Организация методической работы в школе по реализации ФГОС основного общего образования
Наша школа находится в ситуации введения ФГОС ООО на втором уровне обучения в 5 классе.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался ещё в прошлом учебном году. В результате подготовительной работы к внедрению ФГОС на первом этапе были решены следующие задачи моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности, а именно: реализация педагогического проекта «Мы вместе».
Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества. И очень важно, какими людьми вырастут наши воспитанники. В наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Это обосновано тем, что мир, в котором живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологии. С каждым годом процент детей с ОВЗ растет. В обществе назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ. Одной из целей развития системы внеурочной деятельности является привлечение таких детей, их социализация, развитие личностного потенциала ребенка через творческую реабилитацию.
Творческая реабилитация - это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Для родителей и педагогов возникает ряд вопросов:
Со стороны педагогов:
- как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми так, чтобы добиться положительной динамики в творческой деятельности детей с ОВЗ.
Со стороны ребенка с ОВЗ:
- найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет в обществе.
Со стороны родителей:
- проблема недостаточной информированности родителей в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ.
Проект «Мы вместе» предназначен для организации педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в социальную среду.
Цель проекта: моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях внеурочной деятельности.
Задачи:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса образования детей с ОВЗ;
- совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей).
Основные участники проекта:
- дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ;
- педагоги МБОУ «БСШ №2»;
- социум.
Кадровое обеспечение:
№ |
Ф. И. О. |
Должность |
Функции |
1. |
Лашова Наталья Борисовна |
учитель |
Разработчик проекта, реализатор |
2. |
Климкина Ольга Михайловна |
учитель |
реализатор |
3. |
Зырянова Анна Николаевна |
учитель |
Разработчик проекта, реализатор |
4. |
Попкова Фарида Вахитовна |
учитель |
реализатор |
5. |
Латыпова Альфия Хамитовна |
Социальный педагог |
реализатор |
6. |
Фирсова Наталья Николаевна |
Педагог - психолог |
реализатор |
Реализация проекта рассчитана на 1 год с выделением следующих этапов:
№ |
Название этапа |
Сроки реализации |
Цель |
1. |
Организационно- практический |
Сентябрь 2017г. |
Формирование рабочей группы по разработке проекта работы с детьми с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ «БСОШ №2». |
2. |
Проведение мероприятий с детьми ОВЗ |
Октябрь–апрель 2017-2018г. |
Разработка и внедрение комплекса игр и упражнений с детьми специалистами МБОУ «БСОШ№2»: педагог-психолог, социальный педагог, логопед, инструктор по физической культуре. |
3. |
Контрольно-диагностический |
Май 2018 г. |
Подведение итогов работы в рамках данного проекта, оценка его результатов и распространение опыта работы на ШМО учителей начальной школы. |
План реализации проекта
№ |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Приёмы, методы, формы. |
Дата проведе-ния |
1. |
Индивидуальные и групповые занятия, игры. |
Педагог-психолог |
Концентрация внимания. Словесный, наглядный методы. Мотивационный настрой. |
Сентябрь - май |
2. |
Коррекционные часы. |
Классные руководители |
Формы: групповая и индивидуальная работа. |
Сентябрь - май |
3. |
Ежедневные физминутки, ритмика, ЛФК. |
Классные руководители, |
Формы: групповая и индивидуальная работа. |
Сентябрь - май |
4. |
Индивидуальные и групповые занятия, игры. |
Логопед |
Формы: активная форма обучения (парная) фронтальная, индивидуальная. |
Сентябрь - май |
5. |
Групповые занятия, игры, экскурсии. |
Социальный педагог |
Мотивация: игровая форма. |
Сентябрь - май |
6. |
Конкурс стихов |
Разработчики проекта, родители |
Мотивация: игровая форма. |
Декабрь |
7. |
Конкурс «Семейная мастерская» в рамках праздника «Семейные посиделки» |
Разработчики проекта, родители |
Мотивация: игровая форма. |
Февраль - март |
8. |
Праздник «Минута славы» |
Разработчики проекта, родители |
Мотивация: игровая форма. |
Май |
В работе с детьми предполагаются индивидуальные формы работы:
- акция «Напиши письмо другу»;
- новогоднее поздравление ребенка-инвалида, украшение комнаты, окна в комнате;
- «Мой портрет» - стенгазета о ребенке, его увлечениях, достижениях.
