Форма: рефлексивно-деловая игра.
Программное содержание: построено с учетом принципов комплексности, многоаспектности изучения проблемы, психологической поддержки учителя, дифференцированности, закономерности, преемственности учителя и обучающегося в условиях школы.
Цель: обучение педагогов навыкам педагогического воздействия в ситуациях, связанных с поведением детей.
Задачи:
- познакомится с основными законами поведения ученика;
- изучить характеристики «трудного» поведения и меры экстренного педагогического воздействия;
- научиться способам конструктивного взаимодействия с обучающимися.
Участники: учителя начальных классов.
Материалы:
- мультимедиа-проектор,
- ПК,
- раздаточный материал,
- бумага, ручки, маркеры
Ожидаемый результат:
- улучшение взаимоотношений в диаде «учитель–ребенок»;
- рост позитивного отношения к себе и своей деятельности;
- повышения познавательной активности педагога.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент
1. Приветствие
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Все педагоги, в школе, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины.
Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.
Выделяют три разных подхода в отношении педагогов к вопросам дисциплины:
- тактика невмешательства (учитель разъясняет ученикам, что случилось, когда все уже случилось);
- подход «твердой руки» (педагог верит в силу внешнего контроля: требует, командует, направляет учеников);
- подход «возьмемся за руки» (учитель берет на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ребенка к необходимости осознанного выбора).
Сегодня наше мероприятие реализует третий подход в отношении нарушений дисциплины.
2. Разминка
Психолог просит участников показать условным сигналом свою готовность к работе:
- две ладони смотрят на психолога — «я готов работать активно сегодня»;
- ладони повернуты тыльной стороной к психологу — «я не готов работать активно сегодня»;
- одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной — «у меня сегодня не то настроение, но работать буду».
II. Основная часть
Упражнение «Портрет «среднего» ученика» (работа в микрогруппах)
Участники делятся на четыре группы: апрель, капель, трель, коростель. Каждой группе выдается текст задания: предлагается продолжить следующие высказывания:
- «Мы думаем, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками...»;
- «Нам кажется, что наши ученики по сравнению со своими сверстниками пятилетней давности...».
Все высказывания записываются на листе. При выполнении этого упражнений предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности современных обучающихся.
Психолог: «Выделите, подчеркните качества, которые, по Вашему мнению, являются наиболее значимыми для обучения, общения, социализации обучающихся».
А сейчас каждая группа участников заполняет таблицу «Портрет «среднего» ученика».
Представление групповой работы
Обратная связь от участников
- Трудным ли было задание? Если да, то в чем заключалась трудность?
- Что Вы чувствовали, работая в группе?
Психолог: мы, педагоги, предъявляем к обучающимся определенные требования и ожидаем, что их поведение будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему родители, детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, педагогов ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и детей в стенах класса и гимназии — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.
Итак, «усредненный» набор качеств может быть присущ разным типажам обучающимся: незнайкам, шептунам, крикунам, неряхам и т.д.
«Сейчас вы, опираясь на собственный опыт, опишите четыре «трудных» типажа (портрета), присущих обучающимся, можно использовать те качества, которые вы привели в своих таблицах».
«Составление портрета «трудного» ученика»
- Работа на листах-схемах
- Защита групповой работы.
Обратная связь от участников
- Трудным ли было задание? Если да, то в чем заключалась трудность?
- Что Вы чувствовали, работая в группе?
III. Рефлексия
Подведение итогов и формирование предложений по теме мастер-класса.
Упражнение «Обратная связь»
Психолог предлагает участникам сочинить итог встречи методом синквейна:
- 1 строчка – 1 существительное
- 2 строчка – 2 прилагательных
- 3 строчка – 3 глагола
- 4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых
- 5 строчка – существительное, наречие, или междометье.
Например:
«Мастер-класс
Волнующий, интересный
Манит, Учит. Вдохновляет.
Мысли будоражит, уверенность будит.
Полезно!»
Литература
- Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ. РУ, 2007.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001.
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
- Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. Серия «Психолог в школе» Генезис, 2004.
- Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 2005.
- Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Информационные сайты
- Международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru;
- Фестиваль педагогических идей https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?subject=9
- http://gmo.86mmc-megion.edusite.ru/DswMedia/11seminardlyapedagogov.docx
- http://lic3.admsurgut.ru/win/download/115