Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы экологических знаний"

Разделы: Дополнительное образование


Данная модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
  • Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.);
  • Устава МБУДО «Ермаковский центр дополнительного образования» утверждённого постановлением администрации Ермаковского района от 22 августа 2016 года №532-п;
  •  Лицензии МБУДО «Ермаковский центр дополнительного образования» выданной на основании приказа министерства образования Красноярского края от 14 октября 2016 года №8981л на осуществление образовательной деятельности.

Ведущими идеями программы являются:

  • идея дома (от своей малой родины – к пониманию глобального мировосприятия «Земля – наш общий дом»);
  • идея целостности и всеобщей взаимосвязанности («Все связано со всем» закон Б.Коммонера);
  • идея социально-значимой экологически ориентированной практической деятельности;
  • идея непрерывного экологического образования и воспитания от младших школьников до старшеклассников.

Направленность программы естественно-научная и ориентирована на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов у обучающихся разного возраста в области экологии, на развитие у младших школьников и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы.

Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Нерациональное использование природных ресурсов, игнорирование законов природы, уничтожение естественных экосистем ведет к гибели природы, а значит и человечества. Поэтому экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живёт по её законам. Поэтому чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не делать экологических ошибок и не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Разработка данной программы объясняется и возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу своей страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и проектную деятельность.

Программа способствует раскрытию проблем, прогнозированию появления проблем и их последствий в жизни общества. Отвечает потребностям обучающихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания и учебно-исследовательские умения. Важным звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как её части.

Новизна программы в том, что она направлена на внедрение исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, то есть посвящена экологическим проблемам своего населённого пункта, где живет школьник, то есть всему, что его окружает. Причем большинство экологических проблем: будь то выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира являются общими для всех населенных пунктов Ермаковского района.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что экологические знания, умения и навыки полученные обучающимися после прохождения модулей данной программы, могут использоваться ими в последующем в освоении школьных предметов естественнонаучного направления и в их повседневной жизни. При разработке данной программы были использованы общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

  • принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития обучающихся в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
  • принцип научности раскрывается через идею единства и взаимосвязи живого и неживого, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе;
  • принцип доступности информации заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития;
  • принцип наглядности информации заключается в применении наглядных и технических средств обучения. Это способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к обучению и делает его более доступным;
  • принцип единства теории и практики, то есть связь обучения с жизнью. Практика всегда была основой познания. Поэтому обучающиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Принцип заключается в участии каждого обучающегося в решении экологических проблем, приобщение к природоохранным акциям, участие в региональных и локальных экологических проектах, и эколого- просветительских мероприятиях.
  • принцип системности заключается в том, чтобы знания давались обучающимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Это способствует раскрытию сущности изучаемого материала, обеспечивает повышение мировоззренческой значимости содержания, её практическую направленность.
  • принцип непрерывности предполагает логическую последовательность и связь между учебными модулями изучаемыми на первом и последующих годах обучения, чтобы вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее. А воспитательные и развивающие задачи решались на протяжении всей школьной жизни ребенка.

Целью образовательной программы является формирование системы экологических знаний о состоянии окружающей среды и гуманного, и ответственного отношения к природе и здоровью человека на основе воспитания экологической культуры к природе родного края через учебно-исследовательскую, проектную и эколого-просветительскую деятельность.

Основными задачами программы являются:

Образовательные:

  • Сформировать у обучающихся знания научных основ охраны окружающей среды и здоровья человека, а также рационального использования природных ресурсов;
  • Ознакомить с методами исследований, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;
  • Научить обучающихся умениям и навыкам выполнения простейших видов экологических исследований и основам проектной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранению и приумножению природных богатств Ермаковского района;
  • Развивать способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал, литературу и работать с поисковыми системами в Интернете;
  • Развивать эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, памяти и внимания;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, видение мира и единство взаимосвязанности различных его частей, бережного отношения ко всему живому, умение наблюдать явления природы;
  • Воспитывать экологически грамотных людей способных в будущем независимо от их специальности и профиля работы принимать решения разумные в отношении природной среды;
  •   Воспитывать у учащихся способность к творческой самореализации через практико-ориентированную деятельность.

