Музыкально-образная театрализация. Кукольный театр "Кот, петух да лиса"

Разделы: Работа с дошкольниками


УЧАСТНИКИ: дети второй младшей группы «Улыбка», воспитатели, музыкальный руководитель.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию художественного восприятия дошкольников через выявление новых смысловых и художественных оттенков в известных литературных произведениях.

ЗАДАЧИ:

  • сочетание проговаривания текста сказки с движениями и музыкой;
  • развитие умения вживаться в образ;
  • развитие музыкальных способностей, расширение двигательных возможностей ребенка;
  • формирование желания выразить себя в художественной деятельности;
  • объединение со сверстниками для игры, умение проявлять взаимопомощь;
  • фиксация чувственного опыта прихода помощи.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: исследования с детьми звучания детских гуслей, пианино, маракасов, трещотки, дудочки, треугольника; куклы для кукольного спектакля «Кот, петух и лиса»; краски и карандаши.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: произведения, исполняемые на гуслях «Плясовой наигрыш», «Танец струн» в исп. Е.Стрельниковой; «Колыбельная» музыка и слова М.Лазарева; «Кот, петух и лиса» А.Гречаниновой; «Ах вы, сени» русская народная песня; «Петушок» музыка М.Анцевой; «Лиса» музыка Г.Левкодимовой.

Действующие лица:

  • Кот,
  • Петушок,
  • Лиса,
  • Чучелка, Подчучелка,
  • Сказочник.

Приходит Кот (игрушка), ищет кого-то, вздыхает.

СКАЗОЧНИК: Что за беда у тебя случилась, Котенька?

КОТ: Жили мы с другом, Петей – петушком в нашей маленькой избушке, не тужили. Ушел я на охоту, а моего друга – Петушка, обманула лиса. Надо идти выручать товарища. Помогите мне, ребята!

СКАЗОЧНИК: Поможем, конечно, Котик, но расскажи, как все было.

КОТ: Конечно, расскажу. Но сначала надо позвать сказку.

СКАЗОЧНИК:

Сказка, сказка, появись!
Сказка, сказка, покажись!

Дети повторяют слова за сказочником.

СКАЗОЧНИК: В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.

ПЕТУХ (пол подметает, песни поет): Ко-ко-оо-ко, ко-ко-оо-ко (голос звонкий).

ДЕТИ (звонко подпевают): Ко-ко-оо-ко, ко-ко-оо-ко.

СКАЗОЧНИК: Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, - захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошечко, да и запела:
ЛИСА (ласковым, хитрым голосом):

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.

СКАЗОЧНИК: Петушок выглянул, а она его – цап-царап – схватила и понесла. Петушок напугался, закричал.

ПЕТУХ: Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик – братец, выручи меня!

СКАЗОЧНИК: Обманула лиса петушка. Ребята, давайте поможем Петушку. Скажем: «Ко-тик, бра-тик, вы-ру-чи меня!»

ДЕТИ (нараспев): «Ко-тик, бра-тик, вы-ру-чи ме-ня!»

СКАЗОЧНИК: Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петушка и принес его домой. На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку.

КОТ: Смотри, Петя, не выглядывай в окошко. Не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

СКАЗОЧНИК: Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет.

ПЕТУХ (поет): Ко-оо-ко-ко, ко-оо-ко-ко.

ДЕТИ (звонко подпевают): Ко-оо-ко-ко, ко-оо-ко-ко (голос звонкий).

СКАЗОЧНИК: А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела.

ЛИСА (ласковым, хитрым голосом):

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.

СКАЗОЧНИК: Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит.

ЛИСА: Что это, Петя, какой гордый стал! Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

СКАЗОЧНИК: Петя выглянул, а лиса его цап-царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал.

ПЕТУХ: Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик – братец, выручи меня!

СКАЗОЧНИК: Обманула лиса петушка. Ребята, давайте поможем Петушку. Скажем: «Ко-тик, бра-тик, вы-ру-чи ме-ня!»

ДЕТИ (нараспев): «Ко-тик, бра-тик, вы-ру-чи ме-ня!»

СКАЗОЧНИК: Кот хоть и далеко был, а услыхал петушка, погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой. На третий день собирается кот на охоту и говорит петушку.

КОТ: Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь – не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек твоих не оставит.

СКАЗОЧНИК: Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

ПЕТУХ (поет): Ко-оо-ко-ко, ко-оо-ко-ко.

ДЕТИ (звонко подпевают): Ко-оо-ко-ко, ко-оо-ко-ко.

СКАЗОЧНИК: А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет.

