Развитие творческой и познавательной инициативы детей в различных типах проектной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Что такое нормативное проектирование

  • Как достичь результатов позитивной социализации? Как выполнить целевые ориентиры у ребенка дошкольного возраста в овладении культурными способами деятельности, проявлении инициативности, самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.? Эти целевые ориентиры, заданные ФГОС ДО, поможет решить нормативное проектирование.
  • Впервые понятие «нормативная ситуация» введено Н.Е.Вераксой. Нормативная ситуация – это стандартная ситуация социокультурного взаимодействия, в которой точно определены правила социального поведения. В нормативной ситуации зафиксированы два уровня активности ребенка: натуральный (инициативное поведение ребенка в заданной нормативной ситуации) и культурный (действия ребенка не только в соответствии с задаваемой формой, но и с возможностями внешних обстоятельств).

Цель работы по нормотворчеству

  • Создание условий по поддержке детской инициативы в культурно значимых формах, которые предполагают освоение средств и способов анализа действительности.
  • Стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
  • Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения (правило-творчество) в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации. Эта работа снимает психологические проблемы, психоэмоциональное напряжение у детей и вводит ребенка в социальную ситуацию развития.

Алгоритм работы над нормативном проектированием

  • Воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а, во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
  • Воспитатель  инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.  Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
  • Воспитатель просит детей схематично изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
  • Воспитатель просит детей встать в круг и поочередно рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
  • Воспитатель предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок высказывает свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
  • Воспитатель  просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. Дети объясняют, что они нарисовали, обсуждаются представленные необходимые детали. Воспитатель акцентирует внимание на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правило. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
  • Выполнение «знака» правила и выставление его на видное место.