Цели: раскрыть тему хлеб как символ жизни человека.
Задачи:
- проследить путь появления хлеба, узнать русскую традицию хлебосольства, этимологию названия хлебобулочных изделий;
- разучить русские игры по теме хлеба;
- научить относиться к хлебу, как к святыне, правилам употребления и сохранения хлеба, обосновать символичность блокадного хлеба;
- воспитать уважительность к труду людей, производящих хлеб.
Ход мероприятия
Дети в русских костюмах с хлебом-солью встречают утром всех входящих в школу с приветствием и поздравлением с Днём хлеба, читают по-одному пословицы о хлебе.
По звонку на урок начинается основное действие.
1. Слово учителя.
Дорогие друзья. Сегодня, 16 октября – Всемирный день хлеба. Наша гимназия не могла остаться в стороне, не почтив этот традиционный для каждого россиянина продукт ещё именно и потому, что именно хлеб вместе с солью является символом гостеприимства на самых высших государственных приемах, и в каждой семье при важных событиях. Самый популярный продукт в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни, – это, конечно же, хлеб. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни, основным кормильцем, примером благополучия и достатка в жизни людей. Мы сегодня славим и труд тех, чьи профессии связаны с производством хлеба. А это труд 120 профессии! Хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.
Гриша: Слава миру на Земле!
Лиза: Слава хлебу на столе!
Гриша:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Лиза:
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:
Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук!
Этот наш обычай вечный
Из далёкой старины
Честь гостям и радость встречи
Словно символ доброты!
Песня-хоровод «Хлеб-да-соль».
Пословицы о хлебе произносят дети:
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- Кто трудиться рад, тот хлебом богат.
- Плох обед, когда хлеба нет.
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
- Захочешь есть - о хлебе вспомнишь.
- Горька работа, да потом хлеб сладок.
- Не всякий пашню пашет, а всякий хлеб ест.
- Хлеб — дар Божий.
- Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.
- Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
- Хлеб бросать — труд людей не уважать.
- Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
- Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Хлеб да вода — здоровая еда.
София: Самый важный продукт для каждого человека во всём мире - это хлеб. Люди разных национальностей всегда бережно относились к хлебу, к своему кормильцу. Хлеб - это символ жизни.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб.
Хлеб - это пищевой продукт, его выпекают из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, молока, иногда сахара и пряностей - анис, тмин, кунжут.
3. Дима: Хлеб на Руси - это символ благополучия и достатка, соль считалась хорошей защитой от враждебных сил. А тот, кто отведал хлеба и соли, навсегда становятся друзьями. Традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью с давних пор существует на Руси. Она сохраняется и до наших дней. В особо торжественных случаях хлебом и солью встречают делегации, прибывающие из других городов и стран. Благодаря этой прекрасной традиции, пошла слава о русском «хлебосольстве» - всегдашнем умении достойно принять гостей.
Маша: Словом хлеб мы называем и зерно, и поле зерновых, и готовый продукт, и тесто.
Только снег сошёл в апреле
Как поля зазеленели
Мы говорим хлеб
Вот зерно течёт рекою,
Чтобы сделаться мукою
Мы говорим хлеб.
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне
Мы говорим – хлеб. А что означает само слово “хлеб”? Греки выпекали свой хлеб в специальных глиняных горшках, которые называли “хлибанос”. Переняли это слово древние славяне, изменив звучание слова на “хлайб”, а потом и “хлеб”. А вот легенда о происхождении хлеба. Это было давным-давно - много тысяч лет назад. Ранним утром мужчины племени собрались, как обычно, на охоту, женщины хлопотали по хозяйству, а дети отправились за съедобными корешками, ягодами и плодами. И вот однажды девочка племени по имени Ди нашла совершенно незнакомое растение в виде колоска.
Сценка
Девочка Ди: Какие вкусные зернышки. Что же там внутри у них такое вкусное? Надо посмотреть. Возьму-ка я камешек и растолку эти зернышки. (имитация работы размолачивания зерен) Ой, как интересно (сдувает немного муки) Вот некстати этот дождик. Ну что это? Какой смешной получился шарик. А можно ли его кушать? (Пробует тесто) Да, можно. Но как я замерзла от дождика, сейчас разожгу костер и согреюсь. Ой, мой шарик упал в огонь. Сейчас его достану. Ага, горяченький. А как он пахнет, и вкусный. Надо насобирать таких зернышек. Вот обрадуются все.
