Технологии индивидуализации обучения

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения возникло давно, по крайней мере, 25 веков назад, ещё во времена Конфуция. Реализация этого требования зависит не только от педагогической системы, но и в большей степени от личности учителя. Принцип индивидуального подхода принимается на практике любым педагогом, так или иначе.

Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще. Это доказывают различные проведенные эксперименты по использованию индивидуализации обучения.

Евгений Самойлович Рабунский в своих работах рассматривал индивидуализацию домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению. Соответствующий статистический анализ показал преимущества индивидуализированного обучения.

У другого исследователя по изучению проблем индивидуализации Анатолия Александровича Бударного исходной точкой была специфичная методика урока. В целях ликвидации неуспеваемости он по основанию способности к учению разделил класс на три относительно стабильные группы. Определенную часть урока работа шла фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получала различные задания. Временами учитель работал фронтально с самой слабой группой; другие группы в это время работали самостоятельно. Благодаря этому способу обучения без внеурочных консультаций удалось достигнуть полной успеваемости.

Инга Унт также занималась исследованием эффективности индивидуализации учебной работы. Основным объектом исследования была индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся. Работа проводилась по индивидуализированным рабочим руководствам (инструкциям), которые были составлены в трех вариантах (по степени трудности). В рамках самостоятельной работы учебный процесс подвергался индивидуализации во всех его звеньях, особый упор делался на самостоятельную проработку учебного материала. Индивидуальная работа использовалась интегрировано с фронтальной работой.

Работа проводилась в стабильных группах или же в группах, специально составленных учителем. Обобщение результатов работы позволило сделать следующие выводы. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствовало повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Повышается интерес к тому предмету, по которому проводилось индивидуальное обучение.

В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Один из способов состоит в дифференциации детей по классам и школам в соответствии с их возможностями обучения по различным учебным планам и программам.

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 

  • учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
  • один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что:

  • оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;
  • следить за каждым его действиям и операцией при решении конкретных задач;
  • следить за его продвижением от незнания к знанию;
  • вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя;
  • приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. 

В педагогической литературе также встречается понятие «индивидуальный подход». Подавляющее большинство педагогов считают индивидуальный подход принципом современной школы: «широким», «общим», «универсальным», «основным» принципом педагогической работы; принципом обучения и воспитания.

Индивидуальный подход – это:

  • принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
  • ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

  • уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;
  • индивидуально-типологические особенности;
  • познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);
  • скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.

Необходим выбор учебных индивидуальных заданий учащимся на этапе мотивации в зависимости от характера и направленности познавательных интересов.

В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащихся в школе и дома.

В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80 % времени учитель может выделять для индивидуальной работы с учеником.

 На уроке используются индивидуальные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководство к индивидуальной самостоятельной работе.

Итак, учитывать уровни развития учащихся и приспосабливаться к ним – это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода.

Осуществлять его можно разными способами. Я в своей работе опираюсь на индивидуализацию заданий. Предлагаю учащимся карточки с разноуровневыми заданиями с последующим контролем и анализом ошибок. Домашние работы с индивидуальными карточками – заданиями, домашние работы на выбор с разной степенью сложности. Эти задания помогают мне разнообразить формы письменного и устного контроля.

Учитывая индивидуальные возможности учащихся, часто проводила повторные объяснения нового материала слабым ученикам, работая с группой или с одним учеником, а другие выполняли самостоятельную работу.

Самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы, где

  • учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; 
  • работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;
  • выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

В ходе самостоятельной работы каждый ученик получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной письменной работы, учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Также я часто провожу индивидуальные контрольные тесты с разными заданиями.

Важной составной частью учебного процесса являются домашние задания. Известно, что усвоение знаний учащимися, приобретение умений и навыков в основном происходит на уроке.

Однако ограниченность урока во времени не предоставляет возможности продолжать работу по дальнейшему осмысливанию и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом. Значение домашних заданий исключительно велико. Домашние задания создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками данного предмета.

Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося. При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляется еще в большей степени, чем в классе. Кроме того, на качество выполнения домашних заданий может оказать решающее влияние место, время и различные обстоятельства домашних условий работы. К тому же многие учащиеся дома оказываются вне всякого контроля, им предоставляется полная свобода в учении.

Учащимся нравится такая форма домашней работы, при которой могут проявиться их творческие способности – это написание докладов, сообщений, рефератов, подготовки презентаций к уроку.

Итак, благодаря технологиям индивидуализированного обучения учитель может эффективно проверить знания своих учеников и сберечь при этом время.