Программа волонтерского объединения старшеклассников "Кто, если не мы..." (МБОУ БГО СОШ № 4, г.Борисоглебск, Воронежская обл.)

Разделы: Социальная педагогика


Волонтерство – это путь к саморазвитию.

(Срок реализации Программы – 5 лет, на 2015–2020 гг.)

План работы волонтерского объединения «Кто, если не мы…» на 2017/ 18 учебный год

I. Концептуальные основы Программы

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу? Для этого необходимо пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту и потребности быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции. Эту задачу можно решить через включение учащихся в социально-значимую деятельность. Именно она способна сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка, чем навязанная извне.

Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей доброй воле, по согласию, а не по принуждению.

Они помогают всем, кто нуждается в помощи: ветеранам Великой Отечественной войны и педагогического труда, пожилым людям, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Благополучатели должны почувствовать, что вокруг них живут люди, по зову души и сердца, способные разделить их проблемы и заботы, проявить доброту к ближнему. Цитируя слова известного писателя Марка Твена, можно сказать, что «доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». В основе этой помощи лежит стремление участников сделать окружающих добрее, счастливее, радостнее и от этого стать самим духовно и нравственно богаче.

В настоящее время, в период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, насилия рекламы и подмены ценностей, дети и молодежь каждый день должны делать выбор, противостоять соблазнам жизни. Некоторые из молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни.

Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы , такие как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление психоактивных веществ (ПАВ).

Сегодня важно обеспечивать формирование новой молодежной культуры, которая должна прийти на смену чуждой субкультуре, ориентированной исключительно на стимулирование низменных чувств и криминальных интересов, связанных с распространением ПАВ. Современная научная профилактика употребления психоактивных веществ прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.

Волонтерское движение может выступить в качестве ведущего метода профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности, усилить сопротивляемость личности негативным влияниям среды, формировать у подрастающего поколения навыки социальной и личностной компетентности.
Программа волонтерского объединения старшеклассников «Кто, если не мы…» МБОУ БГО СОШ № 4 реализуется с 1 сентября 2015 года.

Программа объединения представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социализации, целью взаимодействия с которыми является совместное обеспечение условий для воспитания обучающихся.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
  • Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;
  • Конвенция ООН “О правах ребенка”;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (с изменениями от 22.08.2004 г.);
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторский коллектив: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р);
  • План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р);
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);
  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);
  • Устав МБОУ БГО Борисоглебской СОШ №4;
  • Положение о волонтерском движении МБОУ БГО СОШ № 4;
  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 4 (принято решением педсовета от 23.03.2011 г., протокол № 6);
  • Основная образовательная программа основного общего среднего (полного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 4 (5-9, 10-11) (принято решением педсовета от 29.12.2011 г., протокол № 4);
  • Положение об управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 4 (принято на Конференции, протокол № 2 от 19.12.2007 г.);
  • Программа развития системы духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся МБОУ БГО Борисоглебской СОШ № 4 Воронежской области на 2012–2017 гг.;
  • Программа волонтерского объединения старшеклассников «Кто, если не мы…» МБОУ БГО СОШ № 4 (утверждена 01.09.2009 г.);
  • Программа волонтерского объединения старшеклассников «Кто, если не мы…» МБОУ БГО СОШ № 4 (утверждена 01.09.2012 г.) с изменениями и дополнениями;
  • договоры о социальном партнерстве МБОУ БГО СОШ № 4 с учреждениями

Программа разработана с учетом опыта реализации воспитательной работы школы.

II. Цель, основные задачи воспитания и социализации обучающихся, миссия Программы

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, учреждений дополнительного образования детей, общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Педагоги образовательного учреждения призваны взять на себя инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен формироваться на основе социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодёжи.

Общая стратегическая цель: мобилизация деятельности педагогических кадров и личностных ресурсов обучающихся, направленных на формирование современного национального воспитательного идеала, создание оптимальных условий для воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Деятельность волонтерского объединения направлена на формирование адаптивных, социально - активных черт учащегося с акцентом на ценностный потенциал личности школьника, который включает в себя: гражданскую активность; чувство собственного достоинства, уверенность в себе; чуткость, отзывчивость, гуманизм, оптимизм; отношение к семье как к базовой ценности общества; ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Общие задачи: формирование способности обучающихся к развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – “становиться лучше”.

