Современные методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах в условиях реализации ФГОС

Разделы: Иностранные языки, Инклюзивное образование


Введение

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность исследования. В последнее время возрастает роль английского языка. На первый план выходят практические навыки владения иностранным языком. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (общение, работа), а знание иностранного языка необходимо для полноценной деятельности в этой сфере. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.

Цель исследования – изучение современных методов обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах в соответствии с ФГОС.

Задачи исследования:

  • Изучить понятие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Рассмотреть специфику обучения английскому языку в средних и старших классах;
  • Выделить методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах.

Базу исследования составили труды таких авторов, как Алехина С.В., Выготский Л.С., Маллер А.Р., Малофеев Н.Н., Панфилова Е.В. и другие.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: понятие, характеристики

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [11].

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Согласно С.В. Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями - это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении [2].

Выделим основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, это связь с внешним миром, социальных контактов со сверстниками и взрослыми, общения с ними, с природой, доступ к культурным ценностям. Эти проблемы связаны не только с социальным, физическим и психическим здоровьем, но это и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.

Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности, которая обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Работа с детьми с ОВЗ ведется в четырех направлениях: управленческом, профилактическом, защитно-охранном, аналитико-диагностическом (таблица 1).

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями, в зависимости от нозологической группы [10]:

  • отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • речевые отклонения;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

От умения врачей и знания ими специфики работы зависит будущее миллионов инвалидов по всей стране. Очень часто из-за неправильного диагноза психолога, логопеда или педагога маленький пациент теряет единственный шанс на социальную адаптацию. Профессиональные навыки воспитателей должны быть направлены не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на укрепление мотивации учеников с помощью специальных технологий. Каждый ребенок с ОВЗ, будь то аутизм, глухота или детский церебральный паралич (ДЦП), обязан развиваться по мере своих возможностей.

Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить детей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации.

Таблица 1.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ

Направление

Содержание

Управленческое

1.Участие в педагогических советах.
2.Консультирование классных родителей.
3.Участие в разработке плана работы службы сопровождения.
4 Составление отчетов и справок.
5.Участие в совещаниях, семинарах и рабочих группах для повышения результативности своей работы  и налаживании контактов.

Профилактическое

1.Изучение контингента учащихся (социальный состав школы).
2.Изучение социума детей.
3.Участие в работе службы сопровождения.
4.Вовлечение учащихся в кружки, секции, студии, ГПД.
5.Сотрудничество с КДН и ОДН.

Защитно-охранное

1. Осуществляется патронаж вновь прибывших учащихся (школьная адаптация).
2. Организация получения льготных проездных документов для учащихся.
3. Контроль за организацией помощи детям из группы риска.
4. Организация летнего отдыха учащихся через ОДН и Комитет по делам молодежи.
5. Трудоустройство учащихся на летний период.

Аналитико- диагностическое

1.Сбор информации об учащихся, задержанных полицией.
2. Анализ работы социального педагога на начало и конец учебного года.
3. Изучение новых воспитательных технологий с целью достижения максимальной эффективности в работе.

Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:

  • Легкие и умеренные нарушения функций.
  • Выраженные отклонения.
  • Высокая выраженность патологий.
  • Резко выраженные нарушения.

Дети с ОВЗ первой степени обладают патологиями, которые часто являются показанием для признания инвалидности. Тем не менее, не все дети из этой категории становятся инвалидами, поскольку при правильном обучении и адекватной нагрузке они способны восстановить отстающие в развитии системы организма. Ко второму виду относятся взрослые пациенты с третьей группой инвалидности и дети с выраженными отклонениями. Патологии ограничивают возможности социальной адаптации этих людей, поэтому они нуждаются в особых условиях для жизни.

Третья степень ОВЗ соответствует второй группе инвалидности у взрослого человека. Дети из данной категории сильно ограничены в процессах жизнедеятельности из-за высокой выраженности нарушений здоровья. К четвертой степени относят пациентов с резко проявленными патологиями функций органов. По причине вышеуказанных отклонений, люди вынуждены жить в условиях социальной дезадаптации. Реабилитационные и лечебные мероприятия на данном этапе редко проходят успешно, поскольку большинство поражений имеют необратимый характер.

