Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовная культура» для воспитанников в возрасте 5,5–6 лет

Разделы: ОРКСЭ


Программа рассчитана на 1 года обучения.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - важный период для становления личности ребенка. Изучение основ православной культуры, знакомство с духовно-нравственными традициями народа помогает повысить интерес к истории, понять важные этические законы общества, развить духовные потребности ребенка дошкольного возраста.

Занятия по основам православной культуры знакомят малышей с миром православных ценностей через тематические диалоги, игры, сказки, музыкальные произведения, памятники христианского искусства, праздники.

В основу программы положены принципы единства воспитания, обучения и развития детей.

Данная программа реализует следующие направленности:

  • естественно-научная: формирование целостного мировоззрения детей, развитие кругозора обучающихся на лучших традициях православной педагогики.
  • социально-педагогическая: коммуникативная, трудовая, познавательная, игровая деятельность детей.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка-дошкольника, сохранению его духовного, психического, физического здоровья. Разработка данной программы обусловлена социальными факторами: преобладанием в культурном пространстве детей традиций западных стран, снижением родительского участия в воспитании и как результат,возрастающей потребностью ребенка в нравственной духовной, опоре.

Цель программы: развитие умственных, творческих способностей детей, их нравственное самоопределение на основе традиций православной культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.

Задачи:

обучающие:

  • изучение традиций родного края;
  • ознакомление с основными православными праздниками;
  • ознакомление с памятниками православной культуры в области иконографии и архитектуры, музыки;
  • овладение навыкам речевой культуры.

воспитательные:

  • воспитание духовной и культурной идентичности у детей;
  • патриотическое воспитание;
  • воспитание любви к своей семье, семейным традициям;
  • приобщение к православным традициям.

развивающие:

  • развитие познавательных способностей;
  • стимулирование коммуникативных навыков и способностей;
  • развитие волевой, эмоциональной сферы;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие эстетического, художественного вкуса.

 Отличительной особенностью данной программы является, то, что она обучает детей не только набору понятий и фактов, но и способствует саморазвивающему обучению и воспитанию. Спецификой организации занятий с детьми является обращение через духовно-нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому сознанию ребёнка. Формы учебной деятельности, характерные для школьного возраста, в программу включались частично, т.к. программа рассчитана для детей предшкольного возраста. В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: развитие внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Для работы необходима группа детей численностью 8-10 человек, в возрасте 5,5-6 лет. Прием в объединение осуществляется без специального отбора. Программа носит примерный характер. Распределение часов в разделах примерное, допускается внесение корректировки нагрузок, в зависимости от усвоения материала воспитанниками, и текущей целесообразностью материала. Разделы №5 и №7 не имеют фиксированной привязки к календарному плану. Занятия в данных разделах проходят в форме нравственных бесед, игр, тренингов, праздников, экскурсий и служат лучшему закреплению и пониманию отдельных тем, носят воспитательный характер.

С учетом направлений деятельности программа рассчитана на 36 учебных часа в году, что при 36 учебных неделях соответствует 1 часу в неделю.

Примерные ожидаемые результаты.

При обучении по данной программе можно прогнозировать следующие результаты:

Теоретические знания:

  1. Знание основных духовных понятий, правил;
  2. Знание главных православных праздников;
  3. Знание наиболее известных икон, правил поведения в храме.

Практические умения и навыки:

  1. Активное проявление уважения к взрослым;
  2. Проявление доброжелательности к окружающим;
  3. Миролюбивое отношение к людям, независимо от их национальности;
  4. Положительная динамика в речевой культуре.

Контроль, форма подведения итогов.

Промежуточный контроль за усвоением материала осуществляется еженедельно, в форме фронтального опроса и по по рисункам в рабочем альбоме. Основная оценка успехов воспитанников за год осуществляется в форме собеседования в конце года. Допускается тестовый опрос.

Учебный план

Разделы, темы

Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации, форма контроля

1.

Вводное занятие

1

 

1

собеседование

2.

Мир. Человек в мире

9

2

7

собеседование

3.

История православных и светских праздников

11

3

8

собеседование,
электронная викторина*

4.

В православном храме

6

4

2

электронная викторина

5.

Обсуждаем размышляем

4

 

4

Собеседование, наблюдение

6.

Праздники

2

 

2

творческая работа

7.

Экскурсии

2

 

2

собеседование

9.

Итоговое занятие

1

 

1

тест

 

Итого:

36

9

27

 

*Форма аттестации в данном разделе проходит в индивидуальной форме в зависимости от уровня усвоения материала обучающимися.

Учебно-тематический план. 36 часов


п/п

Разделы, темы

Всего
часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Духовное чтение.

1

0,5

0,5

2.

Мир.Человек в мире.

2.1 Красота окружающего мира.
2.2 Истории Ветхого Завета.
2.3 Жития святых

 

2
6
1

 

1
2
0.5

 

1
4
0.5

3.

История православных и светских праздников.

3.1 Рождество Христово.
3.2 Крещение.
3.3 Защитники земли русской.
3.4 Пасха.

