Введение
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность исследования. В последнее время возрастает роль английского языка. На первый план выходят практические навыки владения иностранным языком. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (общение, работа), а знание иностранного языка необходимо для полноценной деятельности в этой сфере. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.
Цель исследования – изучение современных методов обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах в соответствии с ФГОС.
Задачи исследования:
- Изучить понятие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Рассмотреть специфику обучения английскому языку в средних и старших классах;
- Выделить методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах.
Базу исследования составили труды таких авторов, как Алехина С.В., Выготский Л.С., Маллер А.Р., Малофеев Н.Н., Панфилова Е.В. и другие.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: понятие, характеристики
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [11].
Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
Согласно С.В. Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями - это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении [2].
Выделим основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, это связь с внешним миром, социальных контактов со сверстниками и взрослыми, общения с ними, с природой, доступ к культурным ценностям. Эти проблемы связаны не только с социальным, физическим и психическим здоровьем, но это и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности, которая обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Работа с детьми с ОВЗ ведется в четырех направлениях: управленческом, профилактическом, защитно-охранном, аналитико-диагностическом (таблица 1).
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями, в зависимости от нозологической группы [10]:
- отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
- нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
- задержка психического развития (ЗПР);
- проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- речевые отклонения;
- расстройства общения и поведения;
- множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).
От умения врачей и знания ими специфики работы зависит будущее миллионов инвалидов по всей стране. Очень часто из-за неправильного диагноза психолога, логопеда или педагога маленький пациент теряет единственный шанс на социальную адаптацию. Профессиональные навыки воспитателей должны быть направлены не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на укрепление мотивации учеников с помощью специальных технологий. Каждый ребенок с ОВЗ, будь то аутизм, глухота или детский церебральный паралич (ДЦП), обязан развиваться по мере своих возможностей.
Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить детей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации.
Таблица 1.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ
Направление | Содержание |
Управленческое |
1.Участие в педагогических советах. |
Профилактическое |
1.Изучение контингента учащихся (социальный состав школы). |
Защитно-охранное |
1. Осуществляется патронаж вновь прибывших учащихся (школьная адаптация). |
Аналитико- диагностическое |
1.Сбор информации об учащихся, задержанных полицией. |
Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:
- Легкие и умеренные нарушения функций.
- Выраженные отклонения.
- Высокая выраженность патологий.
- Резко выраженные нарушения.
Дети с ОВЗ первой степени обладают патологиями, которые часто являются показанием для признания инвалидности. Тем не менее, не все дети из этой категории становятся инвалидами, поскольку при правильном обучении и адекватной нагрузке они способны восстановить отстающие в развитии системы организма. Ко второму виду относятся взрослые пациенты с третьей группой инвалидности и дети с выраженными отклонениями. Патологии ограничивают возможности социальной адаптации этих людей, поэтому они нуждаются в особых условиях для жизни.
Третья степень ОВЗ соответствует второй группе инвалидности у взрослого человека. Дети из данной категории сильно ограничены в процессах жизнедеятельности из-за высокой выраженности нарушений здоровья. К четвертой степени относят пациентов с резко проявленными патологиями функций органов. По причине вышеуказанных отклонений, люди вынуждены жить в условиях социальной дезадаптации. Реабилитационные и лечебные мероприятия на данном этапе редко проходят успешно, поскольку большинство поражений имеют необратимый характер.
Формирование доступной образовательной среды требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Обучение должно происходить в специально обустроенных помещениях, которые будут гарантировать безопасность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы. Существует возможность направления детей-инвалидов в обычные общеобразовательные учреждения, где они смогут учиться на равных со сверстниками [9].
Учебный процесс для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с детьми, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:
- мотивирование к учебному процессу;
- психологическая безопасность;
- единство совместной деятельности;
- помощь в приспособлении к окружающим условиям.
Программа ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) занимается предоставлением соответствующих условий обучения для образования подрастающему поколению с ОВЗ (таблица 2). Стандарт обеспечивает учреждения для инвалидов кадрами с высокой компетенцией, которые будут осуществлять медико-психологическое сопровождение детей.
