Технологическая карта к уроку химии по теме "Многообразие многоатомных спиртов". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс 10

Ресурсы урока:

  • Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник/О.С.Габриелян. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
  • Лабораторное оборудование и химические реактивы для проведения исследования учащимися.
  • Презентация в программе Notebook (Приложение 5); инструктивная карта урока (печатная основа для составления опорного конспекта) (Приложение 1); лист самооценки (Приложение 4); текст (дополнительная информация по теме урока) (Приложение 2).

Тема урока: Многообразие многоатомных спиртов.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения свойств и применения многоатомных спиртов через организацию проблемно-исследовательской деятельности.

Задачи:
- расширить представления о многоатомных спиртах как большой группе кислородсодержащих органических соединений;
- развивать умение работать с текстом, систематизировать материал, составлять логические цепочки, делать выводы;
- развивать навыки проведения эксперимента.

Планируемые результаты

Предметные
- иметь представление о многообразии многоатомных спиртов, их специфических свойствах и применении;
- уметь составлять уравнения химических реакций с участием органических веществ;
- уметь проводить химический эксперимент с соблюдением техники безопасности.

Метапредметные
- ставить цели и задачи урока;
- планировать процесс реализации поставленных задач;
- осуществлять учебную деятельность в соответствии с планом урока;
- подбирать и структурировать информацию в виде концептуальной таблицы, самостоятельно наметив категории сравнения;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- осуществлять процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной задаче.
Личностные
- проявлять способность к рефлексии;
- проявлять готовность и способность к сотрудничеству;
- проявлять способность к химическому мышлению;
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

Приветствие.
Создает условия для организации учебной деятельности.
Знакомит с инструктивной картой урока (Приложение 1).

Приветствие.

Проверяют готовность к уроку.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Демонстрирует корзину с различными промышленными товарами: тосол, жевательная резинка, мёд, детский крем, фруктовый сок, средство для мытья посуды, жидкое мыло (Приложение 5 [1]).  
Задает вопрос: «Почему эти товары оказались в одной корзине?», «Что их объединяет?».
Выслушивает ответы учащихся, предлагает выделить линии для сравнения веществ, входящих в состав промышленных товаров, фиксируя их на доске (Приложение 5 [2]).
Просит определить наиболее важные, аргументируя своё мнение.
Предполагают, что все эти товары в своем составе содержат одинаковые вещества, и то, что  их необходимо сравнить.
Предлагают линии для сравнения веществ: название, состав (молекулярная формула), строение (структурная формула), класс веществ, свойства, применение.
Предлагает записать линии сравнения в инструктивную карту урока (Приложение 1).
Задает вопрос: «Где можно найти информацию о веществах, входящих в состав предложенных товаров?».
Записывают линии сравнения в инструктивную карту урока (Приложение 1).
Предлагают изучить содержание этикеток и воспользоваться дополнительной литературой.

Задает вопрос: «Какова же цель сегодняшнего урока?».

 

Формулируют цель: «Изучить состав промышленных товаров и доказать наличие в них определенных веществ».

ОСМЫСЛЕНИЕ

Делит класс на группы экспертов по определенному промышленному товару.
Поясняет, что на первом этапе познавательной деятельности учащиеся работают с предложенным текстом индивидуально (Приложение 2).
Объясняет, что вдумчиво прочитав текст, необходимо выделить интересующую информацию и сделать соответствующие пометки.
Вдумчиво читают текст, выделяя материал согласно выдвинутым линиям сравнения (Приложение 2).
Предлагает учащимся группы объединиться для проверки собственных знаний, коррекции проделанной работы, систематизации знаний по своему промышленному товару, с занесением их в таблицу инструктивной карты урока (Приложение 1). Работают в группе, обсуждая результаты своей работы, систематизируют сведения, оформляют полученные результаты в таблице инструктивной карты урока (Приложение 1).
Ведет наблюдение за работой в группах, помогает, направляет, предлагает выбрать человека для презентации товара. Решают вопрос о том, кто будет проводить презентацию.
Предлагает одному из экспертов каждой группы презентовать сведения по изученным промышленным товарам. Презентуют полученные результаты по предложенному алгоритму (Приложение 3), вносят информацию в таблицу, задают и отвечают на вопросы (Приложение 5 [3], [4], [5], [6], [7]).
Предлагает посмотреть на общую картину, которая получилась, и ответить на вопрос: «Что объединяет промышленные товары?» (Приложение 5 [8]), «Как доказать, что эти вещества, относятся к классу многоатомных спиртов?». Отвечают, что все вещества относятся к классу многоатомных спиртов.
Предлагают провести качественную реакцию на многоатомные спирты.
Организует проведение химического эксперимента, объясняя алгоритм работы при выполнении практического задания (Приложение 1). Выполняют практическое задание в составе экспертной группы по алгоритму (Приложение 1).

Проводит инструктаж по технике безопасности.
Задает вопрос: «Каким признаком сопровождается, проделанная химическая реакция?».
Предлагает составить уравнение химической реакции и провести самопроверку по образцу с последующей коррекцией.

Объявляют результат эксперимента: «Образуется раствор ярко-синего цвета».
Составляют уравнение химической реакции, проверяют правильность выполненного задания, сравнивая результаты с образцом.

РЕФЛЕКСИЯ

Организует итоговую дискуссию, задает вопрос: «Как вы считаете, добились ли вы цели поставленной в начале урока?».  Соотносят предположения, выдвинутые в начале урока, с полученным результатом, делают вывод о принадлежности веществ, входящих в состав промышленного товара, к классу многоатомных спиртов.
Предлагают и записывают название темы урока: «Многообразие многоатомных спиртов».
Сообщает, что в начале урока не была объявлена его тема.
Предлагает сформулировать и записать ее в инструктивную карту.
Включает учащихся в процесс рефлексии, предлагая заполнить карту самооценки (Приложение 4).
Мысленно анализируют все этапы урока, свое участие в работе на каждом этапе, заполняя карту самооценки (Приложение 4).

Предлагает выбрать домашнее задание, опираясь на результаты самооценки (Приложение 5 [9]).

1. Составить уравнения реакций взаимодействия, рассмотренных на уроке многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).
2. Проанализировать дома товары бытовой химии и косметические средства на наличие в них веществ, принадлежащих к классу многоатомных спиртов.
3. Для любознательных: «Какое отношение к многоатомным спиртам имеет Нобелевская премия?».

Выбирают домашнее задание, опираясь на результаты самооценки уровня знаний. Объясняют свой выбор.

 

 

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:

1. Технология критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Муштавинская И.В. СПб.: КАРО, 2014.
2. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. СПб.: КАРО, 2015.
3. Современные педагогические технологии. Даутова О.Б., Муштавинская И.В., Крылова О.Н., Иваньшина Е.В. СПб.: КАРО, 2013.
4. Материалы сайта Pedsovet.su Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: примерная структура урока, приемы и методы проведения, формы урока. http://pedsovet.su/ metodika/ 6072_urok_systematizacii_znaniy_fgos
5.Тексты. Свободная энциклопедия - ВикипедиЯ.