Традиционная и инновационная модели обучения. Их преимущества и недостатки

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: модели обучения


Особенности развития динамичного современного мира требуют новых контекстов деятельности учителя. Под влиянием появления новых факторов меняется также и сама модель обучения.

Под моделью обучения понимается схематичный образ учебного процесса, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества. [2] В настоящее время выделяют две основных модели обучения: традиционную и инновационную, которые имеют свои особенности (такие как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения и др.), а также как положительные, так и отрицательные стороны.

Традиционная модель обучения - это обучение, целевым акцентом которого является результат обучения, то есть усвоение уставленного программой объема информации. При этом работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний, умений и навыков, передаваемых учащимся в «готовом виде», по образцу и предназначенных для воспроизводящего усвоения. Педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса, а роль учащегося преимущественно пассивная. В традиционной модели обучения преобладают вербальные методы и текстовые формы предъявления знаний, а использование полученных знаний осуществляется преимущественно в типовых заданиях для подготовки к контрольным процедурам. Преобладающие формы учебной деятельности - фронтальная (лекции) и индивидуальная (подготовка к семинарам и контрольным). [1]

Преимуществом традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации, а также оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Кроме того, в данной модели обучения положительно можно отметить упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала, организационную четкость и систематический характер обучения. Такое обучение обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков, а непосредственное управление процессом усвоения предупреждает появление пробелов в знаниях. Также коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение. [3]

Рассмотрим главу «Алгоритмы и исполнители» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класс. При изучении тем данной главы несколько раз проходят самостоятельные работы по построению блок-схем и написанию алгоритмов на школьном алгоритмическом языке. Анализ результатов работ позволяет быстро выявить типичные ошибки большого количества учащихся за короткий срок и сразу организовать работу по их устранению.

Однако при таком обучении учащиеся усваивают знания без раскрытия путей доказательства их истинности, обучение строится по шаблону, отличается однообразием. Среди недостатков этой модели обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление, а также усредненный подход и отсутствие индивидуального обучения.

Рассмотрим изучение главы «Основы логики» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класс. В данный раздел входят несколько тем, таких как: «Законы преобразования сложных логических выражений», «Построение таблиц истинности логических выражений» и др. Данные темы вызывают у большинства учащихся трудности в освоении (прослеживается межпредметная связь с математикой и происходит явное выявление наименее успевающих учеников в классе), поэтому изучаемый материал усредняется, обучение отличается многократным повторением в данном разделе, и основная нагрузка падает на память.
Традиционное обучение мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Кроме того, на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. [3]

Инновационная модель обучения - это обучение, целевым акцентом которого является процесс обучения (научить учиться). При этом роль педагога представляется как консультативная (менеджер, режиссер), а роль учащегося – преимущественно активная. Формами предъявления знаний в данной модели обучения являются разнообразные и преимущественно активные формы (игровые, проблемные, инициирование самостоятельной работы, поиска и пр.). Кроме того, прослеживается широкое использование коллективных и групповых форм учебной работы. Обучение акцентируется на прикладном использовании знаний, в реальных условиях. Данная модель обучения связана с творческим поиском на основе жизненного опыта учащихся. [1]

Одним из преимуществ инновационной модели обучения является направленность обучения на формирование личной мотивации учащихся высокого уровня, нестандартного мышления, ответственности, инициативности, собственного отношения к происходящему вокруг. Такое обучение способствует развитию самостоятельности, творчества, продуктивного и критического мышления, а также делает учебный материал более доступным.

Рассмотрим главу «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» в курсе «Информатика и ИКТ» 10 класс. В изучении данного раздела запланирован практикум «Создание информационного объекта в виде презентации». Его можно организовать в виде парной работы учащихся по созданию творческого проекта в MS PowerPoint «Мое предприятие», в котором продумываются назначение и цель проекта, описание и перспективы роста предприятия, риски, производственный план, персонал, рассчитывается спрос и доход и т.д. Данная работа учащихся нацелена на самостоятельное приобретение знаний и формирование умений в процессе решения практических проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Педагогу в рамках данного проекта отводится только роль координатора, эксперта. Организация такого практикума способствует формированию исследовательских умений, познавательного интереса, креативного мышления, приобретению навыков самообразования и самоконтроля.

К недостаткам инновационной модели обучения можно отнести недостаточную эффективность обучения при формировании практических умений и навыков, особенно трудного характера, где показательное подражание имеет большое значение. Например, при изучении главы «Алгоритмы и исполнители» в курсе «Информатика и ИКТ». 9 класс. В данном разделе изучаются такие темы, как «Язык программирования Паскаль», «Структура программы. Основные операторы», «Линейные, разветвляющие, циклические алгоритмы» и др. При изучении данных тем оптимальна традиционная модель обучения с систематическим повторением и четкостью подачи учебного материала.

В инновационной модели обучения отмечаются также большие расходы времени на изучение учебного материала, усвоение знаний приобретает спонтанный, неуправляемый характер, появляется трудность контроля и оценки познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, основные модели обучения, традиционная и инновационная, отражают наиболее общие особенности учебного процесса и имеют свои преимущества и недостатки. Анализ данных моделей обучения позволяет сделать вывод о том, что в условиях развития современного мира возможно лишь их рациональное сочетание, так как инновационные технологии, несмотря на свой большой положительный потенциал, не могут полностью заменить традиционные технологии, обладающие высоким уровнем фундаментальности.

Список литературы.

  1. Инновации в образовании. №1, 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/511/31675-2.php.
  2. Понятие «модель обучения» [Электронный ресурс]. URL: https://megaobuchalka.ru/2/25976.html.
  3. Психологические основы типов обучения [Электронный ресурс]. URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/ped_psix/8.