Цели: обратить сознание школьников к высоким идеалам, имеющим место в отечественной истории, развить самостоятельное представление о самоценности русского наследия, воспитывать поколение убежденных, благородных, готовых к подвигу патриотов.
Задачи: обеспечить доступ к поиску информации по теме, организовать план деятельности проекта и ход его результативности, научить монологической речи, используя устаревшие слова, умению дискутировать, использовать художественно-изобразительную, спортивно-оздоровительную и творческую деятельности.
Оборудование: костюмы богатырей, аудиосказки и былины, видеофильмы и мультфильмы о богатырях, оформление стенда “Русские богатыри”, презентация к медиа-уроку по теме, книжная выставка, выставка рисунков, проектный продукт - издание сборника творческих работ “Если бы я был богатырем”, праздник удали богатырской.
Ход работы
Учитель:
Подождал – и, не слыша ни слова кругом,
Садится на кочку, поросшую мхом,
Персты возлагает на гусли.
И струй переливы в лесу потекли,
И песня в глуши зазвучала…
Гусляр:
Расскажу вам про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет Слава Русская!
Воспитатель:
И подвиги славит минувших он дней,
И все, что достойно венчает:
И доблесть народов, и правду князей.
И милость могучих он в песне своей
На милость людей призывает.
Учитель: Гусли то звенели весело, когда заводил гусляр сказ о пирах да забавах богатырских, то рокотали грозно, когда пел он о том, как вставали богатыри грудью на защиту своей земли от вражеских полчищ, то едва слышно звучали струны, словно убаюкивали воинов, доблестно сражавшихся и честно павших на поле брани…
Ученик: Исполнение былин было доступно не каждому гусляру: требовались певческий голос, его большая выносливость, хорошая память. Былины подчас включали 500 стихов. Одним из знаменитых певцов былин старого времени был Баян. (Портрет Баяна)
Ученик: Богатыри – одни из самых любимых героев. Им, которые защищали родную землю, посвятил русский народ свои былины (древнейший жанр русских народных песен). Они появились более 1000 лет назад. Но ученые впервые записали эти легенды о богатырях – героях лишь в 19 веке. В них в особой полусказочной форме рассказывается чуть ли не вся история России – о войнах и мирной жизни, о князьях и крестьянах, купцах и ремесленниках.
(Звучит песня “Богатырская наша сила”) Выходят богатыри.
Илья Муромец: Куда это мы с вами, братцы, пришли? Шли мы, шли, дошли до развилки трёх дорог. Смотрим, лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти - убитому быть, налево пойти - богатому быть, а прямо пойти - веселому быть.
Добрыня Никитич: Ну, нам, богатырям, страх неведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть, напали на нас разбойники, тьма их тьмущая, сила чёрная, да разогнали, раскидали мы их всех, нам не привыкать драться за землю нашу, матушку, защищать её от захватчиков пришлых.
Алеша Попович: А налево мы и ехать не стали бы. Виданое ли это дело, чтобы богатырям за богатством гнаться. Некогда нам над златом чахнуть, наше дело - ратное, на страже мы стоим, да смотрим, не обижают ли где сирот малых, женщин слабых, да стариков немощных.
Учитель: А вот повеселиться богатыри мастера. После доброй битвы веселье всю усталость как рукой снимает. Вот и отправлялись они на званый пир к князю Владимиру Красное Солнышко, в стольный Киев-град.
Воспитатель: Уважаемые богатыри, вы попали в нашу школу, а пред очами вашими ученики сидят, ваши будущие наследники силы богатырской. Знают они много о вас, да о товарищах ваших, богатырях разных. Крепко любят вас по всей земле русской, хлебом-солью приветствуют.
