Мастер-класс для педагогов "Четыре портрета"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Мастер-класс


Форма: рефлексивно-деловая игра.

Программное содержание: построено с учетом принципов комплексности, многоаспектности изучения проблемы, психологической поддержки учителя, дифференцированности, закономерности, преемственности учителя и обучающегося в условиях школы.

Цель: обучение педагогов навыкам педагогического воздействия в ситуациях, связанных с поведением детей.

Задачи:

  • познакомится с основными законами поведения ученика;
  • изучить характеристики «трудного» поведения и меры экстренного педагогического воздействия;
  • научиться способам конструктивного взаимодействия с обучающимися.

Участники: учителя начальных классов.

Материалы:

  • мультимедиа-проектор,
  • ПК,
  • раздаточный материал,
  • бумага, ручки, маркеры

Ожидаемый результат:

  • улучшение взаимоотношений в диаде «учитель–ребенок»;
  • рост позитивного отношения к себе и своей деятельности;
  • повышения познавательной активности педагога.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент

1. Приветствие

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Все педагоги, в школе, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины.

Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Выделяют три разных подхода в отношении педагогов к вопросам дисциплины:

  • тактика невмешательства (учитель разъясняет ученикам, что случилось, когда все уже случилось);
  • подход «твердой руки» (педагог верит в силу внешнего контроля: требует, командует, направляет учеников);
  • подход «возьмемся за руки» (учитель берет на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ребенка к необходимости осознанного выбора).

Сегодня наше мероприятие реализует третий подход в отношении нарушений дисциплины.

2. Разминка

Психолог просит участников показать условным сигналом свою готовность к работе:

  • две ладони смотрят на психолога — «я готов работать активно сегодня»;
  • ладони повернуты тыльной стороной к психологу — «я не готов работать активно сегодня»;
  • одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной — «у меня сегодня не то настроение, но работать буду».

II. Основная часть

Упражнение «Портрет «среднего» ученика» (работа в микрогруппах)

Участники делятся на четыре группы: апрель, капель, трель, коростель. Каждой группе выдается текст задания: предлагается продолжить следующие высказывания:

- «Мы думаем, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками...»;

- «Нам кажется, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками пятилетней давности...».

Все высказывания записываются на листе. При выполнении этого упражнений предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности современных обучающихся.

Психолог: «Выделите, подчеркните качества, которые, по Вашему мнению, являются наиболее значимыми для обучения, общения, социализации обучающихся».

А сейчас каждая группа участников заполняет таблицу «Портрет «среднего» ученика».

Представление групповой работы

Обратная связь от участников

  1. Трудным ли было задание? Если да, то в чем заключалась трудность?
  2. Что Вы чувствовали, работая в группе?

Психолог: мы, педагоги, предъявляем к обучающимся определенные требования и ожидаем, что их поведение будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему родители, детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, педагогов ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и детей в стенах класса и гимназии — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.

Итак, «усредненный» набор качеств может быть присущ разным типажам обучающимся: незнайкам, шептунам, крикунам, неряхам и т.д.

«Сейчас вы, опираясь на собственный опыт, опишите четыре «трудных» типажа (портрета), присущих обучающимся, можно использовать те качества, которые вы привели в своих таблицах».

«Составление портрета «трудного» ученика»

  • Работа на листах-схемах
  • Защита групповой работы.

Обратная связь от участников

  1. Трудным ли было задание? Если да, то в чем заключалась трудность?
  2. Что Вы чувствовали, работая в группе?

III. Рефлексия

Подведение итогов и формирование предложений по теме мастер-класса.

Упражнение «Обратная связь»

Психолог предлагает участникам сочинить итог встречи методом синквейна:

  • 1 строчка – 1 существительное
  • 2 строчка – 2 прилагательных
  • 3 строчка – 3 глагола
  • 4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых
  • 5 строчка – существительное, наречие, или междометье.

Например:

«Мастер-класс
Волнующий, интересный
Манит, Учит. Вдохновляет.
Мысли будоражит, уверенность будит.
Полезно!»

Литература

  1. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ. РУ, 2007.
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001.
  3. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  4. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. Серия «Психолог в школе» Генезис, 2004.
  5. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  6. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  7. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 2005.
  9. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

Информационные сайты

  1. Международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru;
  2. Фестиваль педагогических идей https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?subject=9
  3. http://gmo.86mmc-megion.edusite.ru/DswMedia/11seminardlyapedagogov.docx
  4. http://lic3.admsurgut.ru/win/download/115