Отличительной особенностью, данной дополнительной общеобразовательной программы «Основы экологических знаний» в отличие от модифицированной дополнительной образовательной программы «Основы экологических знаний» автором – составителем которой является Волкова Евгения Викторовна методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ермаковская детская эколого-биологическая станция» заключаются в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной с использованием в процессе обучения проектно-исследовательской деятельности, элементов и приёмов информационно-компьютерной, личностно-ориентированной и игровых технологий.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель, задачи и ожидаемые результаты по годам обучения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экологических знаний» состоит из трёх образовательных модулей.

Модуль «Азбука природолюбия» имеет стартовый уровень и реализуется в течение одного года и рассчитан на 68 часов. Данный модуль является первым годом обучения дополнительной общеобразовательной программы «Основы экологических знаний».

Содержание модуля «Азбука природолюбия» направлено на то, чтобы вести обучающихся в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды и познакомить с разнообразием растительного и животного мира своей малой родины, а также помочь осознать необходимость сохранения и охраны природы родного края.

Цель модуля: формирование целостного осознанного представления о природе на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой от наблюдения к рассуждению.

Задачи:

  • Расширять и углублять знаний детей об окружающем мире через беседы, экологические фильмы, игры, экскурсии в природу, наблюдения и опыты.
  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность к изучению природы родного края;
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой растений, изяществом и грацией животных;
  • Развивать мышление, фантазию, речь и игровые навыки работы в команде;
  • Воспитывать у младших школьников бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты модуля «Азбука природолюбия»

  • Обучающиеся научаться распознавать объекты неживой и живой природы и определять место человека в природе;
  • Различать: растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных домашних и диких; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • Проводить наблюдения в природе под руководством педагога;
  • Соблюдать правила поведения человека в природе;
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах разного уровня.

Модуль «Основы экологических знаний» имеет базовый уровень и реализуется в течение трёх лет и рассчитан на 216 часов.

Содержание модуля «Основы экологических знаний» подводит обучающихся к выводу, о том, что планета Земля – дом человечества и всех живых существ, что в этом доме есть все природные условия, необходимые для жизнедеятельности живых организмов. Этот модуль основывается на фенологических наблюдениях и элементарных исследованиях за природой своей местности и своего края по временам года. Занятия помогают ребятам применять на практике полученные знания об охране природы, умения наблюдать и экспериментировать в природе, а также разрабатывать исследовательские и экологические проекты.

Цель модуля «Основы экологических знаний»: Воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать окружающий мир, любить природу и бережно относиться к природе родного края через проектно-исследовательскую и эколого-просветительскую деятельность.

Задачи первого года обучения:

  • Продолжить формировать экологические знания об окружающей природе родного края;
  • Развивать познавательные интересы и желание заниматься проектно-исследовательской деятельностью;
  • Воспитывать гуманное отношение к природе родного края через эколого- просветительскую деятельность.

Ожидаемые результаты первого обучения:

  • Уметь выявлять различия между живой и неживой природой; определять признаки смены времён года; определять основные группы живых организмов и их среды обитания, а также приспособленность живых организмов к разным условиям существования;
  • Вести наблюдения в природе и делать выводы по результатам наблюдений, отражать красоту окружающей природы через рисунки, фотографии, соблюдать правила поведения в природе;
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах разного уровня.

Задачи второго года обучения:

  • Расширить кругозор и продолжить формировать экологические знания обучающихся об окружающем мире по временам года;
  • Научить проводить наблюдения за объектами природы и за погодой, фиксировать все результаты наблюдений в дневнике наблюдений;
  • Формировать навыки работы с учебной и научно-популярной литературой, и интернет-ресурсами;
  • Развивать наблюдательность, способность к анализу и синтезу полученной информации об окружающем мире и умению решать экологические проблемы, а также к самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, эмоциональному восприятию природы;
  • Воспитывать гуманное отношение к природе родного края через эколого- просветительскую деятельность.

