Методическая разработка урока экономики в 8-м классе по теме "Налоги"

Разделы: Экономика


Урок «Принципы и методы налогообложения», изучается в 8 классе (на профильном уровне) или в 9 классе общеобразовательной школы по программе «Экономика. Программа для 9-10 классов общеобразовательных школ», (8-9 классов на профильном уровне) И.В.Липсица 2008 года, является 1 уроком раздела «Государственные финансы». К началу урока дети имеют представление о том, что такое налоги, знакомы с понятиями «выручка», «общие затраты», «прибыль».

Цели урока направлены на формирование новых знаний, развитие умений сбора и анализа статистической информации, умений работы с понятиями, выявление собственных позиций, формирование информационно-коммуникативной, исследовательской, социальной компетенций.

На уроке использованы фронтальная, групповая формы работы.

В ходе работы используются, элементы технологий КМД, проблемного обучения.

Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. Особое внимание на уроке уделено метапредметам понятие и знак.

Логика урока: актуализация знаний, определение целей деятельности, ключевых вопросов урока.

Организация работы с различными источниками информации, перевод ее из текста в графическое изображение, направлены на решение практических задач, выход на цели и задачи метода, формирование понимания системы налогов в РФ. Применение полученной информации способствует воспитанию правильной гражданской позиции учащихся.

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление учащихся о системе налогов в РФ; создать условия для усвоения учащимися понятий «налог», видов налогов, ставок налогообложения;
  • Развивающая – совершенствование навыков анализа конкретной ситуации, умений применять информацию при решении практических задач;
  • Воспитательная – воспитание гражданской позиции и ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии, методы, приемы: урок основан на технологии КМД, проблемного обучения, исследовательский  метод. Урок построен с позиции деятельностного подхода.

Оборудование и материалы: проектор, 4 компьютера (с выходом в Интернет), экран, раздаточный дидактический материал, экономические справочники, учебник «Экономика. Основы экономической теории. 10-11 класс. Профильный уровень образования» (С.И.Иванов).

Формы работы: фронтальная, групповая.

Планируемы результаты:

Предметные – знают понятие «налог», виды налогов, умеют применить знания для решения практических задач.

УУД:

  • личностные: умеют соотносить поступки с существующими нормами, ориентироваться в социуме;
  • регулятивные: сами определяют цели, действуют по алгоритму, осознают уровень усвоения материала;
  • познавательные: умеют анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, ставить и разрешать проблемы, используют знако-символические средства;
  • коммуникативные: умеют договариваться, приходят к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока

I. Организация целевого пространства

1. Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, будущие экономисты! Приглашаю вас в увлекательный мир экономики. Сегодня на уроке вам пригодится хороший настрой, умение достигать цели, умение быстро и точно считать.

2. Создание общей зоны целей (выделение и формулировка проблем, создание проблемной ситуации, определение целей).

- Я предлагаю вам решить следующую задачу. Перед группами лежат листки с условием задачи:

«Решил как-то колобок денег заработать, чтобы помочь деду с бабой. Зарегистрировал он частное индивидуальное предприятие по продаже лесных даров. Купил у ежа 5кг грибов стоимостью 100 рублей за кг, а продал по 120 рублей. Купил у медведя малины 10 кг, заплатил 200 рублей за кг. Продал малину задорого. Аж за 250 рублей за кг. Белка орехи дешево продавать отказалась. Сговорились на 300 руб. за кг. Купил 3 кг орехов колобок, ну и продал еще дороже – за 360 рублей.  Доставка у колобка, как известно, бесплатная! Какую чистую прибыль получил колобок?»

- Попробуйте решить ее.

Учащиеся отмечают, что не могут решить задачу.

- Почему?

Ребята отвечают, что не знают всех затрат колобка.

- Я предлагаю вам четко выделить, что вам известно, чего вы не знаете, а затем выстроить стратегию дальней шей работы на уроке.

Заполните алгоритм:

Ребята отмечают, что знают, как рассчитать прибыль, посчитать затраты колобка, знают, что каждый предприниматель платит налоги. Однако, какие налоги должен заплатить колобок, как их рассчитать у учащихся вызывает затруднение.

Учащиеся ставят цель урока,  составляют план работы: узнать, какие виды налогов существуют в РФ, как рассчитать сумму налога, зная налоговую ставку. (Слайды 1, 2).

Презентация.

3. Определение зоны поиска, средств решения проблемы.

