Концептуальные основы, актуальность технологии
Инклюзия, как неотъемлемая составляющая системы образования, и интеграция, как новая перспективная модель совместного обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных школьников в общеобразовательных учреждениях, являются наиболее приоритетными направлениями и способами содействия адаптации, социализации и интеграции в обществе обучающихся с особенностями физического и (или) психического развития. Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья определяет основные меры, требования и условия их обучения. Для педагога-психолога определены следующие задачи: создание системы психолого-педагогической поддержки семьи; психологическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении; проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическим коллективом. Технологический аспект психологической составляющей инклюзивного (интегрированного) образования не имеет четких рамок и рекомендаций.
Деятельность педагога-психолога в ходе решения указанных выше задач сложна и многообразна. Анализ опыта и результатов практической деятельности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики и английского языка» г.Боровичи позволяет утверждать, что психолого-педагогическое сопровождение необходимо не только конкретному ребенку с ограниченными возможностями здоровья, но и на равных всем участникам образовательного процесса. Такой подход (технология) позволяет создать, эффективно направлять, регулировать, корректировать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер с целью обеспечения оптимальных условий сохранения психического и физического здоровья и развития личности ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями, а также личностных качеств других участников инклюзивного (интегрированного) образования. Задачами сопровождения становятся:
- предупреждение возникновения проблем и дисгармонизации личностных качеств субъектов образовательной организации, связанных с инклюзией, интеграцией детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- получение своевременной, равно и целеправной психолого-педагогической помощи и поддержки всеми участниками инклюзивного (интеграционного) образования общеобразовательной школы;
- реализация мер и требований нормативно-правовой базы инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная идея технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование - личностное принятие каждого другого и полноправное взаимодействие. Реализация данной идеи основывается на личностно-ориентированном, дифференцированном, деятельностном и компетентностном подходах.
Особенности содержания
В технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование выделены два равнозначных адреса:
- обучающиеся,
- взрослые.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся подразумевает ориентацию на личностный уровень конкретного ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья; на уровень класса; на уровень детского сообщества школы (основное общее образование). Такой подход обусловлен единой средой жизнедеятельности, особенностями детских коллективов, спецификой возрастных изменений и становлений на протяжении школьного детства.
Технологический процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование представляет собой следующие операции и процедуры (Таблица 1).
Таблица 1.
Технологическая карта процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование
Система деятельности / направления психологической работы | Субъекты сопровождения (обучающиеся) |
||
ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями здоровья |
классный коллектив |
детское школьное сообщество |
|
диагностическое |
индивидуальное углубленное диагностическое обследование |
групповое обследование |
мониторинги на ключевых этапах школьного детства |
коррекционно-развивающее |
реализация комплексных маршрутов сопровождения / индивидуальных коррекционно-развивающих программ |
организация психологической развивающей среды |
|
профилактическое |
профилактические программы, игры, совместные мероприятия, тренинги… |
комплексные профилактические программы |
|
психолого-педагогические профилактические мероприятия в системе воспитательной работы школы |
|||
консультирование и просвещение |
индивидуальное консультирование по запросу в зависимости от проблем инклюзивного (интегрированного) образования и возраста обучающихся |
Психолого-педагогическое сопровождение взрослых при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование ориентировано на совместную деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей (законных представителей) как детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, так и обычных школьников. Такой подход обусловлен необходимостью грамотной и системной организации сопровождения обучающихся и изменений устойчивых негативных установков по отношению к детям с особенностями развития.
Технологический процесс психолого-педагогического сопровождения взрослых при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование представляет собой следующие операции и процедуры (Таблица 2).
Таблица 2.