Ожидаемые результаты второго года обучения:

  • Уметь проводить простейшие исследования и фиксировать свои наблюдения в дневнике наблюдений, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе, самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах разного уровня.

Задачи третьего года обучения

  • Формировать знания об основах проектной деятельности, о способах поиска необходимой информации для исследования;
  • Продолжить развивать у обучающихся способность к наблюдению, проведению опытов, к анализу и к синтезу полученной информации, к самоконтролю, самооценке своего поведения в природе; продолжить учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире;
  • Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста обучающегося;
  • Развивать творческое, ассоциативное мышление и воображение;
  • Воспитывать навыки бережного отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Ожидаемые результаты третьего года обучения:

  • Уметь работать с разными источниками информации об окружающей человека среде и получать новые экологические знания через проектную деятельность;
  • Уметь проводить простейшие опыты и наблюдения по исследованию окружающей среды и разрабатывать экологические проекты;
  • Уметь ставить цели, планировать, рефлексировать и презентовать себя и свои достижения через проектную деятельность;
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах разного уровня.

Модуль «Эколог-исследователь» имеет углубленный уровень учебно-исследовательской деятельности и реализуется в течение трёх лет, рассчитан на 216 часов.

Содержание модуля «Эколог - исследователь» отражает важные для каждого человека темы, поскольку его жизнь, деятельность и здоровье связаны с окружающей средой, её состоянием. Также раскрывается жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в природных и в искусственных сообществах. В рамках данного модуля осуществляется практическая деятельность с обучающимися по мониторингу и экологической оценке окружающей среды своей местности через учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Эта деятельность будет способствовать социализации детей, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

Цель модуля «Эколог-исследователь»:

Формирование у обучающихся ответственного отношения к природе и здоровью человека через проведение экологического мониторинга окружающей среды, учебно-исследовательскую и природоохранную деятельность.

Задачи первого года обучения

  •  Продолжить формировать систему экологических знаний о состоянии окружающей среды;
  •  Развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранению и приумножению природных богатства Ермаковского района;
  •  Продолжить совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы;
  • Воспитывать позитивное ценностное отношения к живой природе и культуру поведения в природе

Ожидаемые результаты первого года:

  •  Уметь определять условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
  • Определять искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ;
  • Определять особенности природы Красноярского края;
  • Уметь различать позитивное и негативное влияние деятельности людей в природе;
  • Уметь предвидеть последствия поведения людей и природопользования в конкретных ситуациях;
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

Задачи второго года обучения

  • Сформировать знания об экологии растений и животных;
  • Научить ставить и решать проблемные задачи и проводить наблюдения и эксперименты с использованием современных цифровых технологий и специального оборудования;
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также практические умения учащихся работать с приборами, инструментами, справочниками;
  • Воспитывать позитивное ценностное отношения к живой природе и культуру поведения в природе;

Ожидаемые результаты второго года обучения:

  • Знать и уметь оперировать экологическими понятиями по экологии растений и животных;
  • Уметь работать с разными источниками информации и ориентироваться в интернет-информационном пространстве;
  • Уметь проводить эксперименты, опыты
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня;
  • Уметь выступать на публике, владеть способами презентации своей деятельности;
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня;

Задачи третьего года обучения:

  • Формировать у учащихся теоретические знания и практические умения о различных методах экологического мониторинга окружающей среды;
  • Развивать специальные способности учащихся по проведению экологического мониторинга, практические умения организации учебно-исследовательской работы;
  • Воспитать творческую личность, умеющую принимать самостоятельные решения.