- Скажите, каким образом мы можем достичь цели? Где можно найти необходимую информацию?

- В учебнике, в справочнике, в Интернете, можем обратиться за помощью к учителю.

II. Организация поискового пространства

1. Определение метода решения проблемы

- Определите, какие источники информации вы хотели бы использовать для поиска и исследования, распределите работу между участниками группы.

- Мы сформулировали проблему, давайте попробуем выдвинуть гипотезу.

Ребята должны предположить, что поиск необходимой информации поможет им справить с задачей.

2. Исследование проблемы и ее разрешение

- Результаты вашего поиска необходимо оформить в специальных бланках, предложенных вам в папке. Каждая группа выбирает сама задание из  кейс-документов (приложение 1).

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.nalog2000.ru/
  2. http://rnk.ru/
  3. http://money.rin.ru/

3. Обсуждение результатов в микрогруппе, общее обсуждение, вывод научной нормы.

Участники групп представляют результаты исследования. Каждое выступление сопровождается слайдом, отражающим содержание работы (слайды № 3,4,5,6,7)

- Давайте вернемся к задаче. Проведя исследование, сможете ли вы ее решить?

Дети отвечают, что справятся. Решают задачу (решение задачи также отображается на слайде №8).

- Вы все молодцы! Справились!

- Подводя первые итоги урока, я хочу предоставить слово президенту РФ – В.В.Путину (включается видеоролик – фрагмент новостей 1 канала, в котором президент говорит о налоговой системе России (http://www.deloros.ru/main.php?mid=213&doc=21782). На экране слайд № 9 с высказыванием В.В.Путина «Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что у нас должна быть такая налоговая система, которая обеспечивала бы интересы государства. <…> Интересы государства заключаются не в том только, чтобы содрать налоги, а в том, чтобы всем участникам этого процесса было удобно и комфортно работать, с тем, чтобы наши инструменты, в том числе и фискального характера, стимулировали экономическую активность, а не подавляли её».

- Скажите, ребята, а лично вас касается затронутая тема налогов?

Учащиеся отвечают, что им всем придется платить налоги, даже если они и не станут предпринимателями.

- А какие налоги вы будете обязаны платить в будущем? Какие налоги платят ваши родители?

Ученики в первую очередь должны отметить подоходный налог.

- Я хочу предложить вам решить еще одну задачу:

«Налоговый инспектор установил, что фактический доход гражданина N за прошлый месяц составил 5000 рублей, в то время как сумма уплаченного подоходного налога составила 620 рублей. Какую сумму дохода скрыл гражданин N, если в стране действует прогрессивная  система налогообложения, представленная в таблице:

Доход (руб.)

До 1000

От 1000 до 2000

Свыше 2000

Ставка налога (%)

12

20

30

- Попробуйте решить задачу.

Учащиеся решают задачу, используя алгоритм:

НДФЛ = (нач. сумма налогообложения × нач. ставка) +
+ (след. сумма налогообложения × след. ставка) +
+ (конеч. сумма налогообложения × конеч. ставка).
НДФЛ = (1000 × 0,12) + (1000 × 0,2) + (3000 × 0,3) =
= 120 + 200 + 900 = 1220 руб.

Обсуждается решение задачи (слайд № 10).

- Скажите, ребята, а как вы относитесь к поступку гражданина N?

Ученики должны отметить, что неуплата налогов сказывается на бюджете страны, а значит, страдает не только государство, но простые граждане. Далее следует небольшая фронтальная беседа, направленная на формирование понимания необходимости платить налоги, воспитание гражданской ответственности.

III. Организация рефлексивного пространства

- Проверим, насколько вы усвоили основные понятия, рассмотренные на уроке. Вам предлагаются вопросы и варианты ответов на слайдах. Определив правильный вариант ответа, запишите соответствующие буквы (слайды № 11,12,13,14,15).

- Какая получилась фраза? - «Заплати налоги» (окончание фразы «и спи спокойно». Слайд №16)

- В заключение я прошу вас написать мини-эссе на тему «Зачем платить налоги?» из 5-6 предложений (при недостатке времени – закончить фразу «налоги нужно платить для того, чтобы …).

- Подведем итоги. Скажите, чему вы научились на уроке? Был ли он для вас полезен? Помогут ли вам полученные сегодня знания в жизни? Как была организована работа на уроке?

Необходимо подвести детей к пониманию того, что основным методом на уроке был исследовательский метод.

Слайд №11.