(Выходит ученица в русском сарафане, кланяется, преподносит богатырям хлеб-соль): А мы вам расскажем, что знаем о всех богатырях.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А.С.Пушкин
(Сообщения на фоне слайдов презентации) Презентация
Учитель: Ребята, а каких еще богатырей вы знаете? (Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Самсон Самойлович, Василий Казимирович, Вольга Святославович, Михайло Потык) (Звучат рассказы учащихся об этих богатырях)
Богатыри задают ребятам вопросы викторины: (За правильный ответ вручают медальки-монетки)
- Кто из богатырей носил прозвище “Тихий”? (Добрыня)
- Какие умения, кроме воинских, были у Добрыни? (хороший дипломат, недаром князь назначал его послом, умел играть в шахматы, на гуслях)
- У одного из богатырей выросла не менее славная дочь богатырская, чем её отец, смелая да удалая. Недаром смогла она своего мужа спасти от гнева князя Владимира. Кто же она и как смогла перехитрить самого князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича, спасла мужа своего Ставра Годиновича, переодевшись в платье мужское, татарское и представившись татарским послом из Золотой Орды)
- Кто из богатырей сам ковал себе оружие? (Илья)
- Мы уже вам рассказали, что путеводителем нам всегда был камень на развилке дорог. (Слайд картины В. Васнецова “Витязь на распутье”). А какую новую надпись на камне написал Илья Муромец, стерев прежнюю? (Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем”)
- Почему Алеша Попович не играл в детстве в игры с детьми? (От неимоверной силы своей у его ровесников руки-ноги отрывались, кого он не возьмёт за руку или за ногу)
- Илью Муромца причислили к лику Святых на Руси. А когда день его ангела? (1 января)
- А каким родился Илья? (Слабым калекой, 30 лет просидел на печи, излечили его калеки перехожие, когда испил он водицы)
- Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка)
- Какое первое испытание выпало на его долю? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки)
- С кем еще сражался Илья? (Калин-царь и Идолище Поганое)
- А теперь назовите по картинкам на слайдах, какое снаряжение имелось у богатырей. Презентация https://docs.google.com/presentation/d/1a6TBISoaF7ium0HQmH6dn6pUR543Poy3VHbXoFOJq-o/edit?usp=sharing
(Шлем - головной убор, тяжелый панцирь из сплетенных металлических колец - кольчуга, меч, копьё, пика, щит, булава, лук со стрелами, колчан, ножны, сбруя, палица)
- Из каких двух частей состоит меч? Чем являлся меч для богатыря? (Клинок и рукоятка. В рукоятку воин насыпал горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать рукоятку оружия перед боем, считалось, что прикосновение такое дает особый оберег, защиту его владельцу)
- С какого орудия начинался бой богатырей один-на-один? (Копьё, пика, из-за наличия длинной рукоятки)
- Для чего служит щит? (Защита от нападения)
- В какой сказке и кто из персонажей пользовался луком со стрелами? (Князь Гвидон спас Царевну Лебедь от Коршуна, “Сказка о царе Салтане…”)
- Какие картины о богатырях и каких художников вы знаете? (В.Васнецов “Богатыри”, В.Васнецов “Витязь на распутье”, М.Авилов “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, В.Васнецов “Богатырский скок”, Васнецов “Богатыри на конях”, А.Клименко “Илья Муромец в немощи”)
ФИЗМИНУТКА “Богатыри” проводят богатыри:
Потянулись: раз, два, три.
Вы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Учитель: Задание на смекалку от богатырей: собрать картину - пазл “Богатырь” (Приложение - картинка-пазл)
Воспитатель: Прочтите и объясните те пословицы, что вы приготовили о богатырях.
Пословицы и поговорки про богатыря
- Славна богатырями земля русская.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Богатырь умирает, а слава воюет.
- Богатырская рука однажды бьет.
- Богатыря узнаешь на поле брани.
- Богатырь умрет, имя его останется.
Богатыри: Потешьте, ребята, нас стишками-добрыми, считалками, которыми вы пользуетесь в играх, нашу удаль не забываете.
Сидел Илюша на печи,
Кушал с чаем калачи,
Чтоб большим и сильным стать,
За Русь-матушку стоять.
***
Выезжали на войну
Три богатыря.
И от топота копыт
Сотряслась земля.
***
Не боится пусть врагов
Русская земля.
На посту своём всегда
Три богатыря.
***
Соловья-разбойника
Победил Илья.
И его благодарит
Каждая семья.
***
Ой, за Русь великую,
Врагов свору дикую,
Победят богатыри,
Раз пришёл с мечом – умри!
***
Наши три богатыря
Познакомились не зря,
Стала втрое безопасней
Русская земля.
Учитель: Сегодня мы с вами совершили путешествие к былинным героям, которые сами пришли на встречу с нами. Именно от богатырей пошла и существует ныне непобедимая сила русских воинов, героев, которые тоже сражались, защищая землю русскую. Читайте былины, перечитывайте полюбившиеся страницы, набирайтесь отваги, могущества, правого дела, доброты и мужества русского воина, воина-защитника, воина-победителя. Задание к следующему классному часу: нарисовать былинных персонажей, написать сказ “Если бы я был богатырем” для издания сборника наших работ в школе.
Спасибо всем за хорошую подготовку к уроку. В заключение посмотрите клип о русских воинах.
Видео https://www.youtube.com/watch?v=VCY2cAQ-A9I
Православный мультфильм “Пересвет и Ослябля” https://www.youtube.com/watch?v=YUDqvyUNJAU
Источники:
- Видео фильм Былины (для детей история о богатырях) https://www.youtube.com/watch?v=Q6EvZZDiAaY (дата последнего обращения 30.09.2018г.)
- Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням. / Сост. Н.И.Надеждин. — М.: Московский рабочий, 1990.
- Богатыри. Википедия
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8 (дата последнего обращения 30.09.2018г.)
- Славные подвиги русских богатырей
http://dostoyanieplaneti.ru/4757-lavnye-podvigi-russkikh-bogatyrej (дата последнего обращения 30.09.2018г.) - Какое оружие использовали богатыри. https://cyrillitsa.ru/past/38351-kakoe-oruzhie-ispolzovali-russkie-bo.html (дата последнего обращения 30.09.2018г.)
- Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И.В.Карнауховой
https://azbyka.ru/fiction/russkie-bogatyri-byliny-i-geroicheskie-skazki-v-pereskaze-iriny-karnauxovoj/ (дата последнего обращения 30.09.2018г.) - Православный мультфильм “Пересвет и Ослябля” https://www.youtube.com/watch?v=YUDqvyUNJAU (дата последнего обращения 30.09.2018г.)
Приложения:
Фото
https://drive.google.com/drive/folders/1qW7TE-6ef-cm3fh_IzOQqvWIHdcK-dQu?usp=sharing
Выставка книг «Преданья старины глубокой»
https://drive.google.com/file/d/1wrKVXglEtKTqEmz0rao5txrHUtEwov7P/view?usp=sharing
Сборник детских творческих работ «Если бы я был богатырём»
https://docs.google.com/document/d/1tlT6SSzmy1u5ymo0x4DjOgjz_ica9R_jl8O2nW-9jhg/edit?usp=sharing
Выставка детских рисунков «Русские богатыри»
https://docs.google.com/presentation/d/1BFy9DCanrxMTuq8Iob6CvNTBDPEaA6K64-G_mk-ktEA/edit?usp=sharing
Пазлы «Богатырь»
https://drive.google.com/file/d/1vsMT8mKH6uTK2nH5FYu2vu-Y9m2SUD8M/view?usp=sharing
Оформление стенда: План-путеводитель проекта
https://docs.google.com/document/d/1XZlW3EEEzfP4mk-8cYnI3F7VrsX2_IKAtfp8WVj3C4Y/edit?usp=sharing
ПОСЛЕСЛОВИЕ к проекту
Вот такое путешествие в историю, к былинным героям, вместе с учителем и воспитателем, совершили учащиеся Первой Московской гимназии. «Путешествие к былинным героям» - так назывался проект третьеклассников. В рамках этого проекта прошло много познавательных, информационных и увлекательных мероприятий. Для осознанного восприятия сложных текстов былин и чувственного обретения наслаждения своеобразия языковой интонацией ребятам было предложено вначале прослушать аудио выступления мастеров художественного творчества «Былинные сказания» и «Героические сказки», затем дети самостоятельно выбирали книги для собственного прочтения былин.
На выставке книг «Преданья старины глубокой» были представлены произведения о богатырях и их подвигах, которые прочитали ребята. Каждая из них - это страница летописи русской истории. Так мы все вместе познаём тайны былых времён. Следующий этап проекта – читательская конференция на тему: «Повествуют ли былины об исторических событиях Древней Руси?» Это замечательная возможность обсудить интересную тему, высказать своё мнение и выслушать точку зрения других учеников. А главное, доказательно, примерами из былин ответить на вопрос «Повествуют ли былины об исторических событиях Древней Руси». С довольствием учащиеся посетили наш видеосалон по просмотру художественного фильма-сказки «Садко» и мультфильма «Василиса Микулишна», экранизированных по мотивам русских былин.
Просмотр материала на большом экране - это прекрасная возможность донести до нас образ былинных героев, их жизни и подвигов. При проведении викторины «Знатоки фольклора» учащиеся показали свои интеллектуальные способности, как самые настоящие мужественные богатыри, они не испугались трудных задач олимпиады. Вера в себя – это уже половина на пути к вершинам. Героями классных часов были великие полководцы и святые земли русской. В рисунках, представленных на выставке с названием «Русь богатырская» ребята мастерски изобразили своих любимых былинных героев, сюжеты исторических битв и побед. А итогом и кульминацией проекта был «Богатырский праздник», который вызвал массу эмоций и оставил огромные впечатления.
В ходе праздника были сформированы дружины из ребят, которые отправились в путь по богатырским состязаниям: мастерски стреляли из лука стрелами, метали копья, носили воду вёдрами на коромысле, ухватом доставали чугунки с картошкой из печи, одним словом, демонстрировали ратные и хозяйские умения и сноровки. В «Богатырские играх» не только силой мерились воины-богатыри, но и ловкостью, и умом, и сноровкой. Каждый смог на состязаниях и себя показать, да и на других посмотреть. И не было здесь побеждённых, потому что каждый был одухотворен силою богатырскою, мужеством, честью и отвагою защищать свой народ и свою землю от «чудища поганого, змея лютого», потому что бились богатыри дружной ратью команды своей. А сколько радости доставило ребятам облачиться в костюмы и доспехи богатырей и прекрасных русских красавиц. Проект «Богатыри земли русской» прошёл в канун Михайлова дня – дня Архистратига Михаила, покровителя российского войска.
Много труда, стараний и фантазии было вложено учениками в творческие и коллективные работы. Детское литературное творчество было посвящено созданию легенд и сказов под названием «Если бы я был богатырём…». В школе был напечатан сборник из данных работ.