Программа рассчитана на 1 года обучения.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - важный период для становления личности ребенка. Изучение основ православной культуры, знакомство с духовно-нравственными традициями народа помогает повысить интерес к истории, понять важные этические законы общества, развить духовные потребности ребенка дошкольного возраста.
Занятия по основам православной культуры знакомят малышей с миром православных ценностей через тематические диалоги, игры, сказки, музыкальные произведения, памятники христианского искусства, праздники.
В основу программы положены принципы единства воспитания, обучения и развития детей.
Данная программа реализует следующие направленности:
- естественно-научная: формирование целостного мировоззрения детей, развитие кругозора обучающихся на лучших традициях православной педагогики.
- социально-педагогическая: коммуникативная, трудовая, познавательная, игровая деятельность детей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка-дошкольника, сохранению его духовного, психического, физического здоровья. Разработка данной программы обусловлена социальными факторами: преобладанием в культурном пространстве детей традиций западных стран, снижением родительского участия в воспитании и как результат,возрастающей потребностью ребенка в нравственной духовной, опоре.
Цель программы: развитие умственных, творческих способностей детей, их нравственное самоопределение на основе традиций православной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Задачи:
обучающие:
- изучение традиций родного края;
- ознакомление с основными православными праздниками;
- ознакомление с памятниками православной культуры в области иконографии и архитектуры, музыки;
- овладение навыкам речевой культуры.
воспитательные:
- воспитание духовной и культурной идентичности у детей;
- патриотическое воспитание;
- воспитание любви к своей семье, семейным традициям;
- приобщение к православным традициям.
развивающие:
- развитие познавательных способностей;
- стимулирование коммуникативных навыков и способностей;
- развитие волевой, эмоциональной сферы;
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического, художественного вкуса.
Отличительной особенностью данной программы является, то, что она обучает детей не только набору понятий и фактов, но и способствует саморазвивающему обучению и воспитанию. Спецификой организации занятий с детьми является обращение через духовно-нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому сознанию ребёнка. Формы учебной деятельности, характерные для школьного возраста, в программу включались частично, т.к. программа рассчитана для детей предшкольного возраста. В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: развитие внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Для работы необходима группа детей численностью 8-10 человек, в возрасте 5,5-6 лет. Прием в объединение осуществляется без специального отбора. Программа носит примерный характер. Распределение часов в разделах примерное, допускается внесение корректировки нагрузок, в зависимости от усвоения материала воспитанниками, и текущей целесообразностью материала. Разделы №5 и №7 не имеют фиксированной привязки к календарному плану. Занятия в данных разделах проходят в форме нравственных бесед, игр, тренингов, праздников, экскурсий и служат лучшему закреплению и пониманию отдельных тем, носят воспитательный характер.
С учетом направлений деятельности программа рассчитана на 36 учебных часа в году, что при 36 учебных неделях соответствует 1 часу в неделю.
Примерные ожидаемые результаты.
При обучении по данной программе можно прогнозировать следующие результаты:
Теоретические знания:
- Знание основных духовных понятий, правил;
- Знание главных православных праздников;
- Знание наиболее известных икон, правил поведения в храме.
Практические умения и навыки:
- Активное проявление уважения к взрослым;
- Проявление доброжелательности к окружающим;
- Миролюбивое отношение к людям, независимо от их национальности;
- Положительная динамика в речевой культуре.
Контроль, форма подведения итогов.
Промежуточный контроль за усвоением материала осуществляется еженедельно, в форме фронтального опроса и по по рисункам в рабочем альбоме. Основная оценка успехов воспитанников за год осуществляется в форме собеседования в конце года. Допускается тестовый опрос.
Учебный план
№ |
Разделы, темы |
Всего |
Теория |
Практика |
Форма |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
собеседование |
|
2. |
Мир. Человек в мире |
9 |
2 |
7 |
собеседование |
3. |
История православных и светских праздников |
11 |
3 |
8 |
собеседование, |
4. |
В православном храме |
6 |
4 |
2 |
электронная викторина |
5. |
Обсуждаем размышляем |
4 |
4 |
Собеседование, наблюдение |
|
6. |
Праздники |
2 |
2 |
творческая работа |
|
7. |
Экскурсии |
2 |
2 |
собеседование |
|
9. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
тест |
|
|
Итого: |
36 |
9 |
27 |
|
*Форма аттестации в данном разделе проходит в индивидуальной форме в зависимости от уровня усвоения материала обучающимися.