  • в области формирования личностно-культурного развития: вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; осознанное принятие базовых ценностей и духовных традиций; воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма; развитие трудолюбия и целеустремленности; осознание ценности человеческой жизни, ценности физического и нравственного здоровья;
  •  в области общественно-социальных отношений: развитие самоуправления школьников, предоставление им возможности в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.

Волонтерство – это возможность самосовершенствования и личностного роста, развития профессиональных навыков, получения первого опыта работы в команде, расширение круга общения; реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять участие в социальном развитии.

Поступок волонтера влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие. Волонтерская деятельность может помочь увести детей с «улицы», воспитать у них чувство сострадания и милосердия, до некоторой степени, если не облегчить, то хотя скрасить жизнь пожилых людей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Самое главное, волонтеры могут найти себе занятие в каждом доме, дворе, квартале, городе. И для этого не требуется слишком больших затрат. Должно быть желание и воля.

Волонтерство – это не работа, не хобби, не увлечение, это призвание.

Таким образом, миссия нашей волонтерской команды - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора, т.е. сформировать его социальную компетенцию.

Общая стратегическая цель волонтерского объединения: мобилизация личностных ресурсов подростков, направленных на формирование активной жизненной позиции.

Цель Программы: развитие добровольческого движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на волонтерскую деятельность и их культуры социального служения обществу.

Задачи Программы: формирование у школьников понимания сущности добровольной помощи людям; вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности; популяризация трудовой деятельности несовершеннолетних; воспитание толерантности; содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков; формирование сплоченного деятельностного коллектива волонтеров, пропаганда здорового образа жизни их личным примером; оказание старшеклассниками из числа волонтеров позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей; создание условий, позволяющих молодому поколению своими силами вести работу, направленную на популяризацию здорового образа жизни в подростковой среде; возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения; привлекать в ряды добровольцев учащихся, состоящих на внутришкольном учете; поддерживать механизм работы школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей.

Миссия Программы: организация единого воспитательного пространства для формирования базовых национальных ценностей при достижении цели Программы и решении поставленных задач.

III. Ключевые действия, направленные на реализацию поставленных целей и задач

  • подготовка кадров;
  • информационно-методическая работа (семинары, конференции, мастер-классы, открытые внеклассные мероприятия, исследование и эксперимент);
  • создание методической копилки (разработки и конспекты мероприятий, презентации, видеоматериалы, публикации методических материалов, в том числе на педагогических сайтах).

IV. Ценностные установки и основные направления воспитания учащихся

Основным содержанием воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших,); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Предполагается непрерывное формирование базовых ценностей на различных ступенях образования в следующей последовательности:

Начальная школа: формирование первичных представлений о ценностях – расширение позитивного эмоционального опыта отношения к себе, семье, обществу, государству – посильное участие в общественно-полезной деятельности. 

Ключевое слово: знакомство с базовыми ценностями.

Основная школа: принятие базовых ценностей на личностном уровне – формирование этнической, национально-территориальной и гражданской идентичности обучающихся – приобретение первичного опыта выполнения различных социальных ролей на основе усвоенных базовых ценностей. 

Ключевое слово: принятие базовых ценностей на личностном уровне.

Ступень полного общего образования: формирование мировоззренческих основ деятельности обучающихся–осмысленно-позитивное отношение к себе, семье, обществу и государству – социализация (средствами трудовой деятельности, самостоятельной разработки и реализации общественно-полезных проектов, социального одобрения применения усвоенных ценностей).

Ключевое слово: самостоятельное применение в реальной жизни усвоенных ценностей.

Реализация Программы осуществляется посредством создания социально открытого пространства, в котором ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей реализуются в практической жизнедеятельности: в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в урочной, во внеучебной деятельности, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся на всех ступенях образования.

Предполагается, что освоение учащимися начальной школы базовых ценностей формирует у них предпосылки к вовлечению в волонтерскую деятельность в подростковом возрасте.

V. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Организация содержания воспитания и социализации обучающихся основывается на следующих принципах:

  • ориентация на идеалы;
  • аксиологический принцип (ценностный подход);
  • принцип следования нравственному примеру;
  • принцип идентификации (отождествления себя);
  • принцип диалогического (равноправного )общения;
  • принцип полусубъектности воспитания; (включение в разные виды активности);
  • принцип системно-деятельностной организации воспитания (интеграция системы ценностей).

Программа направлена на обеспечение положительной динамики личностного роста школьников, широкие возможности самореализации через разнообразные формы урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, социальных и культурных практик. Таким образом, осуществляется интеграция в начальной школе, основной и в период получения основного общего образования.

Преемственность на различных ступенях образования осуществляется через организацию акций и мероприятий различных направленностей.

Организация социально открытого пространства воспитания личности, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации; социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Волонтерская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и форм гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности.

Основные направления деятельности волонтерского объединения:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • формирование здорового образа жизни;
  • общественно-полезная деятельность;
  • экологическое направление

Деятельность волонтерского объединения «Кто, если не мы…» осуществляется по 8 модулям: «Милосердие», «ЗОЖиК», «Наглядная агитация», «Творческая мастерская», «Экология», «Я - исследователь», «Подросток», «Я - патриот».

№ п/п

Направление
деятельности волонтерского объединения

Модуль

Цель модуля

Мероприятия

1.

 

Гражданско- патриотическое

 

«Подросток» Поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки детей, обеспечение их эмоционального благополучия, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних; - проведение школьной акции «Подросток плюс»;

«Я - патриот»

Привить любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, почитать старшее поколение, ценить их заслуги перед Отечеством

- волонтерское сопровождение народного шествия «Бессмертный полк»;
- проведение Всероссийской акции «День неизвестного солдата»;
- участие во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», «День Героев Отечества» (ВОД «Волонтеры Победы»);
- оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны в ходе акции «Чистые окна» в рамках реализации окружных акций «Весенняя неделя добра», «Сто славных дел»;
- участие в акции «Скажи спасибо ветерану»;
- реализация социального проекта патриотической направленности «Живая память».

2.

Духовно-нравственное

«Милосердие»

Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания

- проведение благотворительных акций «Апельсин»,«Карандаш», «Милосердие», «Крупинки добра» среди учащихся школы, в ходе которых оказывается помощь обучающимся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанникам специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ, нуждающимся из приходов Борисоглебских храмов;
- участие в окружных и областных социальных благотворительных акциях «Марафон добрых дел», «Белый цветок», «Мы же люди»;
- участие в благотворительной акции в рамках VII Всероссийской акции «Добровольцы - детям».

«Наглядная агитация» Привлечение внимания общественности к проблемам нравственности, духовности, здоровья Выпуск стенгазет, распространение буклетов, памяток, информационных листов, мобильных стендов, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

3.

Формирование здорового образа жизни

«ЗОЖиК»

Пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков

- участие в проведении досуговых и обучающих мероприятий: интерактивной игры «Живи разумно», тематических модуль – тренингов «Нереальная жизнь», «Время доверять», «Дыши свободно», «ВИЧ/СПИД: мы знаем как себя защитить», «Территория безопасности», «Мастер общения», «Толерантность как умение жить среди людей», «Пиво и энергетические напитки: миф или реальность», «Формула антистресса», «Программа моей независимости», «Учимся принимать решения в опасных ситуациях», «Умение противостоять чужому давлению» и др.;
- участие в ежегодных окружных акциях «Территория здоровья», «Доверяй с нами», игре-путешествии «Путеводитель здоровья в рамках социального проекта по здоровому образу жизни», в интеллектуальных играх по ЗОЖ «Своя игра»;
- участие в ежемесячных модуль-тренингах, мастер-классах, организованных для лидеров волонтерских объединений МБУ ДОД БГО Центром «САМ»;
- привлечение к профилактической работе специалистов: ПНД, ОДН, УФСКН, медколледжа;
- проведение мероприятий спортивной направленности: подвижные игры «Вместе весело шагать», фитнес-разминки, спортивные состязания в рамках Дня здоровья, спортивные эстафеты для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья общества «Равенство» с участием обучающихся школы;
- участие в областных конкурсах социальной рекламы «Сделай свой выбор», творческих работ «Краски жизни», фотоконкурсе «Здоровый образ жизни в твоем кадре», «Будущее без наркотиков».