Технологическая карта процесса психолого-педагогического сопровождения взрослых при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование
Система деятельности / направления психологической работы | Субъекты сопровождения (взрослые) |
|||
родители (законные представители) |
специалисты |
классные руководители |
учителя-предметники, администрация |
|
диагностическое |
согласие на диагностику ребенка; обследование в соответствии с конкретными целями сопровождения |
подбор методик диагностики и проведение индивидуального обследования ребенка участниками |
исследование профессиональных компетенций в области инклюзивного (интеграционного) образования; |
|
коррекционно-развивающее |
реализация занятий |
реализация комплексных маршрутов сопровождения / индивидуальных коррекционно-развивающих программ |
помощь в разработке и реализации адаптивных образовательных программ, комплексных маршрутов сопровождения, коррекции планов воспитательной работы |
|
профилактическое |
родительский свеобуч; тематические родительские собрания; |
привлечение к участию в про-филактических мероприятиях сопровождения |
обучающие и практико-ориентированные семинары, тренинги, деловые игры… по проблемам инклюзивного (интеграционного) образования |
|
консультирование и просвещение |
индивидуальное ознакомление с результатами мониторингов, скринингов, индивидуальной диагностики |
ознакомление и обсуждение результататов мониторингов, индивидуальной диагностики на ПМПК школы |
ознакомление с необходимыми (этически и профессионально допустимыми) результатами диагностики |
|
индивидуальные и групповые консультации в ходе сопровождения и по запросу |
||||
социально-диспетчерская деятельность |
содействие в привлечении узкого специалиста за рамками образова-тельного учреждения; организация межличностного сотрудничества |
|||
аналитическая и экспертная деятельность |
деятельность психолого-медико-педагогического консилиума школы |
Процессуальная характеристика
При реализации данной технологии особое внимание уделяется отбору методов, методик, форм, средств сопровождения. Основные принципы их отбора – стандартизация, целесообразность в конкретных действиях, профессиональное владение.
Первой составляющей технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование является психологическая диагностика. Ее назначение: раннее выявление особенностей, потребностей, возможностей каждого, включенного в данный процесс; отслеживание текущих и итоговых результатов сопровождения.
Диагностика обучающихся всегда начинается с анализа документации, особенно это касается рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии ГОБУ «Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г.Боровичи, заключений медико-социальной экспертизы. Мониторинги развития обучающихся, охватывающие все параллели на этапах поступления в 1 класс, окончания начальной школы, выпускников (9,11 классы), проводятся с помощью комплекса методик Л.А.Ясюковой. Критический период формирования личности и социализации в острый подростковый кризис исследуется на основе цветового теста отношений (ЦТО), анкеты «Учитель глазами ученика», подросткового диагностического опросника А.Е.Личко (ПДО). В ходе диагностического обследования классного коллектива используются: факторный личностный опросник Р.Кеттелла (детский и подростковый варианты), опросник Баска-Дарки на выявление наличия агрессии и видов ее проявления, социометрический опросник Дж.Морено, методика Р.С.Немова «Изучения сплоченности коллектива» и другие. Индивидуальное углубленное диагностическое исследование проводится на основе подходов к инклюзивному/ специальному образованию М.М.Семаго, Н.Я.Семаго, А.В.Семенович, а также методик «Лесенка» и Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан) при исследовании самооценки, проективной методики «Несуществующее животное», тестов тревожности Филлипса и Спилбергера, методики исследований детско-родительских отношений (при необходимости).
Сущность диагностики взрослых в инклюзивном (интеграционном) образовании заключается, прежде всего, в определение их проблем и запросов по организации обучения и взаимодействия с детьми и между детьми. Для определения психологической компетентности родителей (законных представителей) применяются: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса; тест «Стратегии семейного воспитания»; Шкала степени отверженности ребенка в семье; опросник для родителей «Типы воспитания детей», методика диагностики родительского отношения к ребенку А.Я.Варга, В.В.Столина и другие.
Профессиональная компетентность педагогического коллектива в ходе психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование исследуется методикой И.М.Юсупова на определение уровня эмпатийности, тестом Н.П.Фетискина, В.В.Козлова «Диагностика социальной эмпатии», методикой «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В.Бойко, опросником «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
Следующий, коррекционно-развивающий аспект технологии представляет собой непосредственную реализацию комплексных маршрутов сопровождения и индивидуальных коррекционно-развивающих программ с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении задействованы необходимые специалисты, классные руководители, учителя-предметники. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями в индивидуальном режиме и/или подгрупповой форме получают специально организованное всестроронее психолого-педагогическое воздействие с учетом психических и/или физических особенностей здоровья. Так как в школе ранее сформирован и обучается класс подростков по программам для детей с задаержкой психического развития (8 класс), для этих школьников реализуется психологическая коррекционно-развивающая программа «Учусь думать, общаться, взрослеть».
