Пианистические навыки и умения ученика по классу фортепиано формируются в первый год обучения. Особенно важен этот период для укрепления позитивного настроя обучающегося на трудоёмкий процесс постижения искусства музыкального исполнительства. Без огромного увлечения музыкой, без удивления её звукам, без вслушивания в звучание каждого звука, ученик не сможет впоследствии быть трудолюбивым и требовательным к себе и достигнуть хороших успехов в обучении.
А.Д. Артоболевская давала педагогам – музыкантам такие рекомендации, цитируя Д.Д.Кабалевского: «Начиная музыкальное воспитание ребёнка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребёнка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке» … «Постарайтесь околдовать ребёнка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца». (1)
Поддерживать интерес ребёнка к музыке помогут технологии сотрудничества, в основе которых встаёт первоначальная задача понять, изучить характер и особенности личности ребёнка. Педагог, выявив склонности и увлечения обучаемого, должен уметь выбирать музыкальный репертуар в русле его интересов, грамотно поддерживать это стремление к музыке, не сводя занятия до муштры. У каждого ребёнка свой путь развития, и задача педагога сводится к тому, чтобы развивать и немного направлять начинающего музыканта. Самая главная задача учителя – поддержать интерес к музыке в ученике. Только тогда ученики смогут легко и с удовольствием многого добиться.
Особенно труден для детей первый год обучения, в это время важно не ограничивать ребёнка рамками узких пианистических и технологических задач. В этом возрасте дети с трудом могут педантично отрабатывать конкретные технические детали. Тогда наоборот, важно изучить как можно больший объём репертуара для создания у обучаемого багажа широкого круга музыкальных представлений и навыков, а также положительных эмоций от работы над пьесами. Важно, чтобы ребёнок научился эмоционально откликаться на музыку. Необязательно учить каждое произведение детально, достаточно довести до максимально возможного на данном этапе уровня законченности лишь несколько пьес, наиболее полюбившихся ученику. Только при этом условии ученик будет стараться довести своё исполнение до совершенства и с лёгкостью приобретёт навык выполнения трудоёмкой работы.
Уже с первых уроков необходимо помнить о развитии слуха маленького музыканта, обращая внимание прежде всего на звучание музыки. Я всегда говорю ученикам, что у них должны быть «очень большие уши». Слушать себя надо привыкать с первых уроков, с извлечения первых звуков. Очень полезно напевать простые мелодии исполняемых пьес, это развивает и музыкальный слух, и интонацию, и помогает потом сосредоточить внимание на выразительном исполнении мелодии.
Наравне с развитием музыкального слуха необходимо уделять внимание развитию чувства ритма. Это чувство хорошо развивать, учитывая природу ритма. Человеку свойственно совершать ритмичные движения при ходьбе, при хлопках. Труднее делать мелкие ритмичные пальцевые движения. Поэтому с первых и до последних классов я стараюсь отрабатывать с учеником ритмически трудные моменты сначала на крышке фортепиано, или на столе. Обязательное условие: хлопая, ритм надо уметь просчитать, можно придумать к нему подтекстовку. Затем мы отрабатываем то, что получилось простучать на крышке, на инструменте. Педагогу надо быть готовым к тому, что сразу не всё может получиться. Надо возвратиться к этой задаче на следующем уроке. Зачастую даже очень сложный ритмический рисунок получается точно сыграть, если на нескольких уроках прохлопывать и проговаривать его.
Ко всему вышеизложенному необходимо добавить очень важный момент «постановки руки», который у каждого ученика проходит по-разному. В этом процессе большое влияние имеют физиологические особенности: у некоторых кисть очень маленькая, у кого-то – узкая, у кого-то ногтевые пластины большие и «подушечка» маленькая, у кого-то очень зажатые мышцы руки, у кого-то прогибаются фаланги пальцев. Особенностей может быть много. Самая первая задача педагога при постановке руки – не бежать за количеством изученных произведений, за нарастанием сложности исполняемых пьес, а освобождение игрового аппарата, сколько бы это не заняло времени.
Конечно, этот процесс не должен быть навязчивым для ребёнка, в силу своего возраста дети проще осваивают сложные вещи в игре. Игровые моменты помогут ребёнку расслабиться, почувствовать себя свободней на уроке, увлекут его, и незаметно сложные вещи станут не такими уж и сложными. Здесь очень эффективны для формирования игрового аппарата и самостоятельной работы пальцев упражнения А.Д.Артоболевской: «Шалтай-болтай», «Берёзка» помогут включить и освободить руки. Упражнения «Качельки», «Подковки» и упражнения А.А. Шмидт – Шкловской: «Колечки», «Щёточки», «Паучки», «Иди ко мне» активизируют и подготовят каждый пальчик. К этим упражнениям хорошо обращаться не один раз за урок, выполняя их в качестве физкультминутки.