 

3
2
3
3

 

1
0.5
1
1

 

2
1.5
2
2

4.

В православном храме.

4.1 В храме.
4.2 Православная икона.

 

3
3

 

2
2

 

1
1

5.

Обсуждаем размышляем.

Беседы духовно-нравственной тематики, просмотр детских фильмов и мультфильмов, тематические игры, репетиции праздников.

 

4

 

 

 

4

6.

Праздники.

6.1 Праздник Рождества.
6.2 Праздник «Пасха».

 

1
1

 

 

 

1
1

7.

Экскурсии.

7.1 Музей воинской славы.
7.1 Посещение храма.

 

1
1

 

 

1
1

8.

Итоговое занятие.

1

 

1

 

Всего:

36

11

25

Содержание программы

1. Вводное занятие (1 час)

Теория: Правила поведения на занятии. Беседа по теме «Моя Родина, моя страна, мой город». Прослушивание рассказов, музыкальных произведений.

Практика: рисунок «Мой край»

2. Мир. Человек в мире (9 часов)

2.1. Красота окружающего мира. Мир нерукотворный. Мир рукотворный

Теория: Беседа об окружающих предметах, природе и явлениях природы. Что красивого мы видим? Как это сделали? Мир нерукотворный.

Практика: рисунок «Мир нерукотворный»

2.2. Бог - Творец мира. Дни творения.

Теория: Рассказ о сотворении мира. Дни недели. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета»

Практика: Рисунок «Дни творения». Игра «Веселая гимнастика»

2.3. Сотворение человека.

Теория: Повторение шестиднева. Сотворение человека. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».

Практика: Чтение книги «Уроки доброты» Ю.Куклачева. Собеседование по вопросу: «Как человек должен заботиться об окружающем мире?»

2.4. Жизнь первых людей.

Теория: Рассказ о послушании детьми родителей. Просмотр м/ф «Аленушка и братец Иванушка».

Практика: обсуждение сказки

2.5. Как люди покинули рай?

Теория: прослушивание Г.Остера «Вредные советы». Рассказ о грехопадении человека. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».

Практика: рисунок «Дерево добра»

2.6. Потоп.

Теория: Рассказ о Ноевом ковчеге. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».

Практика: рисунок «Пара животных» Игра «Летает, не летает»

2.7. Рождество Богородицы.

Теория: Взрослые и дети в семье. Наша семья. Любовь родителей и детей. Рождество Богородицы.

Практика: обсуждение иконы «Рождество Богородицы».

2.8. Отрок Варфоломей.

Теория: Прослушивание стихотворения «Как хорошо уметь читать». Рассказ об детстве преподобного Сергия. Сергий- помощник в учении.

Практика: Рисунок буквы «С».

2.9. Повторение раздела. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».

Игра «Веселая гимнастика»

3. История православных и светских праздников (11 часов)

3.1. Готовимся к празднику.

Теория: Наблюдение изменений в природе. Рассказ о событиях Рождества

Изучение иконы праздника.

Практика: рисунок «Подарок Богомладенцу»

3.2. Радости зимы. Рождественские песнопения.

Теория: Повторение событий Рождества. Традиции Руси. Прослушивание колядок.

Практика: разучивание колядок. Рисунок «Рождественские радости».

3.3. Подведение итогов. Просмотр постановки «Снегурочка», с участием воспитанниц Покровского монастыря (г.Москва) Обсуждение сказки.

3.4. Крещение.

Теория: Как нас крестили? Откуда пошла традиция? Ангел хранитель. Просмотр отрывка таинства крещения.

Практика: рисунок Ангела-хранителя.

3.5. Именины.

Теория: прослушивание отрывка «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского. Личный праздник. Понятие именин. Мое святое имя.

Практика: Изготовление открытки «Ангел»

3.6. Защитники земли Русской.

Теория: Защита слабого. Рассказ о Дне защитника Отечества.

Практика: Прослушивание патриотических музыкальных произведений. Обсуждение.

3.7. Святой князь Александр Невский.

Теория: Рассказ о подвиге князя.

Практика: рисунок «Как я могу защитить семью»

3.8. Богатыри. Илья Муромец.

Теория: Рассказ о богатыре.

Практика: просмотр отрывка фильма. Обсуждение.

3.9. В ожидании праздника Пасхи. Что такое пост?

Теория: Как мы готовимся к большим событиям. Чистота души, красота души. Понятие поста. Чтение рассказов журнала «Свечечка»

Практика: Игра «Уберем на полочку»Рисунок «Копилка добрых дел»

3.10. Музыка весны.

Теория: Весенние явления в природе. Наблюдение распускавшихся почек.

Практика: Изготовление Пасхальной открытки

3.11. Пасха - торжество из торжеств.

Теория: Рассказ событий Воскресения Христова. Прослушивание музыкальных произведений.

Практика: Завершение работы по изготовлению Пасхальной открытки.

4. В православном храме (6 часов)

4.1. Храм - дом Божий.