4.

Общественно-полезная деятельность

«Творческая мастерская»

Формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей

- изготовление подарков, сувениров для
детей с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда, пожилых людей в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- участие в проектах социальной направленности: «Веселые эстафеты», «Мы вместе» (организация и проведение работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья);
- участие в дискуссионной площадке «Волонтеры среди нас».

5.

Экологическое направление

«Экология»

 

«Я – исследователь»

Формирование бережного отношения к окружающей среде

Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и природе

- помощь в благоустройстве и уборке школьной территории, посадка деревьев и цветов;
- участие в окружной экологической акции «Берег», направленной на очистку берега реки Вороны от мусора.
Исследовательская деятельность учащихся осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся, конечным результатом которой является выпуск печатного сборника тезисов и защита на конкурсах Всероссийского уровня (Биос – олимпиада, г.Санкт-Петербург)

Волонтер – это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.

Волонтерство по пропаганде здорового образа жизни – это доступный и массовый способ профилактики употребления ПАВ и асоциального поведения в обществе.

Формирование здорового образа жизни, согласно Программе, осуществляется через занятия, направленных на формирование психологического и физиологического здоровья и для профилактики поведения высокой степени риска среди детей и подростков. Предполагает систему работы с подростками, которая позволит максимально ненавязчивым путем получить как объективную информацию, так и позитивные навыки поведения.

Основывается она на четырех основополагающих элементах: равное обучение; интерактивность; игра; простота в использовании.

Равное обучение – один из самых эффективных профилактических приемов. Это процесс обмена информацией, навыками и приемами между учащимися и тренерами (ведущими), принадлежащей к одной и той же социальной среде и возрастной группе.

Деятельность волонтера – это не развлечение, а активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в деятельность, умение получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Всё это будет формироваться в процессе подготовки на профилактических и обучающих тренинговых занятиях. По принципу «равный - равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, они будут обучаться сами.

Программа предполагает, что молодые люди станут иначе относиться и к себе, и к окружающему миру, приобретают умения и навыки.

Они учатся: завоевывать авторитет; слушать и слышать, говорить интересно и поэтому — убедительно; уважать себя и уважать других; работать с аудиторией;
аргументировать свою точку зрения; выполнять свои обязательства; преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путем; работать в группе и выступать при этом в разных ролях.

Работа в волонтерской команде поможет обучающимся поменяться внешне и внутренне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток приобретает самоуважение, станет уверенным, привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему будет проще общаться, взаимодействовать, включаться в любую деятельность, он будет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в тоже время толерантность и уважение к окружающим.

 Посредством волонтерской деятельности обучающиеся развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают свои личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

С чего начинается волонтерское движение? (приложение 1)

Какие существуют способы привлечения подростков к добровольческой деятельности? (приложение 2)

Различают 12 ведущих мотивов для привлечения обучающихся к волонтерской деятельности. (приложение 3)

Основными важными принципами деятельности волонтерского объединения являются:

  • Социальная значимость деятельности команды волонтеров.
  • Добровольность участия обучающихся в мероприятиях .
  • Инициатива, самодеятельность и творчество детей.
  • Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.

Кодекс волонтеров:

  • Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!;
  • Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше! (организация «Веселых переменок», дней профилактики в начальной школе);
  • Акции – дело важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: глупо самим причинить себе вред! (проведение акций по ЗОЖ);
  • Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение: тренинги «Я - лидер», «Уверенность в себе», «Успешное общение», «Твоя цель – твой успех», «Ты и команда», «Я – творческая личность»);
  • Готовы доказать на деле здоровый дух в здоровом теле! (Участие в окружных, областных творческих конкурсах) ;
  • Снова и снова скажем народу : «Зависимость может украсть свободу!» (агитация с целью пропаганды ЗОЖ и не только);
  • Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – социальное проектирование! (Пишем социальные проекты);
  • День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры);
  • Соблазнов опасны подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да», и помни, что выбор есть всегда!