Особое внимание уделено организации психологической развивающей среды в школе для всех школьников. Проводятся модифицированные психологические развивающие занятия по программам И.В.Вачкова «Психологическая азбука», О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», Г.В.Резапкиной «Выбор профессии», «Бесконфликтное поведение» и другие; психолого-педагогические игры, направленные на формирование ученического коллектива типа «Детектив», «Психологический КВН», и другие, которые включают во взаимодействие как детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, так и обычных школьников.
В этом направлении оказывается целенаправленная помощь родителям (законным представителям) в ходе практико-ориентированных занятий и лекций по коррекции детско-родительских отношений. Тематика и содержание данного вида работ формируется, исходя из результатов диагностики детей с особенностями развития и обычных детей, запросов взрослых участников образовательного процесса.
Педагогам оказывается помощь в разработке и реализации адаптивных образовательных программ, комплексных маршрутов сопровождения, корректировке планов воспитательной работы.
Профилактическое направление психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса содержит самые широкие возможности для перехода школы на инклюзивное (интеграционное) образование. В нем можно использовать разнообразные методические материалы, созданные в психологии. Для реализации данного направления разработана и реализуется авторская программа «Образовательный процесс школы. Неограниченные возможности». Цель программы: профилактика негативных явлений в образовательном процессе школы при переходе на инклюзивное образование.
Программа состоит из двух блоков:
- 1 блок – «Школьники: учиться вместе учиться», цель блока: формирование толерантности обучающихся (подростков) в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде школы;
- 2 блок – «Взрослые: хранители добра и мудрости», цель блока: развитие профессиональной компетентности организации психологически комфортных условий для совместного обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных школьников. Содержание, формы и методы программы способствуют формированию и развитию когнитивной и эмоционально-личностной компонентам субъекта, связанных с пониманием и принятием, адакватной оценке и самооценке людей, независимо от их особенностей.
Консультирование является важнейшей составляющей технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование и в большинстве случаев имеет индивидуальную направленность.
Методическое обеспечение
Для реализации данной технологии в школе создана материально-техническая и методическая база, состоящая из индивидуальных и комплексных программ; методических пособий; дидактических материалов; наглядных и технических средств; диагностического инструментария. В 2014 учебном году школа стала участником Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», реализованной в период с 2011-2015гг. Помимо вышеперечисленных средств для участников образовательного процесса функционирует сенсорная комната с бескаркасной мебелью (матами и мягкими креслами, сухим бассейном); оборудованием, развивающим сенсорные ощущения (мячи, массажные и тактильные мелкие предметы, коврики, дорожки), зеркальный шар с фибероптической подсветкой; музыкальный центр, ноутбук, диски с записями звуков природы, релаксационные записи, аромамасла, наборы конструкторов и другое.
Ожидаемый результат
Технология психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса при переходе на инклюзивное (интеграционное) образование предполагает получение конкретных результатов каждого участника.
Для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья предполагается достижение следующих результатов:
- сохранность и поддержка психологического здоровья школьника;
- получение ребенком качественной и своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки;
- всестороннее развитие обучающегося с соответствии с его потенциальными возможностями;
- полноценное и эффективное включение в классный коллектив, детское школьное сообщество;
- комфортность на протяжении всего процесса обучения в школе;
Результатами сопровождения обычных школьников станут:
- толерантное поведение по отношению к окружающим, в том числе детям с особыми возможностями здоровья;
- снижение и/или устранение психологических барьеров между детьми с особенностями развития и обычными детьми;
- гуманные нравственные установки как устойчивая основа формирования социальной составляющей здоровой личности;
- навыки эффективного, бесконфликтного общения.
Результативность сопровождения родителей (законных представителей) рассматривается как:
- владение необходимой психологической культурой во взаимодействии с ребенком-инвалидом, ребенком с ограниченными возможностями здоровья, другими участниками образовательного процесса;
- устойчивые адекватные положительные самооценка и оценка возможностей и способностей своего ребенка;
Результатами сопровождения педагогов являются:
- принятие и одинаковое отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и обычным школьникам;
- профессиональная компетентность в вопросах организации и осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзивного (интеграционного) образования;
- разработка индивидуальных адаптированных общеобразовательных программ;
- изменение уровня и качества взаимодействия с родителями;
- повышение собственной психологической культуры и квалификации.