Ещё одним из компонентов педагогики сотрудничества является общение с учеником на его уровне, демократический стиль общения. Уже с первых уроков педагогу необходимо признавать право ученика на собственную точку зрения, и высказывать собственное мнение тоже необходимо учиться. Учителю не стоит жалеть времени на уроке для того, чтобы к тому или иному выводу пришел сам ученик, а не просто услышал от учителя назидание: так надо, а так не надо: полезно дать возможность ученику сравнить несколько вариантов исполнения, послушать, подумать, и самому прийти к верному решению. Если возникнут спорные вопросы всегда можно решить на основе дискуссии.
Естественно, что при демократическом стиле общения педагог откажется использовать какое – либо наказание. Учитель не должен фиксировать внимание на чём-то отрицательном, на неудачах. Он должен видеть и предвидеть индивидуальный путь развития каждого ребёнка, и на этом пути замечать его личные победы и достижения. Только поощрение индивидуального личностного роста и его стимулирование поможет сформировать у ученика веру в себя, в свои силы. И это – задача не одного дня, а задача на все годы обучения ребёнка в музыкальной школе. Только так мы можем воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность, человека, любящего музыку.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). Издание 2-е, переработанное и дополненное / Ш.А.Амонашвили. -Москва. Изд-во: Школа Понимания, 2013. - 76с.
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой М.: Советский композитор, 1986.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1979.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: 1979.
- Геталова О., Визная И. В музыку с радостью – Спб., «Композитор», 2012.
- Кабалевский Д.Д. «Как рассказывать детям о музыке?» М. 1977, с.12. (1).
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Трикста, 2008. – 400с. - (Gaudeamus); - 315 с.
- Шмидт – Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков», издание 2-е. «Музыка», Ленинград.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
||||
Автор |
Наконечная Е. Н., преподаватель структурного подразделения «Музыкальная школа» МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В.Ломоносова» (село Холмогоры Архангельской области) |
|||
Общеразвивающая |
Музыкальный инструмент (фортепиано), продолжительность занятия 30 минут |
|||
Предмет: фортепиано |
Обучающийся: |
Липская София |
Класс: 1 |
Урок №19 |
Тема урока |
Развитие пианистических навыков и умений на начальном этапе обучения. |
|||
Цель урока |
Постановка игрового аппарата, формирование творческого и позитивного отношения учащейся в работе над развитием пианистических навыков и умений, над постижением азов нотной грамоты |
Задачи |
||
Образовательные: |
Развивающие: |
Воспитательные: |
Познакомить ученицу с новыми пьесами. Закрепить усвоение обучаемой новых понятий и терминов. |
Развивать пианистические навыки и умения, свободу пианистических движений. |
Воспитывать позитивный настрой по отношению к получению знаний, воспитывать творческую, целеустремленную, интеллектуальную и деятельную личность. |
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
Знать: понятия: штрих легато, штрих нон легато, размер, такт, звуки в скрипичном ключе, звуки в басовом ключе от «Фа» малой октавы вверх, «До» малой октавы, изображение интервалов: секунда, терция, квинта, их название и ступеневые величины. название длительностей, нюансов. |
Познавательные: |
Устойчивая мотивация к обучению. |
Основные понятия урока |
Понятия: легато, нон легато, размер, такт, звуки в скрипичном ключе, звуки в басовом ключе от «Фа» малой октавы вверх, «До» малой октавы, изображение интервалов: секунда, терция, квинта, их название и ступеневые величины. название длительностей, нюансов. |
|
Тип урока |
Комбинированный: усвоение новых знаний и закрепление изученного материала. |
|
Методы обучения |
Словесные: объяснение, устный разбор, "попутные поправки", обобщение. |
|
Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации. |
||
Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой. |
||
Формы организации учебной деятельности |
Индивидуальная |
|
Материально-техническое обеспечение |
Фортепиано, стул – банкетка, с регулировкой высоты, подставка для ног, карточка с интервалами, мягкая игрушка - кот. |
|
Учебно-наглядный комплекс |
