Согласно федеральным образовательным стандартам (ФГОС), одной из форм, способствующих развитию универсальных учебных действий исследовательского характера, является учебно-исследовательская конференция. Участие обучающихся в конференции является одним из способов их индивидуальных достижений.
Конференция (от лат. conferre – собирать в одном месте) – это форма коллективного обсуждения и изучения каких-либо актуальных проблем; собрание, совещание организаций, групп, государств, а также отдельных лиц для обсуждения и решения определенных вопросов. По видам конференции подразделяются на научные, практические, политические, или представляющие синтез этих направлений (научно-практические, общественно-политические и др.). Тематикой, названием и целями обычно определяется содержание и направленность конференции.
Педагогической наукой давно отмечен тот факт, что школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, они активизируют творческие способности и стимулируют мотивацию к учению. В процессе конференции у школьников формируются навыки целенаправленного наблюдения, постановки эксперимента, они проходят весь путь исследовательской деятельности – от определения проблемы до защиты полученных результатов.
Основные задачи учебно-исследовательской работы:
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
- формирование чувства ответственности за порученное дело;
- воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
Продуктом учебно-исследовательской деятельности школьников является творческая учебно-исследовательская работа.
Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:
- Реферативные - работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Например: "Роль леса в жизни человека".
- Экспериментальные - творческие работы, написанные па основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
- Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
- Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.
- Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которою делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Основные виды деятельности, на которые направлена конференция - это исследовательская и проектная.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В начальной школе, при участии обучающихся в учебно-исследовательской конференции, у них формируются следующие учебно-исследовательские умения:
Учебно-исследовательские умения, формирующиеся в начальной школе | |||
Умения, связанные с познавательной деятельностью |
Умения, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью |
Умения, связанные с креативной деятельностью |
Умения, связанные с организацией собственной деятельностью |
Выделять главное и второстепенное |
Высказывать суждение |
Видеть проблему |
Сформулировать цель (целеполагание) |
Давать определение понятиям |
Задавать вопросы по прочитанному тексту |
Выдвигать гипотезу |
Назвать этапы собственной деятельности |
Классифицировать |
Пользоваться словарями |
Придумать понятный значок для обозначения предмета (символотворчество) |
Планировать собственную деятельность |
Сравнивать |
Письменно ответить на поставленный вопрос |
Определить собственные успехи и недочёты (рефлексия, самооценка) |
|
Определять закономерности |
|||
Наблюдать |
К выполнению исследовательских и проектных работ детей нужно целенаправленно готовить.
Методические рекомендации подготовки обучающихся к учебно-исследовательской конференции
Изначально учителем-предметником предлагается школьникам список примерных тем для выполнения исследовательской работы, результаты которой будут представлены на учебно-исследовательской конференции. Конкретная тема исследовательского проекта определяется учащимся самостоятельно при согласовании с учителем, который осуществляет руководство исследованием.
Определение проблемы и темы исследования
Проблема - задача, преграда, трудность. Проблема исследования это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Например:
- Проблема питьевой воды в районе исследования.
Тема исследования - более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Например:
- "Секреты жевательной резинки"
Выбор объекта и предмета исследования
Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования - это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.
Гипотеза исследования
Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.
1. Формулировка цели и задач исследования
Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Обычно цель формулируют со слов:
- доказать
- обосновать
- разработать
- объяснить
- определить
- установить
Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования - выбор путей и средств для достижения цели.
Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
- выявить
- определить
- установить
- изучить
2. Отбор методов исследования
Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы
исследования делятся на теоретические ( сравнение, моделирование,
классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ
литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг,
анкетирование, интервью).
3. Составление плана исследования
Поиск и отбор информации по теме исследования.
4. Практический этап (этап выполнения)
На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель на данном этане выступает в роли консультанта и помощника.
5. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и зашиты исследовательских работ)
На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для зашиты научно-исследовательской работы. Презентации для зашиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.
Работа школьников над исследованием
В соответствии с выбранной темой школьником проводится исследовательская работа. Руководство работой осуществляет учитель-предметник, работающий с данным классом.
Для повышения эффективности работы над исследовательским проектом целесообразно обеспечить следующие условия:
- Разработать календарный план работы над исследованием.
- Согласовать график осуществления контроля над исследовательским проектом. Например, учащийся может раз в две недели сообщать руководителю о ходе работы над исследованием, предоставляя соответствующие материалы.
- Использование разнообразных информационных источников с подробным маршрутом их поиска.
- Оказание помощи учащимся со стороны библиотекарей, психологов при подготовке и репетиции докладов, публичного выступления.
- Поддержка самостоятельной инициативы школьников, их интереса к той или иной исследовательской проблеме.
Как правило, ребята, попробовав свои силы в школьной конференции, участвуют затем в городской, краевой и других конференциях разных уровней.
Результаты своего участия они заносят в Портфолио. Одно из популярных в последнее время стало Портфолио «Золотой резерв».
Участие обучающихся в учебно-исследовательских конференциях способствует формированию у них проектных и исследовательских навыков. Победители получают мощный мотивационный толчок к последующим исследованиям.
Таким образом, достигая высоких результатов в учебно-исследовательской конференции, учащиеся повышают свои индивидуальные достижения.