Цель: Познакомить детей с полезным ископаемым (мелом) Белгородской области.
Задачи:
- Познакомить со свойствами мела; с тем, как и где его добывают и используют.
- Развивать интерес к историческому прошлому своего края.
- Расширять и закреплять знания детей о полезных ископаемых нашей области.
- Закреплять умения обследовать мел с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
- Поддерживать интерес к экспериментальной работе: учить работать с водой и лупой. Добиваться грамматически правильных ответов на вопросы, использования в речи предложений разных видов.
- Воспитывать любовь к родному краю, его природе; чувство гордости за его богатства.
Материал: Мел, песок, глина, карта, плакат-стенд, проектор.
Предварительная работа: презентация «Легенда о том, как мел Белгородскую крепость спас» (Приложение №1)
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
На каждого ребенка: Белые халаты, влажные салфетки, лупы, дощечки для письма мелом, стаканы с водой, палочки для размешивания мела, картинки с изображением предметов, коробочки с мелом, цветные мелки.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня утром на электронную почту пришло письмо. (На экране мультимедиа показывается хозяйка Меловой горы): «Здравствуйте, дорогие, дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана розовой лентой. Найдите её. Удачи!»
- Какая посылка?
Дети находят нужную посылку среди посылок разной формы и цвета. На ней прикреплена записка: «Открыть только в том случае, если отгадаете загадку.
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки.
Растворяется легко:
Попадет комочек в речку,
Утечет, как молоко.
(Мел)
Воспитатель: Правильно.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а в нашем поселке есть мел?
- Интересно, а откуда берется мел?
- Где используют мел? (Ответы детей)
- Хозяйка Меловой горы приглашает вас в гости, в её лабораторию.
-Что называют лабораторией и что там делают?
Дети: Это такое помещение, где делают различные опыты. Интересно проводят рабочее время.
Воспитатель: А вы хотите стать настоящими лаборантами?
Дети: Очень.
Воспитатель: Тогда сегодня мы с вами будем самыми настоящими лаборантами, и будем проводить интересные опыты, а также наблюдать и делать выводы в конце нашего опыта.
Воспитатель: Только для того чтобы быть лаборантами, нужно запомнить простых четыре правила:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать правильные выводы.
Воспитатель: Повторите эти правила (спрашивает 2-3 человек).
- Какие молодцы! Все правильно, а теперь давайте вы будете лаборантами, а я, если разрешите старшим лаборантом.
- Но прежде, чем начать работу, мы наденем специальную одежду. Эта такая одежда, в которой проводятся эксперименты и опыты (дети надевают халаты и шапочки). Присаживайтесь.
Ученым-лаборантам приходится работать с мелкими предметами, поэтому нужно размять наши ручки и пальчики, они наши помощники.
(Пальчиковая гимнастика «Дом»):
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель: Лаборанты должны быть очень внимательны. Вы готовы?
- Ребята, пожалуйста, посмотрите вокруг себя, и скажите, что вы видите на своих рабочих столах?
Дети: мел, песок, глину, щебень.
Воспитатель: А как можно назвать все это, одним словом?
Дети: полезные ископаемые.
Воспитатель: А как вы думаете, где используют мел?
(Дети берут картинки, рассказывают, составляя стенд).
- Верно, мел нужен для рисования, он идёт для изготовления школьных мелков, художественных красок.
- Мел используют в сельском хозяйстве – для известкования почв и подкормки животных (курам, свиньям), в промышленности – для производства цемента, извести; при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют для изготовления таблеток. Мел – составная часть зубных порошков, паст. Мел из Белгорода отправляют в другие города и заграницу.
Воспитатель: Очень хорошо, возьмите мел?
- Какого он цвета? (белый)
- Он блестящий? (нет, он матовый)
- Твердый или мягкий? Потрогайте руками.
- Сравните мел и песок, мел и щебень, мел и глину.
- Мел действительно твердый, но когда им пишут по доске, он крошится, сыплется – значит, какой он? (хрупкий)
- Давайте проверим – порисуем на своей доске. Проведите полоску и скажите, что сделал мел? (оставил след)
- А на руках что осталось? (тоже следы мела – он пачкается).
- Давайте рассмотрим мел под лупой.
- Что вы видите? (мелкие дырочки, травинки, следы и т.д.)
- Теперь давайте посмотрим, как поведет себя мел в воде. Осторожно опустите его в воду.
- Мел тонет? Почему? (Ответы детей)
- Какая была вода? (чистая, прозрачная).
- Что с ней произошло? (помутнела).
- Почему? (в ней растворяется мел).
Мел растворяется потому, что это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Это полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, мидий, и даже кораллы. Это лишний раз доказывает, что здесь очень давно находилось море, а потом вода ушла. Вот мы и живем на бывшем морском дне. И пользуемся дарами, созданными природой.
Мел – это богатство нашего края, полезное ископаемое. Он залегает на разных глубинах. Его можно увидеть на отмелях рек и глубоко под землёй. У нас в Белгороде добывают мел открытым способом.
Воспитатель: Подведём итог наших лабораторных исследований свойств мела (подводится итог).
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы настоящие лаборанты!
- Вам понравилось работать в научной лаборатории?
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети снимают спец.одежду и располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда продолжим.
Воспитатель:
- Ребята, хозяйка Меловой горы приготовила для вас игру «Угадай на ощупь».
(Дети играют в игру)
На экране - хозяйка Меловой горы благодарит детей за активность, хорошее настроение и в подарок детям передает цветные мелки.
А сейчас глазки закрывайте и на миг в природу погружайтесь
Толи это будет речка, то ли луг,
То ли солнце, то ли дуб.
То ли птица, то ли зверь
В сказку ты свою поверь.
А теперь глазки открывайте.
Вы мелки возьмите, и явление природы сотворите.
(Дети рисуют по желанию по три человека на больших дощечках цветными мелками).
Подводится итог рисунков.