Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи.
Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим.
Одно из главных направлений в работе воспитателя - это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.
Углубленно работая над развитием словаря детей старшей группы и формированием грамматического строя речи, мы решаем следующие задачи:
- точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
- замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
- самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.
Исходя из выше перечисленных задач, подобрали игры и упражнения на развитие лексико – грамматических форм.
Большое внимание уделяется развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, стекло, металл, пластмасса), широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий.
Работаем над смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся формировать у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Составляя предложения со словами-синонимами, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:
- дом, солдат, маршал
- конь, собака, лошадь
- веселый, крепкий, прочный
Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству).
В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:
- По вкусу: горчица и мед
- По возрасту: юноша и старик
- По высоте: дерево и цветок и т.д.
В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.
- Слон большой, а комар ...
- Камень тяжелый, а пушинка ...
- Днем светло, а ночью ...
Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).
Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:
- ручка – у человека, у двери, у чемодана
- язычок – у человека, у ботинка
В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:
- дерево, цветок – что делают? (растут)
- Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
- Мяч, яблоко – какие? (круглые)
От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.
Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями.
Работаем над согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Задания постепенно усложняются. Дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».
Учим детей, правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть). При этом обращаем их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять)
Большая работа проводится на словообразование. В образовании новых существительных обращаем внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).
Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов.
В игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует – машинка въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок объясняет свои действия.
Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи включаем в занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным миром, стараемся учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.
Развитие речи ребенка - дошкольника, это ежедневный и кропотливый труд.
При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности мы непременно обращаем внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяем большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогаем найти их.
Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Мы стараемся развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждаем их высказываться об увиденном.
В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций. Например, во время наблюдения за деревьями мы используем такие словарные игры и упражнения:
- «Назови части дерева»;
- «С какого дерева листочек? (С березы), значит это какой лист? (березовый)»;
- «Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона, воробей). Какая ворона? (Большая, любопытная, голодная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду)
- «Назови семью воробья» (Папа - воробей, мама - воробьиха, дети - воробьята и т.д.);
В совместной речевой деятельности закрепляем, расширяем знания, полученные на занятиях через организацию индивидуальной работы, посредством развивающих и дидактических игр, творческих заданий и упражнений.
Придумывание рассказов уже не превращается в пустое фантазирование или перечисление. Дети используют распространенные предложения, с элементами доказательств; описательные прилагательные; различные формы глаголов.
В воспитании и образовании детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи.
Родители осознали, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.
В результате общих усилий детского сада и семьи, воспитателей и специалистов:
- У детей возрос интерес к речевой деятельности; они стали замечать грамматические ошибки в речи сверстников;
- У детей стали закрепляться и совершенствоваться умения производить звуковой анализ слов, понимание и использование в речи термина «предложение»;
- Дети стали любознательны, активны, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности;
- Стремятся к творческому самовыражению.