Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных нахимовцев класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения и воспитания. С помощью диагностических методик классный руководитель получает данные:
- состояния педагогического процесса;
- качества обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности нахимовцев;
- обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их;
- корректирует и прогнозирует развитие нахимовцев.
На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки нахимовцев, как фиксировать и использовать результаты.
Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса.
Наука выделяет следующие ее функции:
- контрольно-корректировочную,
- прогностическую,
- воспитывающую.
Педагогическая диагностика имеет предметом три области:
- результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения воспитанников;
- результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп воспитанников;
- результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой).
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа являются главным образом социально-нравственные качества воспитанников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать нахимовцев, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого нахимовца, его семью, его окружение, класс.
Содержание диагностики нахимовцев можно свести к следующему:
- демографические данные о нахимовце и его семье,
- данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
- общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление),
- эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера,
- направленность личности,
- интересы,
- отношения,
- ценности,
- Я-концепция,
- поведение поступки нахимовца.
Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др. И вот здесь нам в помощь будет карта наблюдения за классным коллективом. Давайте коротко пройдёмся по заполнению таблиц данного документа.
Методические рекомендации по заполнению карты наблюдений
- Раздел обучение. На начало года (ориентировочно к концу сентября) определяете уровень обученности нахимовцев и делите их на группы: сильные, средние, слабые. Либо возможен второй вариант: нахимовцы преуспевающие в точных науках, в гуманитарных предметах, а предметах лингвистического цикла. Далее закрепляете по данным блокам консультанта из числа сильных нахимовцев конкретной предметной направленности. В дальнейшем в течение всего периода обучения заносите в таблицу результаты наблюдения по уровню обученности класса 1-2 раза в месяц. В конце каждой четверти желательно написать вывод, чтобы понимать над, чем необходимо работать дальше.
- Жизнь класса вне учебных занятий. В данном разделе, прежде, чем заполнять таблицу я бы рекомендовала для начала выявить направления в увлечениях нахимовцев. Это могут быть: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научная направленность и в дальнейшем, ориентировать нахимовцев на участие в мероприятиях той, направленности, которая им более интересна. Однако, это не означает, что воспитанники, увлекающиеся спортом не могут участвовать в создании проекта или в постановке номера художественной самодеятельности. Наша задача своевременно занести в таблицу данные по факту прошедшего мероприятия. Здесь заносятся данные по участию нахимовцев в мероприятиях различного уровня, начиная от уровня класса, заканчивая уровнем Министерства Обороны.
- Участие класса в общеучилищных мероприятиях. Данный раздел перекликается с предыдущим, с той лишь разницей, что в таблицу заносятся данные, касающиеся участия нахимовцев в мероприятиях только училищного уровня.
- Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива.
В данном разделе заносим данные по итогам трудового воспитания (наведение порядка в жилых блоках, гардеробе, комнате досуга, бытовой комнате, комнате хранения имущества нахимовцев цокольного этажа), которое прописано в регламенте училища; данные по сохранности учебников и личного имущества нахимовцев. Заполняя данные по данному разделу, желательно отразить работу командиров отделения: как они организовали трудовую деятельность нахимовцев отделения, распределение обязанностей между нахимовцами, оказание помощи. - Сложившиеся традиции класса. В данном разделе отражаете традиции, которые Вы создали совместно с детьми. Это могут быть: «Дни изменников», походы, спортивно-оздоровительные мероприятия в формате «Папа, мама, я - спортивная семья» и т.д.
- Работа старшины, командиров отделений и самоуправления класса (особенности нахимовцев, входящих в актив. Авторитет младших командиров и актива, их организационные умения. Отношение воспитанников к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений. Данные вносятся по факту наблюдений.
- Взаимоотношения внутри коллектива. В заполнении данного раздела могут возникнуть сложности в заполнении у вновь сформированных коллективов, таких, как коллектива 1 курса или десятых классов. В этих коллективах необходим период времени, не менее месяца, для того, чтобы сделать первую запись. В данном разделе отображаются сформировавшиеся группировки класса по интересам или их отсутствие. Формирование в коллективе критики и самокритики, взаимовыручки, доброжелательности, желание участвовать в делах коллектива. В случае, если в коллективе класса существуют отверженные или нахимовцы-одиночки, то необходимо указать причины и план работы с данными нахимовцами. В дальнейшем, заполняете таблицу по результату реализации данного плана.
- Психологический климат в классе. Данный раздел рекомендую заполнять совместно с психологом курса. Таким образом, Вы сможете отразить не только собственные наблюдения и изменения, но и наблюдения специалиста узкой направленности. Психолог в свою очередь даст Вам необходимые рекомендации по формированию здоровой и комфортной психологической атмосферы коллектива класса. Критерии, по которым Вы заносите свои наблюдения, хорошо описаны в карте.
- Индивидуальные и возрастные особенности обучающихся класса. В данном разделе отражаете все достижения и проблемы воспитанников класса, с учётом возрастных особенностей нахимовцев. Например, нахимовцы 5-6 классов более активны во внеклассной и внеурочной деятельности, т.к. они это воспринимают в качестве игры. У нахимовцев 7-9 классов появляется уже негативизм и нежелание участвовать в мероприятиях различного рода, что связано с пубертатным периодом развития. У них происходит поиск и становление личности, глубокая внутренняя борьба, зачастую они сами не понимают, чего хотят. Поэтому, необходимо правильно и грамотно помочь воспитаннику, убедить, направить, объяснить, приводя примеры из жизни или весомые доводы. Нахимовцы 10-11 классов уже способны сами делать выбор, делать выводы и даже давать советы воспитателям, к которым не «грех» прислушаться.
- В последнем разделе общие выводы, вам необходимо по методике А.Н.Лутошкина правильно выбрать стадию развития коллектива класса и по мере изменений, происходящих в коллективе заносить данные в таблицу. При этом Вы указываете причины, обстоятельства, проведённые мероприятия, которые способствовали переходу коллектива из одной стадии формирования в другую.
Заключение
Карта наблюдения за классным коллективом позволит больше систематизировать работу воспитателя, выявить приоритетные направления его работы в коллективе класса, а также проблемы отдельных воспитанников, над которыми необходимо работать. В процессе заполнения данного документа возникает возможность грамотно организовать работу старшинского состава класса, выявить проблемы межличностных отношений нахимовцев, над которыми необходимо поработать совместно с психологом курса. А также, проследить динамику развития коллектива класса и стадии его формирования.