Формирование доступной образовательной среды требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Обучение должно происходить в специально обустроенных помещениях, которые будут гарантировать безопасность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы. Существует возможность направления детей-инвалидов в обычные общеобразовательные учреждения, где они смогут учиться на равных со сверстниками [9].

Учебный процесс для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с детьми, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.
  •  

Программа ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) занимается предоставлением соответствующих условий обучения для образования подрастающему поколению с ОВЗ (таблица 2). Стандарт обеспечивает учреждения для инвалидов кадрами с высокой компетенцией, которые будут осуществлять медико-психологическое сопровождение детей.

Таблица 2.
Варианты ФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ

Категория детей с ОВЗ

Варианты ФГОС

Глухие дети

1

2

3

4

Слабослышащие дети

1

2

3

-

Слепые дети

1

2

3

4

Слабовидящие

1

2

3

-

Дети с речевыми нарушениями

1

2

3

4

Дети с ЗПР

1

2

3

-

Умственно-отсталые дети

-

-

3

4

Дети с расстройствами аутистического спектра

1

2

3

4

Процесс распределения базируется на оценке состояния здоровья учеников, решение выносится специальной комиссией. Ребенок принимается на обучение только с согласия родителей. Каждая категория учащихся должна выполнять требования, заявленные в нормативно-правовых документах ФГОС согласно направлению коррекционной работы. Одна из главных задач образования состоит в формировании жизненной компетенции инвалидов. Стандарт предусматривает 4 типа детских программ обучения [10]:

  • Первый учебный план подходит для дошкольников, которые успели к моменту поступления достичь уровня развития сверстников. Они обучаются наравне со здоровыми учениками, но имеют право проходить аттестацию с помощью других форм опроса.
  • Второй тип программы предусматривает пролонгированные сроки обучения для детей с ОВЗ. Ученик может получать образование вместе с другими детьми или учиться в специализированном классе. Процесс обучения подразумевает обязательное использование дополнительного оборудования, которое поможет расширить возможности школьника.
  • Третья категория учеников получается образование по совершенно другой программе, нежели сверстники. Для таких детей создается адаптированная индивидуальная среда, сроки обучения и формы аттестации выбираются экспертной комиссией.
  • Четвертая программа предназначена для инвалидов со множественными нарушениями здоровья. Образование школьников происходит согласно индивидуальному плану, возможно обучение на дому. По окончанию школы ученикам выдается свидетельство установленного образца.

Таким образом, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом, считающимся нормальными для человека данного возраста.

Специфика обучения английскому языку в средних и старших классах

Современные образовательные технологии на уроках английского языка представляют собой четко сформулированный процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимый для достижения определенной цели.

Основные критерии современных образовательных технологий приведены в таблице 3.

Таблица 3.
Критерии современных образовательных технологий

Критерий

Содержание

Системность

Современные технологии обучения английскому языку должны содержать такие признаки системы, как логичность построения процесса, целостность и взаимосвязь отдельных частей.

Концептуальность

Любая технология обязана состоять из научной концепции, которая содержит обоснование достижения образовательных целей с психологической и социально-педагогической стороны.

Эффективность

Технология должна гарантировать результат, который соответствует ФГОС.

Гибкость

Технология должна предусматривать возможность варьирования в зависимости от комфорта и взаимодействия ученика с учителем.

Динамичность

Выбранная технология всегда имеет перспективу дальнейшего развития или преобразования.

Воспроизводимость

Любая технология должна быть понятна, чтобы ее могли применять различные педагоги и ученики в других учебных заведениях.

Современный урок английского языка, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое, так как однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста.

Типы современных образовательных технологий [7]:

1. Коммуникативная - предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках английского языка необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.

2. Дифференцированная технология - познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон. В основе развития потенциала лежит поощрение, а также применение диагностических тестов.

3. Модульная технология - предусматривает, что современный урок английского языка, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс.

4. Информационно-коммуникативные технологии - предусматривает повышение практической направленности урока, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы учеников.

5. Технология применение ПО - является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения английскому языку в школе эффективно дополняют процесс обучения перевода текстов.

