1 слайд
В развитие взаимодействия и общения дошкольников с другими детьми в период дошкольного детства, взаимодействие и общение со взрослым сохраняет ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения с детьми ребенок более самостоятелен и независим. В условиях оптимального воспитания и обучения, дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.
2 слайд
Для успешного взаимодействия детей друг с другом необходимо создание социальной ситуации, которая соответствует специфике дошкольного возраста.
Социальная ситуация развития включает в себя:
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через:
- непосредственное общение с ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам и потребностям.
2. Поддерживание индивидуальности и инициативы детей через создание условий:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми;
- развитие коммуникативных способностей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умений работать в группе сверстников.
3 слайд
Создание условий для развития инициативы ребенка, свободного выбора детьми деятельности, развитие коммуникативных способностей позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками, развивать умение работать в группе сверстников можно через проведение непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
4 слайд
Самостоятельную деятельность можно представить в виде схемы - это постепенно развивающееся качество, которое характеризуется стремлением ребенка к умению поставить цель деятельности без помощи взрослого, решению задач деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели. Самостоятельная деятельность дает ребенку возможность проявлять инициативу и творчество в решении возникающих задач.
5 слайд
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны в контактах, другие агрессивны, пассивные дети подчиняются сверстникам. Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
6 слайд
Для детей младшего дошкольного возраста характер взаимодействия игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь и интересуясь действиями других. Вместе с тем дети охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. Для них важно, чтобы контакт был доброжелательным, веселым, предоставил возможность проявлять себя, продемонстрировать собственные достижения.
7 слайд
В возрасте 4-5 лет не возникают отношения к другому ребенку как равному партнеру по игре, как правило, он необходим им для реализации своих замыслов.
8 слайд
У детей старшего дошкольного возраста характер взаимодействия становится избирательным и устойчивым: постоянные партнеры могут оставаться на протяжении всего года. В игре преобладает ролевое взаимодействие. При возникновении конфликтов оказывают давление на партнера, но чаще объясняют правомерность своих действий.
9 слайд
У детей подготовительной группы характер взаимодействия в виде поддержки и помощи, дети более чутко относятся к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявляют по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Дети этого возраста во взаимодействии с другими детьми ориентированы на социальные нормы и правила.
10 слайд
Таким образом, на всех возрастных этапах игра сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
11 слайд
Так же как и в самостоятельной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности идет взаимодействие детей.
Так, в младшей группе детям предлагается выполнить задание по аппликации. Педагог предлагает материалы и обсуждает, как расположить композицию на листе бумаги и кто, что будет делать. Все подгруппы детей нацелены на результат, поэтому идет взаимный контроль, дети призывают действовать аккуратно, быть внимательным. Таким образом, в результате создания условий у детей развивается самостоятельность, инициативность, если возникает конфликт, то дети стараются разрешить конфликт с помощью педагога.
12 слайд
Но не только создание условий способствует формированию позитивных и доброжелательных отношений между детьми, но и умение работать в группе сверстников.
Выполнение в среднем возрасте совместных заданий вдвоем, втроем подготавливает детей к более сложным коллективным работам в старших возрастных группах.
13 слайд
При взаимодействии на непосредственно образовательной деятельности ребенок способен предложить другим детям план общего дела, договориться о распределении обязанностей. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступает место конструктивным предложениям, согласию и помощи.
14 слайд
Благодаря, хорошему речевому развитию, к 6 годам возможности к сотрудничеству с другими детьми расширяются. Для таких взаимодействий характерно партнерское взаимодействие не только в продуктивных видах деятельности, но и во время дежурства, трудовой деятельности и т.д. Для этого возраста характерна интегрированная деятельность.
15 слайд
На этом слайде представлены фотографии интегрированного занятия «Полет в космос». Педагог создает ситуацию: нарисовать рисунок, а затем сочинить по нему рассказ. Дети выбирают себе партнеров, придумывают название рисунка, сами создают композицию и роль каждого члена команды в ее создании. Затем взрослый предлагает детям подумать и обсудить то, о чем они будут рассказывать, кто начнет первым. Дети удерживают общую нить рассказа, каждый последующий рассказчик опирается на высказывание предыдущих детей и находит логическое продолжение сказанному. Важно, что остальные дети при этом являются внимательными слушателями.
16 слайд
Таким образом, ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия с другими детьми, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.
В результате взаимодействия с другими детьми ребенок приобретает такие качества как:
- инициативность, индивидуальность и самостоятельность;
- способность выбирать себе участников для совместной деятельности;
- у ребенка развивается воображение, творчество;
- формируется способность к принятию собственных решений;
- развивается умение работать в группе сверстников;
- происходит развитие коммуникативных способностей, позволяющих формировать у детей умения договариваться, учитывая интересы и чувства других детей, рационально решать возникающие конфликты.