Стимулирование как метод педагогического воздействия в Нахимовском училище

Разделы: Классное руководство


Одной из главных функций государства является подготовка военных кадров, так как от уровня профессионализма офицерского состава зависит боеспособность армии и суверенитет страны. На протяжении всей истории России военно-учебные заведения остаются основным источником комплектования  армии и флота офицерскими кадрами [8].

Интерес к военно-учебным заведениям огромен, востребованность в них высока [5 С. 65.], их число ежегодно возрастает. Сегодня в России 16 суворовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, 30 кадетских школ и школ-интернатов в системе Министерства образования [4]. На данном этапе широко известны кадетские корпуса городов Воронежа, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга [7]. Военно-учебные заведения представляют собой закрытые центры воспитания ведущей части офицерского корпуса, в которых лучшие традиции военного воспитания сочетаются с образовательной программой средне-учебного заведения. Обучение в стенах военного училища для воспитанников длится 7 лет (с 5-го по 11-й классы), затем они по желанию могут продолжить обучение в военном или гражданском высшем образовательном учреждении.

Особенность нахождения воспитанников военных училищ заключается в круглосуточном нахождении в стенах учебного заведения, жизнь в котором расписана согласно Уставу. Воспитанник, особенно в первые годы обучения, испытывает определенный стресс, оказавшись в условиях жестко регламентированной среды. И учебная, и внеучебная деятельность воспитанника контролируются педагогами и офицерами, на которых возложена ответственность за воспитание будущих офицеров. Главная задача педагогического коллектива – помочь воспитаннику успешно адаптироваться, найти свое место в коллективе.

Кроме того, в стрессовых для подростка условиях жизни по Уставу, педагоги должны сформировать у воспитанников активную позицию, развитие их субъективности, способствовать личностному росту, поскольку именно в подростковом возрасте и ранней юности закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, базовые социальные установки, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются отношения с окружающим миром. (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Д.Б.Эльконин) [1].

Подразумевается, что для того, чтобы вырастить «настоящего военного», нужно воспитать в нем такие качества как компетентность, самодисциплина, организаторские способности, творческую активность; сформировать в нем внутреннюю убежденность сознательного выполнения определенных требований, а также способность быстро ориентироваться в часто меняющейся обстановке, уметь переносить тяготы, суровые испытания и лишения военной службы, преодолевать страх и т.п. [2 С. 532].

Для решения задач успешной адаптации и воспитания будущих офицеров применяются методы педагогического воздействия. Важным средством педагогического воздействия являются методы так называемого «кнута и пряника» - метод поощрения  и метод наказания. В силу специфики данных учебных заведений меры поощрений и взысканий, применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания, носят специфический военный характер, однако, адаптированный к возрастным особенностям воспитанников.

По нашему мнению, на подростка, оказавшегося в жестко регламентированных условиях, больше повлияет метод педагогического воздействия, связанный с позитивным восприятием ситуации, которым является метод поощрения) нежели с негативным, (которым является метод наказания).
Однако термин «поощрение» – награда с целью побуждения к каким-либо действиям [6] не совсем раскрывающий суть педагогического воздействия в военном училище. Нами выбран термин «Стимулирование», близкий к термину «мотивация».

«Стимул» – сильный побудительный момент, внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие [3]. «Мотивация» - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [3].

В распоряжении педагога имеется определенный разработанный инструментарий стимулирования, который педагог использует посредством индивидуального подхода. Очевидно, что каждый воспитанник является индивидуальностью, и то, что для одного воспитанника будет действенным стимулом, для другого не будет иметь значения. Например, одного интересуют успехи в учебе, а другого – спортивные достижения. Система стимулирования по возможности охватывает все возможные уровни интересов воспитанников.