Учебно-тематический план. 36 часов
№ п/п |
Разделы, темы |
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Мир.Человек в мире. 2.1 Красота окружающего мира. |
2 |
1 |
1 |
3. |
История православных и светских праздников. 3.1 Рождество Христово. |
3 |
1 |
2 |
4. |
В православном храме. 4.1 В храме. |
3 |
2 |
1 |
5. |
Обсуждаем размышляем. Беседы духовно-нравственной тематики, просмотр детских фильмов и мультфильмов, тематические игры, репетиции праздников. |
4 |
|
4 |
6. |
Праздники. 6.1 Праздник Рождества. |
1 |
|
1 |
7. |
Экскурсии. 7.1 Музей воинской славы. |
1 |
|
1 |
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
|
Всего: |
36 |
11 |
25 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час)
Теория: Правила поведения на занятии. Беседа по теме «Моя Родина, моя страна, мой город». Прослушивание рассказов, музыкальных произведений.
Практика: рисунок «Мой край»
2. Мир. Человек в мире (9 часов)
2.1. Красота окружающего мира. Мир нерукотворный. Мир рукотворный
Теория: Беседа об окружающих предметах, природе и явлениях природы. Что красивого мы видим? Как это сделали? Мир нерукотворный.
Практика: рисунок «Мир нерукотворный»
2.2. Бог - Творец мира. Дни творения.
Теория: Рассказ о сотворении мира. Дни недели. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета»
Практика: Рисунок «Дни творения». Игра «Веселая гимнастика»
2.3. Сотворение человека.
Теория: Повторение шестиднева. Сотворение человека. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».
Практика: Чтение книги «Уроки доброты» Ю.Куклачева. Собеседование по вопросу: «Как человек должен заботиться об окружающем мире?»
2.4. Жизнь первых людей.
Теория: Рассказ о послушании детьми родителей. Просмотр м/ф «Аленушка и братец Иванушка».
Практика: обсуждение сказки
2.5. Как люди покинули рай?
Теория: прослушивание Г.Остера «Вредные советы». Рассказ о грехопадении человека. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».
Практика: рисунок «Дерево добра»
2.6. Потоп.
Теория: Рассказ о Ноевом ковчеге. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».
Практика: рисунок «Пара животных» Игра «Летает, не летает»
2.7. Рождество Богородицы.
Теория: Взрослые и дети в семье. Наша семья. Любовь родителей и детей. Рождество Богородицы.
Практика: обсуждение иконы «Рождество Богородицы».
2.8. Отрок Варфоломей.
Теория: Прослушивание стихотворения «Как хорошо уметь читать». Рассказ об детстве преподобного Сергия. Сергий- помощник в учении.
Практика: Рисунок буквы «С».
2.9. Повторение раздела. Просмотр м/ф «Истории Ветхого Завета».
Игра «Веселая гимнастика»
3. История православных и светских праздников (11 часов)
3.1. Готовимся к празднику.
Теория: Наблюдение изменений в природе. Рассказ о событиях Рождества
Изучение иконы праздника.
Практика: рисунок «Подарок Богомладенцу»
3.2. Радости зимы. Рождественские песнопения.
Теория: Повторение событий Рождества. Традиции Руси. Прослушивание колядок.
Практика: разучивание колядок. Рисунок «Рождественские радости».
3.3. Подведение итогов. Просмотр постановки «Снегурочка», с участием воспитанниц Покровского монастыря (г.Москва) Обсуждение сказки.
3.4. Крещение.
Теория: Как нас крестили? Откуда пошла традиция? Ангел хранитель. Просмотр отрывка таинства крещения.
Практика: рисунок Ангела-хранителя.
3.5. Именины.
Теория: прослушивание отрывка «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского. Личный праздник. Понятие именин. Мое святое имя.
Практика: Изготовление открытки «Ангел»
3.6. Защитники земли Русской.
Теория: Защита слабого. Рассказ о Дне защитника Отечества.
Практика: Прослушивание патриотических музыкальных произведений. Обсуждение.
3.7. Святой князь Александр Невский.
Теория: Рассказ о подвиге князя.
Практика: рисунок «Как я могу защитить семью»
3.8. Богатыри. Илья Муромец.
Теория: Рассказ о богатыре.
Практика: просмотр отрывка фильма. Обсуждение.
3.9. В ожидании праздника Пасхи. Что такое пост?
Теория: Как мы готовимся к большим событиям. Чистота души, красота души. Понятие поста. Чтение рассказов журнала «Свечечка»
Практика: Игра «Уберем на полочку»Рисунок «Копилка добрых дел»
3.10. Музыка весны.
Теория: Весенние явления в природе. Наблюдение распускавшихся почек.
Практика: Изготовление Пасхальной открытки
3.11. Пасха - торжество из торжеств.
Теория: Рассказ событий Воскресения Христова. Прослушивание музыкальных произведений.
Практика: Завершение работы по изготовлению Пасхальной открытки.
4. В православном храме (6 часов)
4.1. Храм - дом Божий.
Теория: Правила поведения в храме. Красота мира невидимого. Кто нас встречает в храме.
Практика: Просмотр отрывка фильма «Азбука православия». Рисунок «Мой храм».
4.2. Зачем люди приходят в храм?