ЛИСА (ласковым, хитрым голосом):

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.

Дети поют песенку лисы.

СКАЗОЧНИК: А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит.

ЛИСА: Ах, Петя – петушок, что сказать тебе хочу! Затем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

СКАЗОЧНИК: Петушок поверил, выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал – не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

СКАЗОЧНИК: Ребята, давайте поможем Петушку.

ДЕТИ (нараспев): «Ко-тик, бра-тик, вы-ру-чи ме-ня!»

СКАЗОЧНИК: Не слышит кот. Приходит кот домой, а петушка – то и нет. Погоревал, погоревал кот – делать нечего. Надо идти выручать товарища – наверное, его лиса утащила.

СКАЗОЧНИК: Ребята, что значит «погоревал»? (переживать, погрустить, повздыхать, потосковать, потужить).

Ответы детей.

СКАЗОЧНИК: Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку – гусли. Настоящий музыкант стал.

Дети изображают, как кот пошел на базар (важно, степенно)

СКАЗОЧНИК: Какие инструменты продаются на базаре? Как они звучат?

Сказочник показывает инструменты: гусли, маракасы, трещотки, дудочку, треугольник, и как они звучат.

Дети изображают кота, который идет по лесу и играет на гуслях.

КОТ:

Гусли к дому я несу,
Чтобы выманить лису.
Ей сыграю и спляшу –
Петушка освобожу!

СКАЗОЧНИК: Настоящий музыкант идет!

КОТ:

Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.

Дети поют вместе с котом.

СКАЗОЧНИК: Звери в лесу дивятся – откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает. И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот Котя-коток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел.

КОТ:

Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.

Дети играют в импровизированный оркестр.

Дети исполняют речитативом:

До-о-ма ли лиса?
Дальше твердо
Вы-хо-ди, ли-са!

СКАЗОЧНИК: Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда – блины печет. Посылает она свою дочь Чучелку.

ЛИСА: Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.

СКАЗОЧНИК: Чучелка вышла, а Котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет.

КОТ:

Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.

Дети исполняют речитативом.

До-о-ма ли лиса?
Дальше, твердо
Вы-хо-ди, ли-са!

СКАЗОЧНИК: Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может – блины сгорят. Посылает другую дочь Подчучелку.

ЛИСА: Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

СКАЗОЧНИК: Подчучелка вышла, а Котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять поет.

КОТ:

Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.

Дети исполняют речитативом

До-о-ма ли лиса?
Дальше, твердо
Вы-хо-ди, ли-са!

СКАЗОЧНИК: Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого – один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку.

ЛИСА: Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!

СКАЗОЧНИК: Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот схватил да понесся домой что было мочи. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Звучит музыка.

СКАЗОЧНИК: Молодцы, ребята, постарались. Помогли Котику спасти петушка.

КОТ: Да, ребята, спасибо. В затруднительных ситуациях всегда нужно просить помощи, и помощь придет.

Все поют и пляшут под русскую народную песню, «Эх, вы сени, мои сени» или «Барыня».

СКАЗОЧНИК: Чему вас научила эта сказка? (помогает сформулировать ответ).

Дети проговаривают со сказочницей.

Унесла меня лиса
За далекие леса,
Но если помощь попросить,
То ее можно получить

Ребенок делает выдох облегчения, руки согнуты в локтях, ладони с расставленными пальцами прижаты к груди. Дети улыбаются друг другу.

Дети рады, что помогли Коту спасти Петушка.

Дети и сказочник рассуждают о том, какими красивыми бывают петухи, какие у них гребешки, как они звонко поют. Рассуждают о том, какая хитрая лиса, какой у нее большой и красивый хвост.

И в конце путешествия дети рисуют сказку.

Литература

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
  2. Амосов Н.М. здоровье и счастье ребенка. – М.:Знание, 1979.
  3. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры. – СПб., 1999.
  4. Игнатьева Л.В. Подружись с карандашами. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
  5. Игнатьева Л.В.Правила осторожности. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
  6. Онишина В.В. Живем в радости. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Е.А.Хамраевой и И.В.Мальцевой. М.: Ювента, 2013.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Изд. 3-е, испр. и доп./ редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.
  9. Русские сказки. Дидактические и демонстрационные материалы на русском языке для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.
  10. Савенкова Л.Г., Школяр Л.В., Ермолинская Е.А. С музыкой и красками путешествуем по сказкам. Рабочая тетрадь для дошкольников. М.: Ювента, 2013.
  11. Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. – М.: Ювента, 2013.
  12. Юматова Д.Б. Музыка движения. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2013.