А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», О.Геталова, И.Визная «В музыку – с радостью». |
|
Методическая литература |
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой М.: Советский композитор, 1986. 2. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – Спб., «Композитор», 2012. 3. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков», издание 2-е. «Музыка», Ленинград. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
Этапы урока, цель, время: |
Деятельность учителя: |
Деятельность обучающейся: |
1. Орг. момент Цель: Создание психологического комфорта, проверка готовности к уроку, подготовка игрового аппарата. 2 мин. |
1. Приветствует учащегося, проверяет его готовность к уроку, |
1. Здоровается с учителем, сообщает о своём настроении, готовит рабочее место: ставит подставку для ног, ноты. |
2. Проверка домашнего задания, работа над ошибками Цель: развитие пианистических навыков,
контролирование знаний, необходимых для восприятия нового материала, 7 мин. |
1. Предлагает сыграть те пьесы, которые понравились с прошлого урока. |
1. Играет ранее разученные пьесы, которые понравились и стали любимыми. |
2. Оценивает результаты исполнения. |
2. Оценивает результаты исполнения. |
|
3. Заостряет внимание ученицы на звучании исполняемых пьес. |
3.Выполняет работу над звучанием пьес. Учится «слушать себя» |
|
4. В некоторых моментах помогает ученице правильно ставить руки. Помогает исправить возможные ошибки. |
4. Выполняет работу над ошибками. |
|
3. Актуализация темы Цели: формирование позитивного настроения обучающейся к постижению нового, создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование творческого отношения к исполняемому материалу. 4 мин. |
1. Предлагает сыграть знакомую русскую. народную колыбельную «У кота – воркота». |
1. Играет знакомую русскую народную колыбельную «У кота – воркота». |
2. Предлагает сыграть новое упражнение на двойные ноты на основе русской народной колыбельной «У кота – воркота». |
2. Играет новое упражнение на двойные ноты на основе русской народной колыбельной «У кота – воркота». |
|
3. Заостряет внимание ученицы на синхронном взятии двух звуков, на их звучании. |
3. Старается освоить приём взятия двух звуков, учится слушать интервалы. |
|
4. Усложняет задание: предлагает сыграть упражнение на двойные ноты «Шаги», объясняет в по нотному тексту его схожесть с предыдущим упражнением. |
4. Играет новое упражнение на двойные ноты «Шаги», старается освоить приём взятия двух звуков, учится слушать интервалы. |
|
5. Показывает ученице правильную постановку руки, первого пальца и помогает ученице правильно ставить руки. |
|
|
Физкультминутка 1 мин |
1. Выполняет вместе с ученицей упражнение на освобождение игрового аппарата «Берёзка», |
1.Выполняет вместе с педагогом упражнение на освобождение игрового аппарата: «Берёзка». |
4. Изучение нового материала Цели: 3 мин. |
1.Предлагает сыграть пьесу – этюд «Паровоз», объясняет его схожесть с упражнением «Шаги». Объясняет по нотному тексту задачи для левой руки. |
1. По нотам играет пьесу - этюд на двойные ноты «Паровоз». Играет двумя руками при небольшой помощи учителя. |
5. Закрепление полученных знаний и умений Цели: 5 мин |
1. Предлагает сыграть пьесу «Где ты, Лёка», объясняет его схожесть с ранее изученным упражнением «Лягушки». Объясняет в по нотному тексту задачи для левой руки. |
1. По нотам играет пьесу «Где ты, Лёка». Играет двумя руками при небольшой помощи учителя. |
Физкультминутка 1 мин |
1. Выполняет вместе с ученицей упражнение на тренировку мышц спины: «Совушка- сова» |
1. Выполняет вместе с учителем упражнение на тренировку мышц спины: «Совушка- сова» |
6. Закрепление полученных знаний и умений Цели: 5 мин |
1. Предлагает сыграть пьесу «Дразнилка», объясняет особенность штриха «легато». Помогает понять незнакомые ноты. |
1. Играет пьесу «Дразнилка», старается плавно играть «легато». Логически догадывается о названии незнакомых звуков. |
7. Рефлексия деятельности. Цели: 1 мин |
1. Интересуется у обучающейся, что нового она узнала на уроке, что запомнила, какое настроение у ученицы в конце урока. |
1. Старается вспомнить понравившиеся пьесы, новую теоретическую информацию урока, оценивает своё настроение. |
2. Даёт словесную характеристику работы обучающейся. |
|
|
8. Домашнее задание Цели: 1 мин |
Педагог предлагает ученице поучить новые пьесы и повторить полюбившиеся старые. |
|