Ожидаемые результаты третьего года обучения:

  • Знать и уметь оперировать экологическими понятиями по мониторингу окружающей среды;
  • Анализировать состояние здоровья человека и окружающей среды;
  • Уметь определять источники загрязнения окружающей среды и работать с разными источниками информации;
  • Уметь проводить комплексный мониторинг по оценке окружающей среды на территории села Ермаковское;
  • Активно участвовать в экологических акциях и конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня;
  • Осуществлять эколого-просветительские и природоохранные мероприятия с младшими школьниками.

Программа может корректироваться в зависимости от контингента детей, их интересов, предварительной подготовки, интеллектуально-творческого потенциала детей, изменения нормативно-правовых документов.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экологических знаний» разработана для детей:

  • младшего школьного возраста (6–8 лет) 1 год обучения;
  • среднего школьного возраста (9-11 лет) 3 года обучения;
  • старшего школьного возраста (12-16 лет) 3 года обучения.

Реализация программы «Основы экологических знаний» рассчитана на 7 лет обучения.

  • Модуль «Азбука природолюбия» - это стартовый уровень или ознакомительный – первая ступень в системе непрерывного экологического образования.
  • Модуль «Основы экологических знаний» - это базовый уровень – вторая ступень в системе непрерывного экологического образования.
  • Модуль «Эколог-исследователь» - углублённый уровень – третья ступень в системе непрерывного экологического образования.

Условия набора детей в объединение.

Состав группы может быть одновозрастной и разновозрастной, с постоянным составом обучающихся. Особых условий приёма, обучающихся в программу нет, принимаются все желающие дети, соответствующие возрастным категориям, прописанных в программе к модулям, стремящиеся совершенствовать свои знания, умения и навыки.

Режим занятий детского объединения «Юные естествоиспытатели».

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Одно занятие - с полным составом обучающихся в группе, второе занятие проводится – по подгруппам согласно требованиям СанПин от 04.07.2014 № 4 по организации учебно – образовательного процесса по естественнонаучному направлению, что дает возможность более эффективно выполнять практическую часть программы (модуля).

Первый год обучения – 68 часов. Второй и последующие годы - 72 часа в год на каждого обучающегося. Продолжительность одного учебного занятия составляет 40 минут, 10 минут перемена для отдыха детей и проветривания помещений.

Наполняемость групп модуля «Азбука природолюбия» составляет 10 человек, модуля «Основы экологических знаний» второго и третьего года обучения 10 человек, Группы четвёртого года обучения включают в себя не более 6 человек и формируются по интересам обучающихся. Наполняемость групп модуля «Эколог-исследователь» пятого, шестого и седьмого года обучения – составляет не более 6 человек.

Численность групп детского объединения разных годов обучения обусловлена следующими факторами: – основная часть деятельности обучающихся на практических занятиях осуществляется в форме самостоятельной работы. Педагог играет преимущественно консультативную роль на таких учебных занятиях, требующую, как правило, индивидуального подхода. Опыт показывает, что в группах с большей численностью количество обучающихся, одновременно нуждающихся в персональном руководстве педагога, нередко превышает его физическую возможность уделять каждому должное внимание и оказывать своевременную полноценную помощь всем, кому она нужна. В результате часть обучающихся вынуждена ждать своей очереди, пока педагог сможет им помочь. Если подобная помощь не оказывается достаточно быстро, то многие начинают из-за ожидания скучать, испытывать чувство разочарования, чувствовать себя обделёнными вниманием. Накапливаясь от занятия к занятию, такой негативный опыт нередко ведёт к тому, что дети охладевают к ранее интересовавшему их делу, и временно или насовсем прерывают своё участие в работе учебной группы. Поэтому, когда количество членов учебной группы достигает критической точки в 10 человек, то в большинстве случаев начинают возникать посторонние разговоры, и поддерживать рабочую атмосферу (которую проще сохранить, чем восстановить) становится крайне сложно.

Формы организации занятий.  

При прохождении программы ведущее место занимают методы и формы свойственные системе естественных наук основанные на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии исследовательских и творческих способностей.

Основными формами организации деятельности детей на занятии являются групповая и работа по подгруппам.