Данная технология характеризуется применением компьютерных программ, которые интенсифицируют самостоятельную деятельность учеников. Это способствует развитию навыков грамматики, лексики.

6. Интернет-технологии - открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований.

7. Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения - реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности учеников.

8. Технология тестирования - основывается на контроле усвоения материала учащимися в пределах курса. Данные технологии обучения на уроках английского языка позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны учеников, а также выявить недостатки в своей программе.

Международные экзамены по английскому языку проходят в соответствии с современными технологиями тестирования.

9. Проектная технология - характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость учеников.

10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве - эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей.

11. Игровая технология - основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, применяя популярную игру «Испорченный телефон», ученики развивают навык последовательного или синхронного перевода.

12. Технология развития критического мышления - предназначена для развития в ученике разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д.

Таким образом, учитель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными. Стоит обратить внимание и на разницу в литературном и разговорном языке. Ведь впоследствии учащимся, скорее всего, придется не только читать и переводить тексты, написанные традиционным литературным языком, но и общаться с реальными носителями языка, использующими некоторые специфические выражения, молодежный либо профессиональный сленг и тому подобное. К тому же обучение разговорным особенностям языка наверняка вызовет у школьников гораздо больший интерес.

Методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах

Содержание предмета «Английский язык» в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка - аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов [3]:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.

Чтобы провести урок английского языка на соответственно высоком и качественном уровне, от учителя требуется специальная подготовка к уроку. В условиях инклюзивного образования требуется опыт и знания современных здоровьесберегающих технологий, приемами личностно-ориентированного обучения и методиками продуктивного обучения.

Каждый ребенок, независимо от своих возможностей, должен получить достойное образование. Уроки английского языка для обучающихся с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС [5].

Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативной памяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам находить ассоциации и активно запоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершается упражнениями по активизации иноязычной лексики.

Также каждому ребёнку выдается индивидуальная карточка шкалы настроения, на которой изображены лица с разным выражением и мимикой (рисунок 1). Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия учащиеся определяют своё настроение.

Рис. 1. Образец шкалы настроения

Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, для чего используется карточка оценки отношения к уроку (рис. 2). Каждый урок определяется:

– отношение обучающегося к занятию;

– выявление уровня лёгкости или затруднений в обучении.

Рис. 2. Образец карточки оценки отношения к занятию

В конце каждого урока проводится мониторинг обучения и восприятия материала путём постановки знака плюс в колонку с ответом «Да», если ученик ощущает лёгкость и удовольствие на уроке. А также, если ребёнок испытывает дискомфорт или затруднение при освоении речевых компетенций, то ученик ставит знак минус в колонку «Нет».

Урок английского языка для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с учителем, одноклассниками на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей. Проведение уроков английского языка с детьми ограниченными возможности здоровья является сложным процессом, но при этом учитель получает отдачу от своей работы.

Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.
Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.

Заключение

В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:

  • Изучено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Рассмотрена специфика обучения английскому языку в средних и старших классах.
  • Выделены методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Задача средней школы состоит в реализации творческого потенциала, овладении дополнительными полезными навыками. Личностное становление ребенка зависит от биологических и социокультурных факторов. Выполнение рекомендаций врача является одним из этапов успешного развития инвалида.

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами школьных навыков или речи, а иногда с нарушениями в организации деятельности и поведения. Программа обучения детей с ОВЗ основана на обеспечении инвалидов всеми необходимыми приспособлениями для преодоления психофизических барьеров во время обучения. Педагоги мотивируют детей к проявлению активности на уроках, совместная работа психологов и родителей способствует достижению хороших результатов. Высокое качество инклюзивного образования зависит от взаимодействия инфраструктур школы.

Список использованной литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 368 с.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский ун–т им. В.П. Астафьева. – 2013. – 123 с.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во «МНЭГ1У», 2013. - 316 с.
  4. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. - 2013. - № 3 – С. 114.
  5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 2016. – 284 с.
  6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013. – 320 с.
  7. Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин Изд-во «Просвещение». - 2013. – С. 181.
  8. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. — М.: Академия, 2014. – 654 с.
  9. Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. – 143 с.
  10. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Академия, 2015. – 180 с.
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.