(Собирает и вскрикивает “Ой, змея!”, роняет лукошко и теряет зернышки, убегает) Что же я дома скажу? Я все рассыпала: и коренья, и зернышки, меня будут ругать.
Коля: Беда и радость ходят рядом. Охотники тоже вернулись домой без добычи, злые, голодные. Одна надежда на женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди! Прошёл год, и все в племени уже забыли об этом. И вот Ди оказалось на том злополучном месте. Впрочем, место оказалось, наоборот, счастливым. Ди собрала зерен в сто раз больше. Каждое оброненное зернышко проросло в колосок, налитый зернами. И что делать с зернами, Ди тоже уже знала. С той поры всё и началось. А чтобы зернышко стало хлебом - нужны четыре силы - солнце, дождь, земля и …. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД.
Вика:
Знай, не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Вот по телевизору об этом как раз и начинается сейчас рассказ. Смотрите передачу повнимательней.
Вика и Саша (поочередно) (Импровизированный телевизор, и в нем по-одному появляются ученик и ученица с фотокартинами)
Под луной блестят поля,
Спит кормилица-земля.
Белокрылые метели
Колыбельную ей спели,
Приукрыли снеговым
Одеялом пуховым.
Спит земля, а что ей снится?
Снится спелая пшеница.
(Специально посаженные деревья по краям поля служат опорой для снегозадержания зимой)
Агроном в халате белом,
Чем ты занят?
- Важным делом!
Проверяю семена,
Приходи скорей, весна!
Агроном сказал: “Пора!
Выходите, трактора!
За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно -
Сеют сеялки зерно.
Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля,
И удобрит, и подлечит
Летчик с воздуха поля.
Подросла пшеница.
Время ей пришло зреть и колоситься.
Да сухое нынче лето,
Как плита, земля нагрета.
Просит пить у нас пшеница,
Хорошо, дадим напиться.
Пустим воду на поля,
Пей, кормилица-земля.
Продолжаем мы рассказ -
Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море, корабли.
Хоть и собрано зерно,
Но не хлеб ещё оно.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Хлеб хранится про запас
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он, как будто дома.
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука.
Вот что здесь с зерном случится:
В оборот его возьмут,
И в муку его сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука,
Там при всём честном народе
Уж намнут тебе бока.
Тесто-тесто - мало места.
- Ой, пустите! - кричит тесто.
- Ладно, пустим, - в печь давай!...
Народился… каравай!
Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В нем – здоровье наше сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило.
Охраняло, берегло!
В нем – Земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Учитель: Радуются трудовые люди - собран богатый урожай. Веселятся, пляшут и поют. Недаром говорится, будет хлеб - будет и песня. Давайте и мы споем и спляшем.
Песня “Каравай земли и неба на твоем столе, ничего сильнее хлеба нету на земле…”
Даша: Такое короткое и простое слово хлеб. Почему он занимает такое важное место в жизни каждого человека? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Учёные нашли ответ на этот вопрос. Оказывается, в хлебе много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Кусочек хлеба съесть, - значит, получить необходимую энергию для жизнедеятельности. Ни один продукт не может похвастаться такими показателями. Вот, если бы вам каждый день по три раза давали мороженое или шоколад - скоро бы они вам надоели?
Позвольте, я понялА.
Хлеб… НаскУчит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, Без него человеку беда!
Учитель: В каждом кусочке хлеба - душа народа, кусочек твоей родной земли, родины, судьбы многих людей, их неустанный честный труд. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. И вот пример единства горькой судьбы хлеба и всех людей нашей страны… (Приглушённо звучит мелодия “Священная война!”)
Миша: В годы Великой Отечественной Войны г.Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть, и самой большой ценностью был хлеб, выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.
125 граммов – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. 125 граммов... Как мал был этот кусочек жизни, но именно он вселял надежду жителям блокадного Ленинграда. Помните это и бережно относитесь к хлебу. Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.
