Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования:механизмы и способы достижения целей

Разделы: Работа с дошкольниками


«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»

С.Михалков

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Оказывается, сделать это легко!

Педагогический коллектив дошкольных групп ГБОУ Школы №1222 г. Москвы, работая над проблемой формирования ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования, основными механизмам и способами достижения поставленной цели выделил следующие:

  • Внедрение проектной деятельности
  • Активное сотрудничество с детской районной библиотекой
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада

Долгосрочный проект «Пришли мне чтения доброго…»

Актуальность

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

В связи с этим, коллективом педагогов нашего дошкольного отделения было решено разработать и внедрить проект по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Пришли мне чтения доброго...».

Задачи проекта:

  • изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
  • повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
  • прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
  • повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
  • повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта;
  • обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
  • расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, а также с работниками районной библиотеки.

Планируемые результаты:

  • проведение целенаправленной, систематической, планомерной работы по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста;
  • создание материально-технической, методической, предметно-развивающей базы для полноценной и качественной работы в этом направлении;
  • расширение и обогащение кругозора детей дошкольного возраста, расширение «зоны читательского общения», повышение речевого и интеллектуального уровня детей, развитие творческих способностей;
  • возрождение культуры чтения в семье;
  • формирование активной коммуникативной личности, способной понять, осмыслить и воспроизвести литературную мысль.

Проект внедряется в течение второго учебного года, состоит из цепочки спланированных событий, объединенных общим делом, носит проблемный характер и включают во взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов – детей – родителей. Особенностью внедрения проекта «Пришли мне чтения доброго» является то, что он реализуется, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения. Это позволяет эффективно приобщить ребенка к книге как можно раньше, привлечь внимание родительской общественности к проблеме чтения, возродить культуру семейного чтения.

Этапы внедрения проекта

1. Аналитический.

  • изучение литературы и интернет-ресурсов по данной теме;
  • выработка стратегии;
  • отбор и систематизация материала;
  • разработка планирования целенаправленной работы педагогов ДОУ в рамках проекта.

2. Практический.

Предполагает практическое проведение всех запланированных мероприятий, направленных на реализацию задач проекта через различные формы работы.

3. Заключительный.

Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности.

Механизмы и способы достижения целей практического этапа проекта

Обновленные и традиционные формы работы

Традиционные

Обновленные

Литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки, семейные совместные с педагогом группы походы в театр

Тематический клубный час, интервьюирование, литературная копилка, поэтическая акция, он-лайн собрания для родителей, литературный брейн-ринг для педагогов

Литературные викторины — форма интеллектуальной работы с дошкольниками, которая требует определенных знаний, представлений у детей по определенной теме. Веселые и познавательные задания в литературных викторинах, позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы, а педагогам определить степень развития кругозора своих воспитанников. Викторины - это не только любимейшее развлечение детей, но и взрослых, и значит, общий интерес даст в совместном развлечении только положительный результат.

Особое место занимают литературные досуги и праздники, которые являются кульминационными событиям после знакомства детей с определенными литературными произведениями и обобщают многообразные художественные впечатления детей. Они включают в себя различные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Наиболее востребованными в нашем дошкольном отделении являются:

  • театрализованные постановки и драматизации произведений для детей;
  • различные виды театра (теневой, бибабо, кукольный, настольный и др.)
  • тематические досуги по произведениям детских писателей (А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский и др.)
  • литературные гостиные

Разыгрывание коротких сценок с использованием кукол БИ-БА-БО (младшая группа)

Театрализованная постановка сказки «Краски осени» (старшая группа)

Театрализованная постановка «Снежная королева» детей подготовительной группы для родителей и детям младшего возраста

Чтение и инсценировка басней И.А.Крылова, Л.Толстого (старшие дошкольники)

Чтение и драматизации по произведениям А.Барто совместно с родителями в младшей группе (привлечение внимания родителей к творчеству А.Л.Барто, приобщение к совместному чтению с детьми)

Конкурсы чтецов позволяют воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительную речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-поэтического слова.

Задачи конкурса:

  • способствовать знакомству воспитанников с литературным наследием нашей страны, с лучшими образцами поэзии и прозы согласно тематике конкурса;
  • выявить наиболее талантливых и артистичных чтецов среди детей ДО, предоставить им возможность для самовыражения;
  • способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений.

Тема конкурса чтецов выбирается в соответствии с тематическим планированием. К каждому конкурсу в группе заранее педагоги с детьми оформляют выставку книг и детских работ. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность выразить свое отношение к произведению или герою через рисунок или поделку.

Конкурсы оцениваются независимым жюри, в состав которого входят педагоги школы, сотрудники районной библиотеки и родители.

Сами конкурсы проходят в увлекательной игровой форме, объединены определенной тематикой. В сценарии включаются истории из жизни авторов детских произведений, различные физкультминутки, музыкальные и речевые игры.  Дети должны получать положительные эмоции от происходящего. Победители нашего дошкольного отделения в дальнейшем соревнуются уже между трех дошкольных отделений в рамках образовательного комплекса.

Такие мероприятия способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.
Конкурсы чтецов и являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

 

Конкурс чтецов «Стихи такие разные, любимые, прекрасные…»

Технология«Клубный час» успешно применяется в нашем ДО вот уже третий год.