В нахимовском училище существует рейтинговая система оценки успеваемости нахимовцев по школьным предметам, участия их в олимпиадах, в научно-практической деятельности,  оценки уровня физической подготовки. В ротах на стендах размещены фотографии лучших и отстающих воспитанников, выпускаются специальные боевые листки, стенные газеты. По итогам каждой четверти, раз в полгода и по итогам учебного года отличники в учебе и спорте получают именную стипендию от общественного благотворительного фонда.

Подчеркнем, что в процессе учебно-воспитательной работы субъектом стимулирования воспитанников являются не только педагоги, но и сами воспитанники. Например, в борьбу за «лучший взвод» вынуждены включиться все воспитанники, входящие в взвод. Воспитанники стимулируют друг друга в составе взвода, а так же воспитанников из соперничающего взвода, срабатывает командный принцип.

Поощрение за успехи является важной частью жизни воспитанников Нахимовского училища, этому посвящен специальный ежегодный праздник «Признание», который задуман как признание и поощрение успехов, достигнутых воспитанниками Нахимовского училища за учебный год и состоит из награждения победителей по 7 номинациям:

  1. «Лидеры всероссийской олимпиады» (награждаются победители всероссийских олимпиад)
  2. «Курсом на победу!»( награждаются призеры и победители конкурсов, фестивалей, конференций)
  3. «Чтение – лучшее учение!» (награждаются лучшие читатели)
  4. «Созвездие талантов» (награждение победителей конкурсов дополнительного образования)
  5. «Отличник учебы» (награждение отличников по итогам учебы за все четверти)
  6. «ГТО – это я! ГТО – это мы! ГТО – защита страны!» (награждение лучших (касс и нахимовец) по результатам сдачи норм ГТО)
  7. «В здоровом теле – здоровый дух!» (награждение классов, нахимовцы которых меньше всех болели).

 Итак, мы выяснили, что поощрение в строго регламентированном Нахимовском училище в силу специфики учреждения имеет свои особенности и носит специфический военных характер. Выйти за рамки Устава не могут ни педагоги, ни воспитанники, однако именно в жестко регламентированной среде педагогами стоят задачи воспитания будущих офицеров – компетентных, творчески активных, самодисциплинированных, способных стойко переносить тяготы военной службы, способных быстро ориентироваться и принимать решения.

По нашему мнению, на подростка, оказавшегося в жестко регламентированных условиях, больше повлияет метод педагогического воздействия, связанный с позитивным восприятием ситуации, которым является метод поощрения) нежели с негативным, (которым является метод наказания). По нашему мнению, более близкий и раскрывающий суть педагогического воздействия в военном училище является метод стимулирования, который педагог использует исходя из принципов индивидуализации. Система стимулирования различной деятельности воспитанников призвана стать рабочим инструментом педагога в раскрытии потенциала и способностей каждого воспитанника Нахимовского училища.

Список литературы

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с
  2. Буть Э.А. О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 530-533.
  3. Википедия – свободная Энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB Дата обращения:22.03.2017 г.
  4. Горбаченко С.М. Инновационные процессы в развитии кадетского образования в 90-е годы XX века - начала XXI века. Ростов-на-Дону-2002 г. Библиотека диссертаций: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-innovatsionnye-protsessy-v-razvitii-kadetskogo-obrazovaniya-v-90-e-gody-xx-veka-nachala-xxi-veka (Дата обращения: 27.04.2016 г.)
  5. Ермак М.А. «Подготовка учителей и воспитателей к организации педагогического сопровождения девочек-кадетов». // Специфика педагогического образования в регионах России. — 2015 г. — №1.— С. 65.
  6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
  7. Пашканова Н.А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса. Кострома-2006. Библиотека диссертаций: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-opyta-nravstvennogo-povedeniya-vospitannikov-kadetskogo-korpusa (Дата обращения: 27.04.2016 г.)
  8. Седова Е.Е., Пономарева С.В. «Роль преподавателя в личностном становлении воспитанников кадетского корпуса (на примере Воронежского Михайловского кадетского корпуса в XIX веке) // Известия ВГПУ. — № 3 (264). — 2014 г. — С. 73 – 77.5