Формы проведения учебных занятий различные и делятся на две группы:

  • аудиторные (в кабинете): беседа, викторина, подготовка конкурсу, акции, тестирование, работа с научно-популярной литературой и в сети Интернет, разработка, оформление и защита проекта/ исследовательской работы, реферата подготовка к акции, олимпиада, экологическая игра, демонстрация видеофильма, экологические практикумы с использованием лабораторного оборудования, психологические тренинги с использованием музыки, экологические праздники и др.;
  • внеаудиторные (вне кабинета в природе): экологические полевые практикумы, экскурсии, наблюдения в окружающей среде, закладка опытов, экологические игры-квесты, социологические опросы для разных возрастных групп населения и другие.

В Программе предусматривается использование методов, приемов и элементов различных педагогических технологий:

  • игровые (игры ролевые, сюжетные, коммуникативные и др.) - обеспечивают личностную мотивационную включенность каждого учащегося, при этом у них формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности;
  • проектного (или исследовательского) обучения;
  • обучения в сотрудничестве (или в малых группах) - одна из наиболее эффективных технологий личностно - ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учащимся на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам;
  • здоровьесберегающие - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся. педагога);
  • информационные (или ИКТ) - подготовка и передача информации обучаемому осуществляется посредством компьютера и другие;

Внедряемые методы позволяют развить способности каждого обучающегося, включить его в активную деятельность, и способствуют формированию устойчивых понятий и умений.

Способы контроля результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы экологических знаний»

Способы проверки достигнутых результатов подразделяются на входящий, промежуточные и итоговые.

Контроль знаний и умений направлен на оценку теоретических знаний и практических знаний, и умений обучающихся. Контроль результатов усвоения материала проводится в несколько этапов.

  1. Первый – входящий. Осуществляется с целью выявить имеющихся знаний, умений, навыков обучающихся. Форма проведения - собеседование, анкетирование, тестирование, экологическая игра.
  2. Второй – промежуточный. Осуществляется с целью определения достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности. Форма проведения – собеседование, защита реферата, проекта или исследовательской работы, самостоятельная практическая работа, тестирование, зачёт, презентация творческих работ, участие в экологических конкурсах и акциях разного уровня.
  3. Третий – итоговый. Проводится по окончанию каждого года обучения и по итогам реализации всей программы обучения. Форма проведения определяется обучающимся по их выбору. Это может быть защита реферата, проекта или исследовательской работы, тестирование, проведение экологической игры- квеста или эколого-просветительского мероприятия, акции среди младших школьников. Победители, призёры, лауреаты различных экологических конкурсов, научно-практических конференций получают автоматический зачёт.

Контроль знаний приучает детей к самоконтролю и оценке своих знаний у умений. При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками могут быть использованы педагогом карты достижения обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

  • высокий – усвоение программного материала в полном объеме; воспитанник имеет достижения на всероссийском уровне и края;
  • средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в конференциях, конкурсах и др. на уровне района;
  • низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне образовательного учреждения.

При реализации, данной модульной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Основы экологических знаний» используется рейтинговая (балльная) система оценки знаний и отличительные знаки за освоение каждой ступени программы. Это позволяет поддерживать высокую мотивацию обучающихся: получить опыт участия в различных видов деятельности, осмыслить личные предпочтения и сделать выбор в дальнейшем какой деятельностью заниматься.

Воспитанник, закончив обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Основы экологических знаний» может вполне самостоятельно выполнять различные виды экологических исследований и проводить оценку качества окружающей среды.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы начальной диагностики

Формы промежуточной аттестации

Формы итоговой аттестации результатов образовательной деятельности по годам обучения

Формы аттестации обучающихся по итогам реализации образовательной программы

Собеседование, анкетирование, тестирование, экологическая игра

Тестирование, викторины,
практическая работа и др.