- встречи с интересными людьми;
- организация и проведение выставок творческих работ;
- праздники, концерты, развлекательные мероприятия;
- ведение «Портфолио ученика»;
- олимпиады UCHI.RU;
- учебные проекты;
- акции, конкурсы РДШ.
Ожидаемые результаты: При условии успешной реализации данного проекта:
- Достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии.
- Наблюдается успешная социализация ребенка в условиях внеурочной деятельности.
- Создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями.
- Повышена информационная компетентность родителей детей с ОВЗ.
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта:
- Наличие положительной динамики достижений ребёнка с ОВЗ и уровень освоения им образовательной программы.
- Наличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в коррекционно–педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в условиях дополнительного образования.
- Доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации.
- Доля детей с ОВЗ, участвующих в творческих, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
- Доля родителей повысивших информационную компетентность в социализации детей с ОВЗ.
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми. - М.: АРКТИ, 2002.
4. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2005.
5. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
6. Интернет-ресурсы
Статья в электронную газету «Ветер перемен» МБОУ «Берёзовская СОШ №2» https://vk.com/veter_peremen_bsosh
МИНУТА СЛАВЫ
26 апреля в рамках педагогического проекта «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья прошёл школьный фестиваль «Минута славы».
Много гостей собралось в зале, чтобы показать свой талант. А он обязательно есть в каждом человеке. Талант, как зёрнышко, которое в нас посадил Господь Бог. Если ухаживать за ним, то он будет развиваться, а если лениться, то погибнет. Вера в себя, в свою силу – это уже талант.
На сцену выходили, сменяя друг друга наши маленькие звёздочки. Зрители наслаждались прекрасными работами. Это были и рисунки, и поделки из самых разных материалов.
Громкими аплодисментами зал встречал творчество юных талантов
- Борисовой Юлии (1 «Б»),
- Утёмовой Виктории (1«Г»),
- Камалетдиновой Румии (1 «В»),
- Анечки Закирзяновой (1 «Д»),
- Донцова Святослава (2 «А»),
- Никиты Смирнова и Светы Мелединой (2 «Г»),
- Шарапулина Лики (3 «А»),
- Мальмагутовой Кристины (4 «А»),
- Титова Вити (3»Б»).
Особенно хочется отметить выставку рисунков
- Чернышевой Софьи (2 «В») и
- Пашовой Виктории (2 «Г»). Молодцы, девочки!
Затаив дыхание, зрители слушали чтение стихотворения С. Я. Маршака «Багаж» в исполнении Жанкова Андрея (3»Б»).
Трогательным получилось выступление Стяжкова Кирилла и его мамы Тамары Андреевны (1 «А»). Мы на примере увидели доброе общение мамы и сына перед сном.
Творчество наших участников не знает границ! И вот зал уже рукоплещет нашим мальчишкам Геворгу Назарян (3 «А»), он убедил всех раз и навсегда, что лучшая игра – это футбол!
Русинову Паше (2 «Г») за захватывающий виртуозный танец Брейк-данс. Теплоухову Павлу (3 «А»), его увлечение шахматы - это одна из древнейших настольных игр и Павел овладел ею настолько, что выигрывает золотые медали на краевых играх.
Фестиваль получился ярким, интересным, запоминающимся не только выступлениями конкурсантов, но и музыкальными номерами и играми ребят – волонтёров из 3 «А» и 2 «Г» классов. Большое спасибо вам, девчонки и мальчишки!
Огромную благодарность мы выражаем родителям за поддержку и развитие таланта своих детей, за то, что откликнулись и пришли к нам на фестиваль.
Мы надеемся, что эта «Минута славы» станет для всех участников очередной ступенькой в покорении жизненных вершин. Желаем всем удачи и успеха!