Учитель:
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке, в каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Галина: (Сценка: худенькая девочка в повязанном сером платке на голове) А вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я тоже сначала не знала…. Нужно взять пайку хлеба, положить её на ладонь и отщипнуть очень маленький кусочек, и очень долго жевать его, потом отщипнуть ещё один маленький кусочек. И снова долго жевать, нужно стараться как можно больше его жевать. Затем собрать все крошечки на середину ладошки, и прижаться к ним губами, как будто хотите поцеловать, чтобы не потерять ни одной крошечки, ни одной…
Ольга: Да, наша родина – великая хлебная держава. Да, необозримы ее поля. Но всегда ли мы почтительны к хлебу? На Руси всегда с давних времен, люди, поев, собирали крошки хлеба со стола и съедали их, Выбросить крошки или смести их со стола считалось грехом. Вот так бережно, как к любой другой святыне, относился к хлебу у наш народ.
На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть - до конца.
Даниил:: И сейчас мы должны определить для себя четкие правила обращения с хлебом:
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не играй хлебом.
- Не бросай хлеб.
- Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Пётр: Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать и выбрасывать получаемый им кусочек хлеба, а это 30 грамм, то в день – это уже будет 17 кг хлеба. Вроде маленький кусочек, а это 34 батона.
Ребята, помните, что труд людей, которые производят хлеб от поля до магазина, надо уважать и хлеб беречь.
Мне больно, когда я случайно вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты всех оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Нелли: Вот пример сказки, который говорит о ценности хлеба. Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался и понёс к ювелиру: «Сколько стоит мой самородок?». «1000 рублей» - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому ювелиру. И правильно сделал, потому, что самородок был оценён в 5 тысяч рублей. Но его снова взяло сомнение. Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что оно стоит 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
«Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле» - сказал он старому мудрецу – но не могу установить истинную цену самородка». Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому что ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле... Попробуй неделю не поесть – за кусок хлеба и самородок отдашь. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни».
15. Стефания:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».
Максим:
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори –
Их за все благодари.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не хотим мы видеть черных
Зерен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите, хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь! (хором)
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе! (хором)
Учитель: Ребята! Вам интересно было на празднике? Что нового вы узнали? (ребята отвечают) Сегодня вместе с учениками четвертых классов вы проделали путь хлеба от колоска до буханки, узнали, как труден этот путь, сколько людей занимается выращиванием и производством хлеба, как разнообразны профессии этих людей и почетен их труд. Вы познакомились с хлебосольной традицией русского народа, узнали горечь и цену блокадного хлеба военного времени, научились правилам бережного отношения к хлебу. И теперь вы понимаете, почему и как нужно бережно относиться к хлебу. Спасибо за внимание!
Учитель: Дорогие друзья, мы приглашаем вас принять участие в путешествии по станциям для продолжения тематического урока с разучиванием игр, интеллектуальных заданий. Наши старшеклассники будут руководителями и ведущими на этих станциях. Каждому классу мы раздадим маршрутный лист-план посещения станций. Итак, в интересную дорогу, собирайтесь!
1 Станция “Загадки” (Даша Б., София Б., Коля Ф., Степан М.)
– Без чего хлеба не испечешь? (Без корки)
– В воде родится, а воды боится. (соль)
– Горячая старушка на одном месте стоит,
И из угла в угол не переставишь. (печка)
– Бела беляна, по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла. (мука)
– Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (колос)
– Всем нужен, а не всякий сделает. (хлеб)
– Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет. (комбайн)
– Вырос в поле колоском, на столе лежит куском (хлеб).
Старинная игра «Пирог»
Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов».
1. Выбираем пирог. (1 человек)
2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.
3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока.
4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мяконький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»
5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и дотрагиваются до его руки. Кто первый дотронулся, тот забирает пирог в свою команду.
6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
2 Станция. Викторина по сказкам, где говорится о хлебобулочных изделиях. “Назови сказку” (Нелли М., Герман Б., Миша Г., Артём Н.)
- По амбару я метен, По сусекам я скребен,
На сметане мешен, В печку сажен,
На окошке стужен. («Колобок», русская народная сказка)
- Печка, матушка, спрячь меня!
Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь.
Гуси пролетели мимо. («Гуси-лебеди», русская народная сказка)
- Василиса Прекрасная вышла на крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я у родного моего батюшки». («Царевна-лягушка», русская народная сказка)
- Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, устал и решил отдохнуть. Сяду на пенек, съем пирожок. («Маша и медведь», русская народная сказка)
- Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу.