Принципы деятельности волонтера:

  • не навреди нуждающимся в помощи;
  • соблюдай правила, порядок, дисциплину;
  • соблюдай и удерживай профессиональные и личные границы;
  • вкладывай усилия, старания, доброту;
  • опирайся на свои реальные жизненные возможности.

Правила деятельности волонтера:

  • Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  • Будь генератором идей!
  • Уважай мнение других!
  • Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
  • Обещаешь – сделай!
  • Не умеешь – научись!
  • Будь настойчив в достижении целей!
  • Веди здоровый образ жизни!
  • Твой образ жизни – пример для подражания

Заповеди волонтеров школы:

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги и защити его.
  • Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  • Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
  • Оценивай себя и товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Качества, которыми, должен обладать волонтер:

  • активность;
  • терпимость;
  • трудолюбие;
  • организованность;
  • коммуникабельность;
  • целеустремленность;
  • исполнительность;
  • ответственность;
  • восприимчивость

Права и обязанности:

Каждый волонтер имеет право на:

  • участие в соуправлении школы и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения;
  • уважение человеческого достоинства, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
  • укрепление здоровья.

Каждый волонтер обязан:

  • принимать участие в мероприятиях и занятиях, проводимыми волонтерами и для волонтеров;
  • ответственным за работу и свое поведение;
  • выполнять поручения и рекомендации координатора;
  • быть дисциплинированным;
  • выполнять требования Устава школы, правил внутреннего распорядка для учащихся школы;
  • уважать честь и достоинство каждого человека;
  • проявлять взаимную вежливость и терпимость друг к другу

Каждому волонтеру запрещается:

  • применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
  • играть в карты и другие игры на деньги;
  • находиться в верхней одежде и головных уборах в помещении школы;
  • находиться в спортивном зале без сменной спортивной обуви;
  • употреблять в своей речи нецензурные слова и выражения.

Педагогические технологии, применяемые в работе со старшеклассниками-волонтерами

Личностно ориентированные технологии. Сюда относят технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственной деятельности, т.к. принимают активное участие в организации и проведении школьных и окружных акций различной направленности, флеш-мобов, областных конкурсах творческих работ «Краски жизни», «Сделай свой выбор» и др. Одним из положительных моментов этой технологии является привлечение к творческой деятельности детей «группы риска». Следовательно, дифференцированный подход осуществляется на индивидуальном уровне.

Информационные технологии. Компьютер используется для иллюстрации материала при проведении модуль-тренингов, тематических мероприятий, Интернет уроков, интерактивных игр, социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, в режиме on-line. Оформление информационных буклетов, листовок позволяет учащимся высказать свое негативное отношение к социальным проблемам. Работа волонтерского объединения находит свое отражение в социальных сетях. Имеется регистрация в ВК («В контакте»). Это необходимо для привлечения новых учащихся и обмена информацией.

Интерактивные подходы. Модуль-тренинги содержат интерактивные упражнения, направленные на изучение нового. В ходе таких занятий детям предлагается выполнить различные творческие задания, обсудить сложные дискуссионные вопросы и проблемы, наметить пути их решения через «дерево решений», «мозговой штурм». Интерактивные игры, встречи со специалистами позволяют посмотреть на проблему с другой стороны.

Работа в малых группах - одна из популярных стратегий, т.к. она активизирует подростков. Каждый ребенок принимая участие в обсуждении поставленного вопроса, высказывает свое мнение, предположение. Дети в этот момент практикуют навыки сотрудничества, межличностного общения.

Равное обучение – один из самых эффективных профилактических приемов. Это процесс обмена информацией, навыками и приемами между учащимися и старшеклассниками-волонтерами по принципу «равный - равному».

Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик обучает другого ребенка. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.

Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.

VI. Инновационная деятельность образовательного учреждения в ходе реализации Программы

Обновление нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения способствует расширению возможностей для творческого поиска, стимулирует инновационную деятельность педагогов.

Системность и целостность внедряемых педагогических инноваций, должны осуществляться на уровне современных требований.

