Интегрированный урок (изобразительное искусство + биология) по теме «Весна. Птицы. Полет»

Разделы: Биология, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)


Цель урока:

  • Показать глубокое эмоциональное воздействие птиц на человека через искусство.
  • Обобщить знания по строению птиц.

Задачи урока:

  • познавательные: создание целостной картины мира, обобщение знаний о внешнем и внутреннем строении птицы, знакомство с пейзажными картинами А.К.Саврасова;
  • воспитательные: воспитание любви к родной природе и бережного к ней отношения;
  • коммуникативные: создание условий для свободного проявления лучших черт ребенка и его творчества.

"Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь." (Саврасов А.К.)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Листы бумаги
  • кисти;
  • краски;
  • сигнальные карточки;
  • экран, проектор;
  • презентация PowerPoint.

Предварительная подготовка:

  • дети готовят пословицы и поговорки;
  • дети находят интересные факты о птицах.

Участники открытого занятия:

  • Ребята – учащиеся 6-х классов МБОУ г.Иркуска СОШ №19
  • Гости занятия: учителя
  • Учителя – организаторы и руководители занятия – Иванова Анна Петровна – учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МБОУ г. Иркутска СОШ №19, Константинова Ольга Васильевна - учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ г. Иркутска СОШ №19.

Планируемые результаты:

  • Метапредметные результаты: формирование художественного кругозора и совершенствование эстетического вкуса, развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через восприятие произведений искусства.
  • Предметные результаты: приобретение опыта работы в различных метапредметных видах творческой деятельности.
  • Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества в деятельности: научить работать в команде и выполнять самостоятельно индивидуальные задания.


п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

приветствие

приветствие

1 мин

2

Объяснение проведения урока

Введение в урок. Практическая часть. Работа красками

Работа красками. Эмоциональное восприятие в цвете весны

4 мин

3

Объяснение проведения урока

Введение в урок биология

Ответы на поставленные вопросы

3 мин

4

Основная часть

Работа над первой частью домашнего задания

Ученики задают вопросы, отвечают, обсуждают, делятся впечатлениями. Анализируют работу

17 мин

5

Основная часть

Знакомство с картинами художника. Выполнение практической части. Рисунок птиц

Выполнение практической второй части. Рисунок птиц

12 мин

6

Итог

Подведение  итогов проведение рефлексии

Обсуждение, участие в рефлексии

3 мин

Ход урока

Слово учителя 1:

Слайд: Человек, проживая в городской среде, теряет частицу соей души без связи с природой. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из прекраснейших мастеров лирического пейзажа.

Слайд: Алексей Кондратьевич Саврасов - живописец, мастер пейзажа (1830, 12 мая, Москва - 26 сентября, 1897, Москва).

Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Незаурядные способности к живописи у Алексея Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи.

Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система.

Слайд:“Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь.” (Саврасов А.К.)

«Ранняя весна половодье 1868»

Слайд: «Ранняя весна половодье 1868»

Слайд:«Весна» Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». Художник называл это душой пейзажа.

Сейчас вам предстоит на листе бумаги красками показать цветом, тоном весну. Вам предстоит подготовить основу для вашей картины «Весна». Какие вы возмете цвета и оттенки?

Учитель демонстрирует  работу у доски. Включается классическая музыка Вивальди «Весна», дети покрывают лист бумаги цветами весны.

Слово учителя 2:

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
(В.А.Жуковский)

В известном стихотворении Василия Жуковского жаворонок является нам певцом весны. Часто в стихах о весне поэты упоминают птиц: жаворонки, скворцы, синицы, дятлы, грачи и даже воробьи являются поэтическими предвестниками весны. Птицы всегда в душе человека находили положительный отклик. Человек всегда мечтал разгадать птичьи секреты: почему птицы могут летать? Многие из секретов птиц нам с вами уже известны. Итак, тонкие вопросы друг другу.

Дети задают простые вопросы: для чего птице цевка, какое значение имеет вилочка, киль, пряжка, какая железа есть на теле птицы, как устроено перо и пух, сколько позвонков в шее? Ответы, обсуждение. Затем переходим к толстым вопросам: почему птицы теплокровны, почему скелет у них прочный и легкий, как ориентируются во время длительных миграций, почему видов птиц так много? Обсуждаем, поправляем ошибки, подводим итоги, делаем выводы, обобщаем.

Слово учителя 2: Ребята! У вас на столах есть листочки для заметок, напишите, пожалуйста, на них фамилии ребят, чьи вопросы и ответы вам больше всех понравились. Птицы  достойны восхищенья, мы с вами, готовясь к уроку, искали удивительные факты из жизни птиц. Итак, время удивлять!

Дети приводят примеры удивительного брачного поведения птиц, примеры дальности перелетов, данные о птицах-звукоподражателях и другие.

Учитель 2: Наблюдая за птицами, человек часто придает им человеческие черты, птицы давно уже стали героями пословиц. Мы специально искали такие. Внимание! Между собой соревнуются знатоки пословиц! Дети по очереди называют пословицы. Несколько примеров:

Всяк кулик свое болото хвалит. Одна ласточка весны не делает. Соловья баснями не кормят. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь. Цыплят по осени считают. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Учитель 2: Ребята, впишите в листок фамилии ребят, чьи интересные факты из жизни птиц и подбор пословиц оказались лучшими.

Слово учителя 1: Велико влияние птиц на человеческую культуру, оно может быть отражено как в музыке, так и в живописи.
Сейчас мы свами познакомимся еще с полотнами Алексея Кондратьевича Саврасова.

Слайд: «Ранняя весна 1880-1890»

Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка.

Слайд: «Сухарева башня 1872»

Слайд: «Грачи прилетели». Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины.

Слайд: В картинах, где присутствуют изображения птиц, чувствуется динамика, ритм.

Что такое ритм?

Сейчас перед вами задача нарисовать птиц на вашей картине.

Воспроизведение музыки. Учитель демонстрирует работу у доски. Включается классическая музыка и пение птиц 10 минут, дети рисуют птиц весны.

Подведение итога урока: Дети делятся на две группы и выходят по очереди с выполненными работами. Анализируют.

Учитель 2 зачитывает фамилии и имена ребят отмеченных ребятами, чьи интересные факты из жизни птиц и подбор пословиц оказались лучшими.

Рефлексия.

Работа с сигнальными карточками.

  • Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  • Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Белая карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.