Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствие с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
В настоящее время для всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, создание необходимых условий, при которых дошкольник чувствует себя полноценным человеком и подготовлен к обучению в школе.
Исследователи утверждают, что 90% информации воспринимается человеком визуально. Для ребенка, сталкивающегося с огромным количеством информации, новых и незнакомых объектов, высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуальной информации, безусловно, важна и необходима. Однако это свойственно далеко не всем детям. Низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала характерен даже для детей с нормальным зрением (40-80%).
Недоразвитие зрительного восприятия приводит к определенным проблемам начального обучения детей и требует соответствующей помощи.
Зрительные функции формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде. По мере обогащения перцептивного опыта у детей вырабатываются индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.
Исследования ведущих психологов и тифлопедагогов (Л.В.Плаксиной, Л.В.Рудаковой и других) показывают наличие определенных трудностей в развитии математических представлений у детей с нарушением зрения. У детей с нарушением зрения чувственный опыт беднее, поэтому они затрудняются в выделении существенных свойств предметов и явлений. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижена визуальная память и продуктивность запоминания (часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность заданий, ошибаются при описании предметов и картинок).
У ряда детей наблюдается: низкая активность припоминания, отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, сравнении; ригидность мышления.
М.И.Земцова отмечает, что недостатки зрительно-пространственного анализа и синтеза затрудняют формирование предметных и пространственных представлений. Восприятие у детей замедленно, фрагментарно, многоэтапно, поэтому возникают трудности при формировании образных представлений, страдает полнота восприятия.
В связи с неполным чувственным восприятием возникают и недостатки в развитии речи.
Также, у детей наблюдаются нарушения в развитии моторных и двигательных функций, координации сложных движений, снижение скорости и ловкости выполнения движений. Дети затрудняются в выполнении задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Белецкая В.И. отмечает, что детям с нарушением зрения свойственна утомляемость, сниженная работоспособность. Дети ранимые, склонные к отрицательному переживанию эмоций.
Таким образом, при нарушении зрительный функции у детей возникает ряд вторичных отклонений, ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики. Без специально направленного педагогического воздействия, все это отрицательно сказывается на формировании психофизического развития ребенка.
Для эффективной коррекционно-педагогической работы необходимо соблюдать ряд требований:
- формируются подгруппы в соответствии с диагнозом по остроте зрения;
- учитывается диагноз при посадке детей на занятия;
- к наглядным пособиям и оборудованию.
Требования, предъявляемые к учебным пособиям и оборудованию, а также посадке детей на занятиях, подробно описаны Э.С.Аветисовым.
В работе с дошкольниками предусматривается широкое применение наглядных пособий, но в специализированных группах необходимо учитывать специфику нарушений зрительных функций. Поэтому мы придерживаемся следующих правил:
- Демонстрационный материал выставляется на уровне глаз ребенка;
- Для детей с низкой остротой зрения и сходящимся косоглазием используются подставки;
- Демонстрационный материал увеличен в 1,5 раза по сравнению с общепринятыми размерами (геометрические фигуры, модели, схемы и др.);
- Предоставляется возможность рассматривания предметов или картин более длительное время;
- Не рекомендуется использовать предметы с блестящей поверхностью;
- Изображения должны быть с четким контуром;
- Наряду с плоскостными фигурами (наглядно-раздаточный, счетный материал) чаще, чем общепринято используются объемные предметы и игрушки (елочки, матрешки и т.д.);
- Используются тетради в крупную четко выраженную клетку.
При пояснении заданий, оно предъявляется частями и выполняется поэтапно. Этот способ облегчает усвоение детьми практических навыков. В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детям часто предлагаются упражнения в счете окружающих предметов, в их сравнении между собой, нахождении общих и отличительных признаков. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета вводится счет с опорой то на зрение, то на слух, то на осязание. В связи с нарушением глазодвигательной функции зрения при косоглазии затрудняется счет движущихся предметов, поэтому часто используется счет движений (прыжков, хлопков, шагов). При измерении предметов, наряду с фронтальной демонстрацией действия, каждый ребенок самостоятельно выполняет все те же действия и проговаривает, что он делает.
Физминутки, гимнастика для глаз с математической направленностью используются в разнообразной деятельности детей (изо, режимные моменты, прогулки и др.)
На каждого ребенка в соответствии с диагнозом, уровнем овладения умений и навыков в различных областях, составляется индивидуальный маршрут, куда включаются и упражнения на формирование «западающих» элементарных математических представлений. Кроме этого, индивидуальные упражнения включаются в утренний и вечерний отрезок режима дня.
Помимо специально организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в режиме дня предусмотрены дидактические, подвижные, коммуникативные и другие игры математической направленности.
Для закрепления, совершенствования проделанной работы привлекаются родители. В перспективном планировании работы с родителями предусмотрены мероприятия по РЭМП. Также организуются консультации, рекомендации, разъяснения, папки-передвижки. Для обобщения и закрепления материала по РЭМП запланированы праздники, развлечения математического содержания.
Обобщая опыт работы в данном направлении можно отметить, что положительный эффект в работе по РЭМП с детьми, имеющих нарушения зрения, достигается, если соблюдается
- Систематичность:
- образовательная деятельность детей по РЭПМ организуется еженедельно, в соответствии с планом и ФГОС;
- мероприятия математической направленности включены в режим дня;
- для обобщения и закрепления материала организуются творческие мероприятия.
- комплексный подход:
- совместная деятельность воспитателя с учителем –дефектологом, психологом;
- тесная взаимосвязь с врачом-офтальмологом;
- слаженность действий с родителями.
- Учет особенностей, связанных с нарушением зрения:
- деление на подгруппы по остроте зрения;
- адаптация наглядного материала (величина, фон, цвет);
- посадка детей, учет освещенности;
- дозирование заданий, времени на выполнение;
- использование зрительных тренажеров, релаксации, пальминга;
- соблюдение охранительного режима.
- Учет психофизических индивидуальных особенностей:
- разработка индивидуальных маршрутов;
- планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
При соблюдении данных условий у детей с нарушением зрения будут сформированы элементарные математические навыки и умения в соответствии с ФГОС, несмотря на зрительный дефект. А значит ребенок будет чувствовать себя успешным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у дошкольников. - С-П, 2003.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Учимся видеть и называть. - С-П., 2008 г.
- Белова Т.В., Солнцева В.А. Коррекционные игры и упражнения. - М., 2007 .
- Белова Т.В., Солнцева В.А. Коррекционные игры и упражнения. Готовимся к школе. - М., 2007.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М., 2003. - 400с.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - М.,
- Житомирский В.Г. Математическая азбука. - М., 1991. - 200с.
- Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. – М., 2007.
- Касицина М.А. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие. - М., 1999. - 96с.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., - М., 2012
- Плаксина Л.И. Математика в детском саду для детей с нарушением зрения. - М., 1998.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. - М, 1999.
- Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. - М., 2009.
- Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет). Методическое пособие.
- Рабочая тетрадь. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников.
- Ремезова Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерениях величин. Самара, 2004.