Таблица 2.
Варианты ФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ
Категория детей с ОВЗ | Варианты ФГОС |
|||
Глухие дети |
1 |
2 |
3 |
4 |
Слабослышащие дети |
1 |
2 |
3 |
- |
Слепые дети |
1 |
2 |
3 |
4 |
Слабовидящие |
1 |
2 |
3 |
- |
Дети с речевыми нарушениями |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дети с ЗПР |
1 |
2 |
3 |
- |
Умственно-отсталые дети |
- |
- |
3 |
4 |
Дети с расстройствами аутистического спектра |
1 |
2 |
3 |
4 |
Процесс распределения базируется на оценке состояния здоровья учеников, решение выносится специальной комиссией. Ребенок принимается на обучение только с согласия родителей. Каждая категория учащихся должна выполнять требования, заявленные в нормативно-правовых документах ФГОС согласно направлению коррекционной работы. Одна из главных задач образования состоит в формировании жизненной компетенции инвалидов. Стандарт предусматривает 4 типа детских программ обучения [10]:
- Первый учебный план подходит для дошкольников, которые успели к моменту поступления достичь уровня развития сверстников. Они обучаются наравне со здоровыми учениками, но имеют право проходить аттестацию с помощью других форм опроса.
- Второй тип программы предусматривает пролонгированные сроки обучения для детей с ОВЗ. Ученик может получать образование вместе с другими детьми или учиться в специализированном классе. Процесс обучения подразумевает обязательное использование дополнительного оборудования, которое поможет расширить возможности школьника.
- Третья категория учеников получается образование по совершенно другой программе, нежели сверстники. Для таких детей создается адаптированная индивидуальная среда, сроки обучения и формы аттестации выбираются экспертной комиссией.
- Четвертая программа предназначена для инвалидов со множественными нарушениями здоровья. Образование школьников происходит согласно индивидуальному плану, возможно обучение на дому. По окончанию школы ученикам выдается свидетельство установленного образца.
Таким образом, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом, считающимся нормальными для человека данного возраста.
Специфика обучения английскому языку в средних и старших классах
Современные образовательные технологии на уроках английского языка представляют собой четко сформулированный процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимый для достижения определенной цели.
Основные критерии современных образовательных технологий приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Критерии современных образовательных технологий
Критерий | Содержание |
Системность |
Современные технологии обучения английскому языку должны содержать такие признаки системы, как логичность построения процесса, целостность и взаимосвязь отдельных частей. |
Концептуальность |
Любая технология обязана состоять из научной концепции, которая содержит обоснование достижения образовательных целей с психологической и социально-педагогической стороны. |
Эффективность |
Технология должна гарантировать результат, который соответствует ФГОС. |
Гибкость |
Технология должна предусматривать возможность варьирования в зависимости от комфорта и взаимодействия ученика с учителем. |
Динамичность |
Выбранная технология всегда имеет перспективу дальнейшего развития или преобразования. |
Воспроизводимость |
Любая технология должна быть понятна, чтобы ее могли применять различные педагоги и ученики в других учебных заведениях. |
Современный урок английского языка, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое, так как однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста.
Типы современных образовательных технологий [7]:
1. Коммуникативная - предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках английского языка необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.
2. Дифференцированная технология - познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон. В основе развития потенциала лежит поощрение, а также применение диагностических тестов.
3. Модульная технология - предусматривает, что современный урок английского языка, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс.
4. Информационно-коммуникативные технологии - предусматривает повышение практической направленности урока, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы учеников.
5. Технология применение ПО - является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения английскому языку в школе эффективно дополняют процесс обучения перевода текстов.
Данная технология характеризуется применением компьютерных программ, которые интенсифицируют самостоятельную деятельность учеников. Это способствует развитию навыков грамматики, лексики.
6. Интернет-технологии - открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований.
7. Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения - реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности учеников.
