Урок-исследование по литературному чтению. Л.Н.Толстой "Прыжок"
Тип урока: Урок-исследование.
Цель: Научить детей выделять главную идею литературного произведения, творчески пересказывать произведение (от лица разных героев), формировать нравственные ценности.
Обобщение урока: Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка, можно причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.
Необходимое оборудование: Учебник Ефросининой Л.А. с текстом рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок», атрибуты для создания образа героев (фуражка, гюйсы, обезьянка), рабочая тетрадь, выставка книг Л.Н.Толстого.
Дидактическое обеспечение: Памятка: слова-подсказки, рабочие листы, проверочные листы, карточки с cюжетно-композиционным треугольником, оценочный лист работы на уроке.
Планируемые результаты урока.
Предметные:
- Выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе и названии произведения.
- Понимать подразумеваемую, не выраженную в тексте информацию.
- Выполнять пересказ текста от лица разных героев и автора
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.
- Прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий.
Регулятивные УУД:
- Планировать свою работу и доводить начатое дело до конца.
- Высказывать собственные суждения по итогам своей работы и давать им оценку, адекватно оценивать работу одноклассников.
Коммуникативные УУД:
- Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.
- Аргументировать высказывание, убеждать в своей правоте.
Личностные:
- Вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения.
Формы работы: Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля: Самоконтроль, формирующее оценивание работы каждого члена в команде и его личный вклад, наблюдение и взаимоконтроль.
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы |
Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
|
1. Мотивация к учебной деятельности |
С каким разделом мы сейчас работаем на уроках литературного
чтения? |
Составление обобщающей схемы, используя выставку книг
Л.Н.Толстого |
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии |
Как развивались события в этом рассказе? |
Учащиеся по очереди выходят и демонстрируют свой рисунок к определённой части рассказа. План рассказа «Прыжок»: |
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Назовите тему произведения. О чем это рассказ? |
Тема: рассказ о прыжке и спасении мальчика. Высказывания детей и возникновение разногласий |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Как можно найти ответ на вопрос? |
Высказывания детей. Надо поставить себя на место героев, посмотреть на произошедшую историю их глазами. Составление плана исследования:
|
|
5. Реализация построенного проекта. Этап решения исходной задачи |
Исследования в малых группах в зависимости
от того, с чьей позицией дети будут рассказывать историю. (мальчик,
матросы, отец, автор) |
Рабочий лист для групп №1-4 Карточка 3. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Чтобы помочь детям вжиться в роль героя, надо дать возможность
ученикам выбрать предметы, атрибуты: для вхождения в роль отца –
капитанскую фуражку, в роль матросов – гюйсы, в роль мальчика –
обезьянку (работают 3 группы). 4-я группа – составление схемы
текста (7 правил работы с текстом). |
Выбор атрибутов для защиты своей работы. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Дать возможность высказаться друг другу в парах. |
Работа в парах (2 минуты устно) |
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
Прослушав истории от лица разных героев, поняв чувства каждого
из них, скажите какой же момент, был самым напряжённым в рассказе?
(приказ отца прыгать) |
Высказывания детей и формулирование
идеи: человек должен уметь делать правильный выбор,
отвечать за свои поступки. |
|
9. Домашнее задание |
Подготовить устно отзыв о книге Л.Н.Толстого «Прыжок» |
Записывают в дневник |
|
10. Рефлексия учебной деятельности |
Какие ваши предположения об идее рассказа были верны и близки к
тому выводу, который мы сделали в конце урока? |
Высказывания детей
Работа с оценочным листом |
Л.Н.Толстой «Прыжок»
Таблица 1.
План рассказа (опорные слова для доски)
| Эпизод |
Композиция |
|
Конец кругосветного путешествия |
Экспозиция. Вступление |
|
Забавы обезьяны |
Развитие событий |
|
Мальчик начинает преследовать обезьянку. Мальчик на краю перекладины |
Завязка |
|
Приказ отца. Прыжок ребёнка в воду. |
Кульминация |
|
Спасение мальчика. Мальчик начинает дышать |
Развязка |
|
Чувства отца |
Концовка |
Таблица 2
Рабочий лист группы № 1-4
В чем идея произведения?
| Эпизод (событие) |
Аргумент |
Чувства героя |
|
Конец кругосветного путешествия |
|
|
|
Забавы обезьяны |
|
|
|
Мальчик на краю перекладины |
|
|
|
Приказ отца. |
|
|
|
Спасение мальчика |
|
|
|
Чувства отца |
|
|
Таблица 3
Слова-подсказки
|
Глупость |
Желание доказать, что сын капитана |
|
Желание испытать себя |
Желание покрасоваться, засмеяться |
|
Мальчишеский задор |
Мудрость |
|
Надежда |
Не знал, смеяться … или плакать |
|
Облегчение |
Потрясение |
|
Радость |
Раззадорился |
|
Раскаяние |
Смелость |
|
Сожаление |
Страх |
|
Стремление отстоять своё достоинство |
Упрямство |
|
Храбрость |
|
Карточка 4
Работа в парах (устно)
Что такое поступок?
| Герой |
Поступок |
|
Матросы |
Спасли мальчик. |
|
Мальчик |
Совершил прыжок. Услышав приказ отца, он не растерялся, проявил смелость, справился с трусостью и тем самым спас себе жизнь. |
|
Капитан |
Принял правильное решение для спасения жизни сына. |
Карточка 5
Оценочный лист
Поставьте галочки там, где вы считаете нужным
| Этап урока |
Да |
Больше да, |
Больше нет, |
Нет |
|
Умею соотносить иллюстрацию и эпизод рассказа |
|
|
|
|
|
Умею составлять план рассказа |
|
|
|
|
|
Умею определять сюжетно-композиционный треугольник |
|
|
|
|
|
Умею использовать поисковое чтение и чтение молча |
|
|
|
|
|
Умею работать в группе: высказывать своё мнение и активно слушать других |
|
|
|
|
|
Умею пересказывать от первого лица |
|
|
|
|
|
Умею определять идею произведения |
|
|
|
|
|
Итоговая оценка работы за урок: |
|
|
|
|
Критерии оценки работы на уроке:
- Если больше ответов «да», то за работу на уроке - «5».
- Если больше ответов «больше да, чем нет», то за работу на уроке – «4».
- Если больше ответов «больше нет, чем да», то за работу на уроке – «3».
- Если больше ответов «нет», то за работу на уроке - «2».
Карточка 6
Семь правил работы с текстом.
Для того чтобы понять читаемый текст и запомнить основную информацию, содержащуюся в нём, нужно при чтении обращать внимание на 7 ГЛАВНЫХ ВЕЩЕЙ:
| 1. |
Название текста |
|
2. |
Автор |
|
3. |
Герои |
|
4. |
События |
|
5. |
Новизна (что раньше не знал и узнал только что) |
|
6. |
Непонятное (неизвестные слова и понятия) |
|
7. |
Смысловая доминанта (что показалось в тексте самым главным) |
Литература
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2012. – С. 208.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара; Издательский дом.