гражданина России.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Показателем эффективности реализации Программы можно считать результативное участие обучающихся в конкурсах, смотрах-фестивалях и их активное участие в социально значимой деятельности.