8. Технология тестирования - основывается на контроле усвоения материала учащимися в пределах курса. Данные технологии обучения на уроках английского языка позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны учеников, а также выявить недостатки в своей программе.
Международные экзамены по английскому языку проходят в соответствии с современными технологиями тестирования.
9. Проектная технология - характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость учеников.
10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве - эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей.
11. Игровая технология - основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, применяя популярную игру «Испорченный телефон», ученики развивают навык последовательного или синхронного перевода.
12. Технология развития критического мышления - предназначена для развития в ученике разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д.
Таким образом, учитель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными. Стоит обратить внимание и на разницу в литературном и разговорном языке. Ведь впоследствии учащимся, скорее всего, придется не только читать и переводить тексты, написанные традиционным литературным языком, но и общаться с реальными носителями языка, использующими некоторые специфические выражения, молодежный либо профессиональный сленг и тому подобное. К тому же обучение разговорным особенностям языка наверняка вызовет у школьников гораздо больший интерес.
Методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах
Содержание предмета «Английский язык» в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка - аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов [3]:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многократное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством английского языка, раскрытие его творческих способностей.
Чтобы провести урок английского языка на соответственно высоком и качественном уровне, от учителя требуется специальная подготовка к уроку. В условиях инклюзивного образования требуется опыт и знания современных здоровьесберегающих технологий, приемами личностно-ориентированного обучения и методиками продуктивного обучения.
Каждый ребенок, независимо от своих возможностей, должен получить достойное образование. Уроки английского языка для обучающихся с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС [5].
Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативной памяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам находить ассоциации и активно запоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершается упражнениями по активизации иноязычной лексики.
Также каждому ребёнку выдается индивидуальная карточка шкалы настроения, на которой изображены лица с разным выражением и мимикой (рисунок 1). Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия учащиеся определяют своё настроение.
Рис. 1. Образец шкалы настроения
Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, для чего используется карточка оценки отношения к уроку (рис. 2). Каждый урок определяется:
– отношение обучающегося к занятию;
– выявление уровня лёгкости или затруднений в обучении.
Рис. 2. Образец карточки оценки отношения к занятию
В конце каждого урока проводится мониторинг обучения и восприятия материала путём постановки знака плюс в колонку с ответом «Да», если ученик ощущает лёгкость и удовольствие на уроке. А также, если ребёнок испытывает дискомфорт или затруднение при освоении речевых компетенций, то ученик ставит знак минус в колонку «Нет».
Урок английского языка для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с учителем, одноклассниками на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей. Проведение уроков английского языка с детьми ограниченными возможности здоровья является сложным процессом, но при этом учитель получает отдачу от своей работы.
Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.
Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.
Заключение
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
- Изучено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».
- Рассмотрена специфика обучения английскому языку в средних и старших классах.
- Выделены методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Задача средней школы состоит в реализации творческого потенциала, овладении дополнительными полезными навыками. Личностное становление ребенка зависит от биологических и социокультурных факторов. Выполнение рекомендаций врача является одним из этапов успешного развития инвалида.
Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами школьных навыков или речи, а иногда с нарушениями в организации деятельности и поведения. Программа обучения детей с ОВЗ основана на обеспечении инвалидов всеми необходимыми приспособлениями для преодоления психофизических барьеров во время обучения. Педагоги мотивируют детей к проявлению активности на уроках, совместная работа психологов и родителей способствует достижению хороших результатов. Высокое качество инклюзивного образования зависит от взаимодействия инфраструктур школы.
Список использованной литературы
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 368 с.
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский ун–т им. В.П. Астафьева. – 2013. – 123 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во «МНЭГ1У», 2013. - 316 с.
- Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. - 2013. - № 3 – С. 114.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 2016. – 284 с.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013. – 320 с.
- Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин Изд-во «Просвещение». - 2013. – С. 181.
- Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. — М.: Академия, 2014. – 654 с.
- Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. – 143 с.
- Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Академия, 2015. – 180 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.