Теория: Правила поведения в храме. Красота мира невидимого. Кто нас встречает в храме.

Практика: Просмотр отрывка фильма «Азбука православия». Рисунок «Мой храм».

4.2. Зачем люди приходят в храм?

Теория: Церковная свеча. Молитва-разговор человека с Богом.

Практика: Прослушивание церковных песнопений. Электронная игра «В мире православия»

4.3. Икона - окошко в невидимый мир.

Теория: Рассказ о появлении первых икон. Образы Богородицы. Чудотворные образы Богородицы.

Практика: Игра-лото «Семейная православная школа»

4.4. Иконы спасителя.

Теория: Рассказ о появлении первой иконы спасителя. Образ «Спас Нерукотворный».

Практика: Рисунок на свободную тему.

4.5. Церковный колокольный звон.

Теория: О чем говорит церковный колокол. Прослушивание звучаний церковных колоколов.

Практика: Игра «Жмурки с колокольчиком».

4.6. Повторение раздела. Подготовка к экскурсии в храм.

5. Обсуждаем-размышляем (4 часа)

5.1. Как выглядит добро и как выглядит зло.

Теория: Красота внешняя, красота духовная. Рассказ о старце Серафиме Саровском.

Практика: Игра-тест «Золотая рыбка», «Волшебный стул».

5.2. Добродетели - мои добрые дела.

Теория: Анализ сказок «Снежная королева», «Золушка».

Практика: Игра-викторина «Добрый герой».

5.3. Что такое хорошо? Что такое плохо?

Теория: Чтение стихотворения В.В.Маяковского. Понятие личного маленького подвига.

Практика: Беседа о смелости и трусости.

5.4. Резервный урок. Просмотр детских фильмов. Духовное чтение. Встреча со священником.

6. Праздники (2 часа)

6.1. Праздник Рождества.

6.2. Праздник Прощенное воскресение.

7. Экскурсии (2 часа)

7.1. Экскурсия в музей боевой и трудовой славы.

7.2. Посещение храма.

8. Итоговое занятие (1 час)

Практика: собеседование по курсу. Повторение. Проведение понравившихся игр.

Методическое обеспечение программы

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в содержание программы отобраны темы, позволяющие в форме игры-путешествия рассказать историю сотворения мира и человека, познакомить с традициями и событиями главных православных праздников. В организации урока используется прием образного мышления, с целью лучшего запоминания основных понятий, изучаемых на занятии. Для этого в конце большинства занятий присутствуют элементы творческой деятельности, т.е. включен метод интеграции.

В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной с педагогом деятельности: беседа, наблюдение, творчество.

На занятиях используются следующие педагогические технологии:

  • игровые технологии;
  • технология сотрудничества;
  • технология рефлексивного обучения и воспитания;
  • технология развивающего обучения;
  • технология здоровьесбережения;
  • тренинги.
№ п/п

Педагогическая технология

Форма реализации

1.

Игровая технология

Занятие - путешествие во времени, виртуальная прогулка, детские игры различных форм

2.

Технология сотрудничества

Беседы, наблюдение, творческая деятельность

3.

Технология рефлексивного обучения и воспитания

Самоанализ ребенка. Оценочная деятельность. Ответы на вопросы вида: Что ты запомнил? Что тебе понравилось? Как ты считаешь? Задания по выбору ответа

4.

Технология развивающего обучения

Интегрированные занятия с элементами творчества, прослушивание музыкальных произведений, выполнение заданий на свободную тему

5.

Здоровьесберегающие технологии

Минутки здоровья, смена видов деятельности

6.

Тренинги

Игры на сплочение коллектива, на создание эмоционального комфорта в группе

 

№п/п

Форма элемента занятия

Форма контроля

1.

Собеседование

Наблюдение, коррекция

2.

Игра

Проведение

3.

Творческое задание

Отработка приемов выполнения

4.

Игровой тренинг

Наблюдение, собеседование, коррекция

5.

Экскурсия, праздник

Беседа, обсуждение

Оснащение учебного процесса

Наглядные пособия:

  • Фотографии храмов различной архитектуры;
  • Иконы «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель», образ Божией Матери «Казанская», «Владимирская» «Умиление». «Рождество Пресвятой Богородицы». Икона Ангел хранитель. Икона Рождества Христова;
  • Иконы святых «Преподобный Сергий Радонежский» «Преподобный Серафим Саровский».

Репродукции

  • х/ф»Три богатыря», «Александр Невский»;
  • Наглядные пособия к комплекту основ православной культуры «Добрый мир».

Видеозаписи:

  • х/ф «Илья Муромец»;
  • м/ф «Аленушка и братец Иванушка»;
  • м/ф «Золушка»;
  • м/ф «Снежная королева»;
  • м/ф «Азбука православия»;
  • м/ф «Снегурочка»;
  • м/ф «Истории Ветхого Завета».

Аудиозаписи:

  • «Звуки церковных колоколов»;
  • Музыкальные материалы комплекта Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

Обучающие игры:

  • «В мире православия»;
  • «Семейная православная школа».