Работа над ошибками – один из наиболее важных моментов в развитии орфографической зоркости школьника. Но работа работе рознь. Иногда учащиеся просто бездумно переписывают слова с ошибками и тоже называют это работой над ошибками. Переучивать старшеклассников по-другому работать над ошибками сложно. Но если задаться целью, то можно переучить. Зато потом у них эта работа особых трудностей не вызывает при условии, если одновременно повторять теоретический материал, учить правила. Под рукой желательно всегда иметь учебник русского языка для учащихся 7 класса общеобразовательных учебных заведений (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.). На первом форзаце учебника даны орфограммы, изученные в 5 классе; на втором форзаце – в 6 классе, а в самом учебнике - правила за 7 класс. Таким образом, в учебнике представлены все 70 орфограмм, которые изучаются в течение трёх лет.
А если эту работу начать с учащимися с 5 класса, то постепенно у них выработается потребность думать, применять правила, тщательно работать над своими ошибками.
Для того чтобы быстро и качественно выполнять работу над ошибками, необходимо следующее:
- Знать изученные орфограммы;
- Понимать принцип графического обозначения видов орфограмм;
- Уметь формулировать название орфограммы.
На начальном этапе обучения школьников принципам работы над ошибками необходимо дать им алгоритм рассуждения, например, такой:
- Определи, к какой части речи относится слово, в котором допущена ошибка.
- Определи и обозначь часть слова, в которой допущена ошибка.
- Если ошибка в написании согласной или безударной гласной буквы в корне слова, то подумай, можно или нельзя подобрать проверочное слово (проверяемая или непроверяемая гласная или согласная, а может, чередующаяся). Если ошибка в написании гласной или согласной в приставке или в суффиксе, вспоминай орфограммы в приставках.
- Формулируй название орфограммы, вспоминай правило и записывай название орфограммы в тетрадь, а ниже пиши слово и обозначай орфограмму графически. Рядом пиши 2-3 слова на это же правило.
А теперь посмотрим, какая запись должна появиться в тетради ученика, который будет следовать данному алгоритму рассуждения (в таблице представлено устное рассуждение, а ниже – запись в тетради).
Рассуждение ученика:
1. Ошибка в слове дочитала (что сделала?), слово обозначает действие, это глагол. |
2. В приставке до- безударная О. |
3. Это правописание приставок. Написание всегда одинаковое независимо от произношения. |
4. Орфограмма называется «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с)». |
Работа над ошибками.
1. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с).
Дочитала. Подошла. Подтолкнуть.
Под цифрой 2, 3 и т. д. будут разобраны другие орфографические ошибки, если они есть. А если их больше нет, то работаем над пунктограммами. Пунктуационные ошибки выясняются по такому же принципу. Например, в предложении: «Ученик написавший диктант сдал тетрадь учителю» не поставлены запятые. Выясняем, что здесь одна грамматическая основа, предложение простое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Ученик (какой?), написавший диктант.) Поэтому в тетради появляется запись (продолжение работы над ошибками):
2. Обособление определений, выраженных причастным оборотом.
Когда данную ошибку сделал ученик, ещё не изучивший понятие обособленных членов предложения, то он пишет: «Запятая при причастном обороте», а пятиклассник может не объяснять такую ошибку. Но если ему интересно, то может или сам найти в учебнике ещё не изученную орфограмму, или спросить у учителя, как обозначить неизвестную орфограмму. Многие так и поступают. Учебники с орфограммами (7 класс) обычно хранятся в кабинете, и учащиеся охотно пользуются ими (особенно на первых порах). Впоследствии они выучивают все орфограммы, и им уже не всегда нужно искать их в учебнике, но если возникает необходимость, то всё-таки обращаются к учебнику. Конечно, на первых порах (примерно полугодие) во время работы над ошибками у обучающихся возникает очень много вопросов, и в это время в классе шумно. Но это рабочий шум, и он не должен расстраивать учителя. Наоборот, живое, заинтересованное общение по теме урока радует. Когда обучаешь ребят с 5 класса, то можно вести с ними так называемую орфографическую тетрадь, куда они вписывают изученные орфограммы. Вот так оформляются странички в орфографической тетради:
№ орфограммы |
Название орфограммы |
Правило |
Графическое обозначение |
Примечание |
1 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. |
Чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова, необходимо изменить слово (или подобрать однокоренное слово) так, чтобы эта безударная гласная была под ударением. |
Водá - вóды |
|
Графическое обозначение орфограмм выглядит так:
Школьники, оформляя такую тетрадь, используют разноцветные ручки, фломастеры, выделяют, заключают в рамочки, подчёркивают важное. Эта тетрадь ведётся в 5, 6, 7 классах, а потом вместо справочника используется учащимися в старших классах. Иногда ученики пользуются своими орфографическими тетрадями даже после окончания школы.
На уроках работы над ошибками во время объяснения её принципов для наглядности используются презентации. Если в классе новый ученик, который незнаком с таким способом работы над ошибками, то на первых порах ему объясняет и помогает кто-то из учеников, хорошо разбирающихся в этом вопросе.
Работу над ошибками необходимо оценивать, а хорошие оценки выставлять в журнал. Это явится стимулом к тщательной работе над каждой ошибкой.