Социальная ситуация как условие успешного взаимодействия детей друг с другом

Разделы: Работа с дошкольниками


Презентация

1 слайд

В развитие взаимодействия и общения дошкольников с другими детьми в период дошкольного детства, взаимодействие и общение со взрослым сохраняет ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения с детьми ребенок более самостоятелен и независим. В условиях оптимального воспитания и обучения, дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

2 слайд

Для успешного взаимодействия детей друг с другом необходимо создание социальной ситуации, которая соответствует специфике дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития включает в себя:

1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через:

- непосредственное общение с ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам и потребностям.

2. Поддерживание индивидуальности и инициативы детей через создание условий:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми;

- развитие коммуникативных способностей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умений работать в группе сверстников.

3 слайд

Создание условий для развития инициативы ребенка, свободного выбора детьми деятельности, развитие коммуникативных способностей позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками, развивать умение работать в группе сверстников можно через проведение непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

4 слайд

Самостоятельную деятельность можно представить в виде схемы - это постепенно развивающееся качество, которое характеризуется стремлением ребенка к умению поставить цель деятельности без помощи взрослого, решению задач деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели. Самостоятельная деятельность дает ребенку возможность проявлять инициативу и творчество в решении возникающих задач.

5 слайд

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны в контактах, другие агрессивны, пассивные дети подчиняются сверстникам. Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

6 слайд

Для детей младшего дошкольного возраста характер взаимодействия игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь и интересуясь действиями других. Вместе с тем дети охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. Для них важно, чтобы контакт был доброжелательным, веселым, предоставил возможность проявлять себя, продемонстрировать собственные достижения.

7 слайд

В возрасте 4-5 лет не возникают отношения к другому ребенку как равному партнеру по игре, как правило, он необходим им для реализации своих замыслов.

8 слайд

У детей старшего дошкольного возраста характер взаимодействия становится избирательным и устойчивым: постоянные партнеры могут оставаться на протяжении всего года. В игре преобладает ролевое взаимодействие. При возникновении конфликтов оказывают давление на партнера, но чаще объясняют правомерность своих действий.

9 слайд

У детей подготовительной группы характер взаимодействия в виде поддержки и помощи, дети более чутко относятся к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявляют по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Дети этого возраста во взаимодействии с другими детьми ориентированы на социальные нормы и правила.

10 слайд

Таким образом, на всех возрастных этапах игра сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

11 слайд

Так же как и в самостоятельной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности идет взаимодействие детей.

Так, в младшей группе детям предлагается выполнить задание по аппликации. Педагог предлагает материалы и обсуждает, как расположить композицию на листе бумаги и кто, что будет делать. Все подгруппы детей нацелены на результат, поэтому идет взаимный контроль, дети призывают действовать аккуратно, быть внимательным. Таким образом, в результате создания условий у детей развивается самостоятельность, инициативность, если возникает конфликт, то дети стараются разрешить конфликт с помощью педагога.

12 слайд

Но не только создание условий способствует формированию позитивных и доброжелательных отношений между детьми, но и умение работать в группе сверстников.

Выполнение в среднем возрасте совместных заданий вдвоем, втроем подготавливает детей к более сложным коллективным работам в старших возрастных группах.

13 слайд

При взаимодействии на непосредственно образовательной деятельности ребенок способен предложить другим детям план общего дела, договориться о распределении обязанностей. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступает место конструктивным предложениям, согласию и помощи.

14 слайд

Благодаря, хорошему речевому развитию, к 6 годам возможности к сотрудничеству с другими детьми расширяются. Для таких взаимодействий характерно партнерское взаимодействие не только в продуктивных видах деятельности, но и во время дежурства, трудовой деятельности и т.д. Для этого возраста характерна интегрированная деятельность.

15 слайд

На этом слайде представлены фотографии интегрированного занятия «Полет в космос». Педагог создает ситуацию: нарисовать рисунок, а затем сочинить по нему рассказ. Дети выбирают себе партнеров, придумывают название рисунка, сами создают композицию и роль каждого члена команды в ее создании. Затем взрослый предлагает детям подумать и обсудить то, о чем они будут рассказывать, кто начнет первым. Дети удерживают общую нить рассказа, каждый последующий рассказчик опирается на высказывание предыдущих детей и находит логическое продолжение сказанному. Важно, что остальные дети при этом являются внимательными слушателями.

16 слайд

Таким образом, ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия с другими детьми, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

В результате взаимодействия с другими детьми ребенок приобретает такие качества как:

- инициативность, индивидуальность и самостоятельность;

- способность выбирать себе участников для совместной деятельности;

- у ребенка развивается воображение, творчество;

- формируется способность к принятию собственных решений;

- развивается умение работать в группе сверстников;

- происходит развитие коммуникативных способностей, позволяющих формировать у детей умения договариваться, учитывая интересы и чувства других детей, рационально решать возникающие конфликты.