Организация научно-методической помощи руководителям волонтерских объединений Борисоглебского городского округа со стороны следующих инфраструктур: МБУ ДОД БГО центр «Социальной адаптации молодежи», психоневрологического диспансера, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, медицинского колледжа, ОГУ «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» (г. Воронеж) в реализации инновационных программ, просветительная работа обученного педагога в коллективе, активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы школы, участие в конкурсах «Волонтер года», «Лучший наркопост», окружном этапе областного конкурса по организации профилактической работы в образовательных организациях БГО должны помочь педагогам в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности и способствовать развитию творческой атмосферы.

Повысить профессиональную компетентность педагогов, нацелить на достижение высокой эффективности работы по воспитанию и социализации подрастающего поколения в режиме инноваций возможно через разные формы: направление на курсы повышения квалификации; участие в работе окружной школы актива волонтеров, конференций, вебинаров, “круглых столов”, семинаров-практикумов на окружном и областном уровнях, в том числе с приглашением различных специалистов; самостоятельную работу по изучению литературы по теме.

Показателем высокого качества инновационной деятельности является подготовка и результативное участие обучающихся в конкурсах, смотрах-фестивалях, экспериментальной деятельности на школьном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.

VII. Организационно-методическое обеспечение реализации Программы

В воспитательном процессе предусматривается использование комплекта учебно-методической литературы, изданного Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и ОГУ «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» в рамках областных целевых программ, методических разработок, рекомендованными МБУ ДОД БГО Центром «САМ», волонтерским объединением «Добрая воля».

VIII. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся

Воспитание и социализация обучающихся осуществляются не только школой, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в следующих направлениях: путем проведения тематических родительских собраний, конференций, встреч со специалистами в рамках ежегодных акций “Территория здоровья”, “Скажи детству без насилия: ДА!”, “Возврати ребенка в семью”, месячника по росту социального сиротства среди несовершеннолетних, выпуска информационных буклетов, памяток, мобильных стендов; совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, благотворительных акций: “Мы же люди”, “Белый цветок”, “Собери ребенка в школу”, “Скажи спасибо ветерану”; “Апельсин”, “Карандаш”, “Милосердие”, “Крупинки добра”; привлечения к участию в конкурсах творческих детских работ окружного и областного уровней «Краски жизни», «Здоровый образ жизни в твоем кадре».

Социальное партнерство

Важным условием эффективной реализации задач воспитания и социализации обучающихся и достижения значимой для всех цели является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива школы. Планируется создание сети социальных партнеров.

Эффективное социальное партнерство предполагает наличие у потенциального партнера общественной потребности объединения усилий для включения в подобную деятельность, готовность к такому сотрудничеству, инициативу всех участников.

Социальное партнерство основано на взаимном доверии, искреннем интересе, понимании, профессиональной компетенции, добровольности, перспективе, уважении и творчестве.

Единая система воспитательного пространства на основе социального партнерства и цели этого сотрудничества отражены в приложении 4 и приложении 5.

Социальная активность обучающихся

Формирование у обучающихся устойчивых духовно-нравственных качеств, овладение ими этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами поведения и социальной адаптации в современном обществе планируется в ходе участия в мероприятиях и акциях различной направленности, перечисленных в приложении 6 и приложении 7 и п. V Программы.

IX. Планируемые результаты воспитания и социализации

 в области формирования личностно-культурного развития: увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в добровольческую деятельность, обеспечение самореализации их личностей через систему дополнительного образования; осознанное принятие ими базовых ценностей и духовных традиций; воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма; развиты трудолюбие и целеустремленность; осознаны ценности человеческой жизни, физического и нравственного здоровья;

 в области общественно – социальных отношений: развито самоуправление школьников, предоставлена им возможности в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем; развита доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им; сформировано сознательное отношение учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.

X. Портрет выпускника школы № 4 из числа волонтеров

Обобщенный результат воспитательной деятельности школы фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий организовать свою деятельность, пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах окружного и регионального уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культуры;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

XI. Эффективность реализации Программы образовательным учреждением

Каждое из основных направлений воспитания и социализации обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного становления гражданина России.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Показателем эффективности реализации Программы можно считать результативное участие обучающихся в конкурсах, смотрах-фестивалях и их активное участие в социально значимой деятельности.

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10