(по модулю соответствующего года обучения по выбору обучающихся)

Защита реферативно-исследовательской работы

Победители, призёры, лауреаты различных экологических конкурсов, научно-практических конференций разного уровня получают автоматический зачёт.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература для педагога

  1. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина Экологический практикум школьника: учебное пособие для учащихся. - Самара. Корпорация «Фёдоров», Изд-во «Учебная литература», 2005. – 304 с.
  2. А.С. Боголюбов. Учебно-исследовательская деятельность школьников в природе (на полевых экологических практикумах): Учебная программа/ А.С.Боголюбов. - М.: Эсистема, 2003. - 14 с.
  3. Ю.А.Буйволов, М.В.Кравченко, А.С. Боголюбов. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне: Методическое пособие/ Ю.А.Буйволов, М.В.Кравченко, А.С Боголюбов. - М.: экосистема, 1998. - 25 с.
  4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ В.П.Голованов. – М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора, открытость, обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 5-е изд. - Вита-Пресс, 2003. – 88 с.
  6. «Играя, обучаемся». Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию. - Новосибирск: «ИСАР-Сибирь», 2001, № 2.
  7. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007. -96 с.
  8. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. - М.: «Тобол», 1999.
  9. Н.З. Смирнова. Экологическая азбука- Красноярск: КГПУ, «Бонус» - 1996,- 320 с.
  10. Организация и проведение комплексных экологических экспедиций. Выпуск 3. Сост. Ю.Б. Лиман. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1993.48 с.
  11. Программы по экологии/ для внеклассной и внешкольной работы. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ - 1993, - 80 с.
  12. Спецкурсы по основам сельского хозяйства и экологии/ методические рекомендации для учителей и студентов биологов. Часть 1- Красноярск: КГПУ - 1995, - 170 с.
  13. Харитонов Н.П. Технология исследовательский деятельности по полевой биологии (методические рекомендации). -М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с.
  14. Экологическое образование. М.: Галерея-Принт. - № 4, 2004.- 60 с.
  15. Экологическое образование. М.: Галерея-Принт. - № 2, 2004.- 60 с.
  16. Экологическое образование. М.: Галерея-Принт. - № 1, 2004.- 60 с.
  17. Экология в общеобразовательной школе/ учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «Тайдекс Ко» - 2004. - 112 с.
  18. Экология/ Программы- М.: «Просвещение» - 1998, - 32 с.
  19. Экология природных комплексов. Учебное пособие. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009. – 294 с.

Литература для обучающихся

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: Мысль, 1991. - 382 с.
  2. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. – М.: Мысль, 1990. - 462 с.
  3. Бианки В.В. Лесная газета. М.: Светотон, 2002. - 544 с.
  4. Бондаренко В.Н. Снежное чудо: Сказки. Куйбышевское книжное издательство, 1980. -160 с.
  5. Даррелл Дж. По всему свету: Моя семья и другие звери. Птицы, звери и родственники. М.: АРМАДА, 1994. -575 с.
  6. Красная книга РСФСР (растения). М.: РОСАГРОПРОМИЗДАТ, 1988. -590 с.
  7. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М. «Просвещение», 1994.
  8. Сент-Экзюпери А. Маленький принц: Сказка. М.: Дет. литература, 2004. - 120 с.
  9. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. М.: Варяг, 1992.
  10. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книги. - М.: Лесн. Промышленность, 1987. -367 с.
  11. Хэрриот Дж. О всех созданиях – прекрасных и удивительных. М.: Мир, 1987. - 256 с.
  12. Чуб В.В., Лезина К.Д. Всѐ о комнатных растениях. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 336 с.
  13. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2009. - 256 с.
  14. Энциклопедия «Азбука природы». М.: Ридерз Дайджест, 2001. - 336 с.
  15. Энциклопедия живой природы. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 328 с.
  16. Энциклопедия живой мир. М.: Росмэн, 1994.
  17. Энциклопедия «Экология». М.: Русич, 2000.
  18. Большая энциклопедия природы для детей. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994. - 256 с.
  19. Энциклопедия «Мир леса». М.: Махаон, 2006.
  20. Энциклопедия для детей. Аванта+, 1994.