При реализации нашего проекта использование данной технологии позволяет развивать связную речь, речевое общение, коммуникацию.

В связи с этим мы практикуем уже тематические клубные часы «В гостях у сказки», «Сказки Пушкина», «Книги наши друзья», «Дружная семейка», где на «станциях» дети более подробно знакомятся с книгами, их героями, могут самостоятельно изготовить костюм, маску, перевоплотиться в любимого персонажа, побывать в волшебной стране, поучаствовать в викторине, придумать свою сказку и т.д. Вариантов деятельности очень много. Главное — инициатива ребенка, его желание, творчество и воображение. В легкой непринужденной форме происходит процесс раскрытия личности, ее потенциала.

Работа с педагогами

Среди традиционных форм работы с педагогами наиболее востребованным является Литературный брейн-ринг. 

Задачи:

  • уточнить и систематизировать знания педагогов по детской литературе, повысить их профессиональную компетенцию;
  • активизировать  мышление, воображение и творчество воспитателей;
  • поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы и поиску новых идей, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста.

На литературном брейн-ринге педагоги с удовольствием включаются в работу, разбиваются на команды, отвечают на вопросы, тщательно изучают методическую и художественную литературу, интернет-ресурсы в рамках подготовки домашних заданий к конкурсу, самостоятельно придумывают сказки для детей, подбирают атрибуты, инсценируют произведения для детей. Педагоги пополняют свой багаж поэтических произведений по различной тематике.
Таким образом, мы стимулируем воспитателей к саморазвитию и профессиональному росту. Каждый педагог должен быть примером для детей, быть начитанным, знающим, активным и интересным.

Взаимодействие с семьёй

Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.В нашем ДОУ используются разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Одной из форм приобщения детей к чтению стало проведение в нашем дошкольном отделении конкурсов «Книжек своими руками», где дети совместно с родителями изготовляют книги на такие темы, как «Моя любимая сказка», «Мы сказочники и иллюстраторы».

Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников.

Кроме того, при организации конкурсов в ДО детско-родительского творчества (3-4 раза в год) мы стараемся связать тематическую направленность выставки с книгой (например, во время традиционной осенней ярмарки во многих группах ДО среду группы украшали не просто выставки детско-родительского творчества на тему осени, а познавательные книжки-витамишки с дарами осени, информационной страничкой и иллюстрациями, изготовленные родителями совместно с детьми). Это также способствует обогащению предметно-пространственной развивающей среды групп.

 

Выставка детско-родительского творчества

«Книжки-витамишки»

Литературные вечера и гостиные стали традицией для нашего дошкольного отделения. Целью таких мероприятий является воспитание любви и интереса ребенка к книге, установление эмоционального контакта родителей и детей посредством чтения - убеждение, просвещение и настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.

Совместные театрализованные постановки детей сродителями, начиная с младшей группы, также являются значимым элементом, способствующим повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Родителис удовольствием принимают участие в инсценировке произведений, самостоятельно готовят костюмы, маски и атрибуты.

«Любимые сказки-самоделки»

Придумывание сказок и иллюстраций к ним

Эффективным новым способом взаимодействия с родителями по проблеме является прием Литературная копилка «Я дарю тебе стихи»: раз в неделю родители вместе с ребенком опускают в копилку небольшое поэтическое произведение, затем в течение недели ребята знакомятся с этими произведениями, обсуждают их, заучивают.

Особенно важным для нас является включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление литературного пространства, связанного с книгой: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки – рекомендации о том, что и как читать детям.

В каждой группе созданы уголки для родителей «Читаем дома», где родители могут взять книги для домашнего семейного чтения, получить консультацию воспитателя по литературным произведениям.

Благодаря не только книге, но и систематическим совместным посещениям театра, перед ребёнком открывается целый мир, о котором он почти ещё не знает.

Уголок для родителей «Читаем дома»

Организация совместных с родителями литературных досугов, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет каждому родителю приобщиться к совместной деятельности с детьми по разучиванию любимых литературных произведений, способствует развитию творчества и навыков выразительного чтения и рассказывания как у детей, так и у взрослых.

Кульминационными событиями при знакомстве детей с литературными произведениями являются совместные посещения спектаклей детьми, родителями и педагогами в театрах города.

Посещение Детского музыкального театра, спектакль «Царевна лягушка»

Прочно входят в практику работы и являются новой апробированной нами формой взаимодействия с семьей он-лайн собрания, на которых каждый родитель имеет возможность получить компетентную помощь и консультации специалистов по проблемам детского чтения, задать интересующий вопрос в режиме он-лайн посредством сети интернет на официальном сайте нашего образовательного учреждения.

https://events.webinar.ru/4837993/811561/record-new/828561

Результаты проекта

  • обновление методов и форм работы с детьми, приумножение традиций;
  • формирование компетенций «грамотного» читателя у ребенка-дошкольника для последующего успешного обучения в школе;
  • обогащение предметно-развивающей среды, создание мини-библиотеки в ДО;
  • внедрение новых форм сотрудничества с семьей, приобщение родительской общественности к проблеме ранней читательской грамотности, возрождение культуры совместных чтений в семье;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Тематическое планирование мероприятий в рамках проекта «Пришли мне чтения доброго…»