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. («Конёк-горбунок» П.П.Ершов)
- – Жили-были два мышонка Круть и Верть. Да петушок Голосистое горлышко. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. («Колосок», Украинская народная сказка)
- «Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек маслица.» (Шарль Перро «Красная Шапочка»)
Подвижная игра «Дружные зерна»
Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.
Дети-зернышки образуют круг и держатся за руки. Дети идут по часовой стрелке. Счет до 5, все расцепляют руки и занимают места в лежащих на полу обручах по 5 человек и обняться. Кто быстрее?
3 Станция. “А знаете ли вы?” Интересные истории о хлебобулочных изделиях. (Лиза М., Гриша К., Олег Ш.)
- Что такое сайка? Сайка – так называют булку из специального теста. Название эстонское и означает «белый хлеб».
- Что такое калач? Название «калач произошло от слова «колесо».
- Что такое кулебяка? Кулебяка в переводе с финского означает рыбная, а в словаре В. Даля слово «кулебяка» образовалось от слова «кулебячить»- лепить руками.
- Что такое расстегай? Расстегай – это пирожок незакрытый, «расстёгнутый».
- Что такое ватрушка? Ватрушка – это круглые пирожки от слова «ватра», т.е. «огонь», «очаг», похожие на солнце.
- Что такое батон? Батон – название пришло из французского языка. Батон – это «палка, жезл».
- Почему пирог назвали пирогом? слово «пирог» происходит от слова «пир».
Игра-эстафета «Хлебный магазин»
Игровая задача: 2 команды. Быстрее другой команды обменять свои жетоны на хлебобулочные изделия.
Материал: 2 сумки для покупок, жетоны по количеству игроков, муляжи хлебных изделий.
Разделимся на две команды. Каждой команде выдаём сумку для покупок. Вы обменяете свои жетоны монетки на хлебные изделия в нашем магазине.
(ребенок с сумкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон. 2 ведущих игру ему дают хлебное изделие, ребенок кладет его в сумку, возвращается к команде и передает сумку следующему участнику.)
4 Станция. Пословицы и поговорки о хлебе. Разделённые на две части пословицы, соедините их по смыслу. (Дима А., Маша Я., Игорь Д.)
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
- Хлеб да вода – здоровая еда.
- Хлебушко – калач дедушка.
- Хлеба нет – корочка в честь.
- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
- Без хлеба, без соли худая беседа.
- Палата бела, а без хлеба в ней беда.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
Игра «Что – сначала, что – потом?»
Дети делятся на две команды. Им дается одинаковый набор карточек (поле, трактор, комбайн, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, сухарь, крошки, бутерброд).
Дети по очереди на скорость должны разложить их в последовательности, согласно порядку от начала действий.
Общешкольная линейка
Учитель: Ребята! Вам интересно было на празднике? Что нового вы узнали? (ребята отвечают) Сегодня вместе с учениками четвертых классов вы проделали путь хлеба от колоска до батона, узнали, как труден этот путь, сколько людей занимается выращиванием и производством хлеба, как разнообразны профессии этих людей и почетен их труд. Вы познакомились с хлебосольной традицией русского народа, узнали горечь и цену блокадного хлеба военного времени, научились правилам бережного отношения к хлебу. И теперь вы понимаете, почему и как нужно бережно относиться к хлебу. Знайте, любите и почитайте такое простое и в то же время святое для каждого слово ХЛЕБ.
Источники информации.
- http://www.calend.ru/holidays/0/0/3323/ календарь праздников
- https://www.youtube.com/watch?v=N3a54bCRHbQ танец-песня “Хлеб да соль”
- http://adm-ostashkov.ru/hleb/scenarij-hleb-sol.html
- https://www.outube.com/watch?v=cTjqKN38K7k&t=46s песня
- http://kladraz.ru/blogs/svetlana-vasilevna-lapatina/ легенды о хлебе
- Леонтьева В.Б. Праздники для детей младшего возраста. Минск, ЧУП “Издательство Юнипресс”, 2005.
- Малегон А.В. Классные часы в начальной школе. Ярославль, Академия развития, 2009.
- Тихомирова Е.М. Сценарии школьных праздников. М., Издательство “Экзамен”, 2006.