ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс 10
Ресурсы урока:
- Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник/О.С.Габриелян. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
- Лабораторное оборудование и химические реактивы для проведения исследования учащимися.
- Презентация в программе Notebook (Приложение 5); инструктивная карта урока (печатная основа для составления опорного конспекта) (Приложение 1); лист самооценки (Приложение 4); текст (дополнительная информация по теме урока) (Приложение 2).
Тема урока: Многообразие многоатомных спиртов. |
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. |
||
Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения свойств и применения многоатомных спиртов через организацию проблемно-исследовательской деятельности. Задачи: |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
|||
Метапредметные - ставить цели и задачи урока; - планировать процесс реализации поставленных задач; - осуществлять учебную деятельность в соответствии с планом урока; - подбирать и структурировать информацию в виде концептуальной таблицы, самостоятельно наметив категории сравнения; - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - осуществлять процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной задаче. |
|||
Личностные - проявлять способность к рефлексии; - проявлять готовность и способность к сотрудничеству; - проявлять способность к химическому мышлению; - проявлять готовность и способность к саморазвитию. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Организационный момент |
|||
Приветствие. |
Приветствие. Проверяют готовность к уроку. |
||
СТАДИЯ ВЫЗОВА |
|||
Демонстрирует корзину с различными промышленными товарами: тосол, жевательная резинка, мёд, детский крем, фруктовый сок, средство для мытья посуды, жидкое мыло (Приложение 5 [1]). | |||
Задает вопрос: «Почему эти товары оказались в одной корзине?», «Что их объединяет?». Выслушивает ответы учащихся, предлагает выделить линии для сравнения веществ, входящих в состав промышленных товаров, фиксируя их на доске (Приложение 5 [2]). Просит определить наиболее важные, аргументируя своё мнение. |
Предполагают, что все эти товары в своем составе содержат одинаковые вещества, и то, что их необходимо сравнить. Предлагают линии для сравнения веществ: название, состав (молекулярная формула), строение (структурная формула), класс веществ, свойства, применение. |
||
Предлагает записать линии сравнения в инструктивную карту урока (Приложение 1). Задает вопрос: «Где можно найти информацию о веществах, входящих в состав предложенных товаров?». |
Записывают линии сравнения в инструктивную карту урока (Приложение 1). Предлагают изучить содержание этикеток и воспользоваться дополнительной литературой. |
||
Задает вопрос: «Какова же цель сегодняшнего урока?».
|
Формулируют цель: «Изучить состав промышленных товаров и доказать наличие в них определенных веществ». |
||
ОСМЫСЛЕНИЕ |
|||
Делит класс на группы экспертов по определенному промышленному товару. Поясняет, что на первом этапе познавательной деятельности учащиеся работают с предложенным текстом индивидуально (Приложение 2). Объясняет, что вдумчиво прочитав текст, необходимо выделить интересующую информацию и сделать соответствующие пометки. |
Вдумчиво читают текст, выделяя материал согласно выдвинутым линиям сравнения (Приложение 2). | ||
Предлагает учащимся группы объединиться для проверки собственных знаний, коррекции проделанной работы, систематизации знаний по своему промышленному товару, с занесением их в таблицу инструктивной карты урока (Приложение 1). | Работают в группе, обсуждая результаты своей работы, систематизируют сведения, оформляют полученные результаты в таблице инструктивной карты урока (Приложение 1). | ||
Ведет наблюдение за работой в группах, помогает, направляет, предлагает выбрать человека для презентации товара. | Решают вопрос о том, кто будет проводить презентацию. | ||
Предлагает одному из экспертов каждой группы презентовать сведения по изученным промышленным товарам. | Презентуют полученные результаты по предложенному алгоритму (Приложение 3), вносят информацию в таблицу, задают и отвечают на вопросы (Приложение 5 [3], [4], [5], [6], [7]). | ||
Предлагает посмотреть на общую картину, которая получилась, и ответить на вопрос: «Что объединяет промышленные товары?» (Приложение 5 [8]), «Как доказать, что эти вещества, относятся к классу многоатомных спиртов?». | Отвечают, что все вещества относятся к классу многоатомных спиртов. Предлагают провести качественную реакцию на многоатомные спирты. |
||
Организует проведение химического эксперимента, объясняя алгоритм работы при выполнении практического задания (Приложение 1). | Выполняют практическое задание в составе экспертной группы по алгоритму (Приложение 1). | ||
Проводит инструктаж по технике безопасности. |
Объявляют результат эксперимента: «Образуется раствор ярко-синего цвета». |
||
РЕФЛЕКСИЯ |
|||
Организует итоговую дискуссию, задает вопрос: «Как вы считаете, добились ли вы цели поставленной в начале урока?». | Соотносят предположения, выдвинутые в начале урока, с полученным результатом, делают вывод о принадлежности веществ, входящих в состав промышленного товара, к классу многоатомных спиртов. Предлагают и записывают название темы урока: «Многообразие многоатомных спиртов». |
||
Сообщает, что в начале урока не была объявлена его тема. Предлагает сформулировать и записать ее в инструктивную карту. Включает учащихся в процесс рефлексии, предлагая заполнить карту самооценки (Приложение 4). |
Мысленно анализируют все этапы урока, свое участие в работе на каждом этапе, заполняя карту самооценки (Приложение 4). | ||
Предлагает выбрать домашнее задание, опираясь на результаты самооценки (Приложение 5 [9]). 1. Составить уравнения реакций взаимодействия, рассмотренных на уроке многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). |
Выбирают домашнее задание, опираясь на результаты самооценки уровня знаний. Объясняют свой выбор.
|
||
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:1. Технология критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Муштавинская И.В. СПб.: КАРО, 2014. |