Теория: Церковная свеча. Молитва-разговор человека с Богом.
Практика: Прослушивание церковных песнопений. Электронная игра «В мире православия»
4.3. Икона - окошко в невидимый мир.
Теория: Рассказ о появлении первых икон. Образы Богородицы. Чудотворные образы Богородицы.
Практика: Игра-лото «Семейная православная школа»
4.4. Иконы спасителя.
Теория: Рассказ о появлении первой иконы спасителя. Образ «Спас Нерукотворный».
Практика: Рисунок на свободную тему.
4.5. Церковный колокольный звон.
Теория: О чем говорит церковный колокол. Прослушивание звучаний церковных колоколов.
Практика: Игра «Жмурки с колокольчиком».
4.6. Повторение раздела. Подготовка к экскурсии в храм.
5. Обсуждаем-размышляем (4 часа)
5.1. Как выглядит добро и как выглядит зло.
Теория: Красота внешняя, красота духовная. Рассказ о старце Серафиме Саровском.
Практика: Игра-тест «Золотая рыбка», «Волшебный стул».
5.2. Добродетели - мои добрые дела.
Теория: Анализ сказок «Снежная королева», «Золушка».
Практика: Игра-викторина «Добрый герой».
5.3. Что такое хорошо? Что такое плохо?
Теория: Чтение стихотворения В.В.Маяковского. Понятие личного маленького подвига.
Практика: Беседа о смелости и трусости.
5.4. Резервный урок. Просмотр детских фильмов. Духовное чтение. Встреча со священником.
6. Праздники (2 часа)
6.1. Праздник Рождества.
6.2. Праздник Прощенное воскресение.
7. Экскурсии (2 часа)
7.1. Экскурсия в музей боевой и трудовой славы.
7.2. Посещение храма.
8. Итоговое занятие (1 час)
Практика: собеседование по курсу. Повторение. Проведение понравившихся игр.
Методическое обеспечение программы
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в содержание программы отобраны темы, позволяющие в форме игры-путешествия рассказать историю сотворения мира и человека, познакомить с традициями и событиями главных православных праздников. В организации урока используется прием образного мышления, с целью лучшего запоминания основных понятий, изучаемых на занятии. Для этого в конце большинства занятий присутствуют элементы творческой деятельности, т.е. включен метод интеграции.
В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной с педагогом деятельности: беседа, наблюдение, творчество.
На занятиях используются следующие педагогические технологии:
- игровые технологии;
- технология сотрудничества;
- технология рефлексивного обучения и воспитания;
- технология развивающего обучения;
- технология здоровьесбережения;
- тренинги.
№ п/п | Педагогическая технология |
Форма реализации |
1. |
Игровая технология |
Занятие - путешествие во времени, виртуальная прогулка, детские игры различных форм |
2. |
Технология сотрудничества |
Беседы, наблюдение, творческая деятельность |
3. |
Технология рефлексивного обучения и воспитания |
Самоанализ ребенка. Оценочная деятельность. Ответы на вопросы вида: Что ты запомнил? Что тебе понравилось? Как ты считаешь? Задания по выбору ответа |
4. |
Технология развивающего обучения |
Интегрированные занятия с элементами творчества, прослушивание музыкальных произведений, выполнение заданий на свободную тему |
5. |
Здоровьесберегающие технологии |
Минутки здоровья, смена видов деятельности |
6. |
Тренинги |
Игры на сплочение коллектива, на создание эмоционального комфорта в группе |
№п/п |
Форма элемента занятия |
Форма контроля |
1. |
Собеседование |
Наблюдение, коррекция |
2. |
Игра |
Проведение |
3. |
Творческое задание |
Отработка приемов выполнения |
4. |
Игровой тренинг |
Наблюдение, собеседование, коррекция |
5. |
Экскурсия, праздник |
Беседа, обсуждение |
Оснащение учебного процесса
Наглядные пособия:
- Фотографии храмов различной архитектуры;
- Иконы «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель», образ Божией Матери «Казанская», «Владимирская» «Умиление». «Рождество Пресвятой Богородицы». Икона Ангел хранитель. Икона Рождества Христова;
- Иконы святых «Преподобный Сергий Радонежский» «Преподобный Серафим Саровский».
Репродукции
- х/ф»Три богатыря», «Александр Невский»;
- Наглядные пособия к комплекту основ православной культуры «Добрый мир».
Видеозаписи:
- х/ф «Илья Муромец»;
- м/ф «Аленушка и братец Иванушка»;
- м/ф «Золушка»;
- м/ф «Снежная королева»;
- м/ф «Азбука православия»;
- м/ф «Снегурочка»;
- м/ф «Истории Ветхого Завета».
Аудиозаписи:
- «Звуки церковных колоколов»;
- Музыкальные материалы комплекта Л.Л.Шевченко «Добрый мир».
Обучающие игры:
- «В мире православия»;
- «Семейная православная школа».