Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- Игровой (введение персонажа Незнайки).
- Наглядный (презентация «Детям о воде-вода в природе»).
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, стихотворения, чтение сказки).
Предварительная работа:
- Чтение сказки познавательного характера.
- Опыты с водой.
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?».
Материала и оборудование:
- Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, виноград, минеральная вода, яйца, листы бумаги, кисточки, пиалы, большие миски с водой, зеленка, маленькие тяжелые и легкие игрушки, раствор валерианы, клеёнки.
- Компьютер (для показа презентации)
- Персонаж Незнайка.
Развитие:
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель /далее В./(с Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
В.: сейчас Ваня и Василиса расскажут нам стихотворение о воде
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резко лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой останется навеки
Студеная и вкусная вода.
В.: Ну а сейчас, ребята, я хочу прочитать вам сказку о воде.
Сказка о круговороте воды в природе
Надежда Болтачева
Жили-были в грязной луже
Капли дождевой воды.
Не было жилища хуже,
А вокруг росли цветы,
В синем небе проплывали
Облака над головой.
С грустью капельки вздыхали:
«Эх, туда бы нам с тобой!
Вот бы в небо всем подняться!»
В полдень началась жара.
Лужа стала испаряться.
«К солнцу мы летим, ура!» -
Дружно капли закричали,
Превращаясь в легкий пар.
В небе целый день летали
Как большой воздушный шар.
Стали капли облаками.
«Наконец сбылась мечта!»
Проплывали над холмами.
«Ах, какая красота!
Глянь, от лужи то осталось
Только мокрое пятно».
А тем временем смеркалось,
Солнце спряталось давно.
Ух, и холодно под вечер!
Капельки бросало в дрожь.
Налетел внезапно ветер,
И на землю хлынул дождь.
«Вот опять мы в лужу сели, -
Капли падали смеясь, -
Оглянуться не успели,
Снова слякоть, дождь и грязь».
Подморозило под утро.
Лужа превратилась в лед.
Каплям в ней тепло, уютно,
Но лишь солнышко взойдет,
Очень быстро лед растает,
Лужа превратится в пар.
Пар по небу полетает
Как большой воздушный шар,
И назад, к плохой погоде.
Дождь на землю упадет.
Вот такой, друзья, в природе
У воды круговорот.
В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Незнайка, ты запомнил это? (ответ Незнайки) Ребята, а вы запомнили это? (ответ детей)
Опыт № 1. «Вода – это жидкость»
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В.: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В.: Я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 3. «Вода на вкус»
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Я вам положу в стаканчик вещество, а вы размешайте и теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4. «Вода не имеет запаха»
В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы).
Опыт № 5. «Чем пахнет вода?»
Я добавляю в стакан воды раствор валерианы. Есть запах.
Вывод: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.
В.: Ребята, ну а теперь давайте с вами немножечко отдохнем и проведем физические минутки.
Физ. Минутки: «Вышел Мишка из берлоги»
Опыт № 6. «Тонет, не тонет»
В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: вода выталкивает более легкие предметы.
Опыт № 7. «Подводная лодка из яйца»
В стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает, а в пресной нет.
Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Опыт № 8. «Подводная лодка из винограда»
Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинки, она опускается на дно, на нее садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает.
Вывод: пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать.
Опыт № 9. «Можно ли склеить бумагу»
Берем 2 листа бумаги, двигаем их один в одну, другой в другую сторону. Смачиваем лист водой, слегка прижимаем и пробуем сдвинуть листы – они не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим свойством.
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята подойти к моему столу и посмотреть презентацию о воде и ее обитателях. Незнайка, и ты проходи вместе с нами.
Показ слайдов.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В.: А я еще раз повторю, а ты слушай и запоминай:
- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Незнайка: Ну. Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
В.: А сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение о воде.
Какая бывает вода?
Где же в природе вода?
В инее на проводах,
В сизом тумане,
В ручье на поляне,
В брызгах фонтана,
В струйке из крана,
В соке берёзы,
В студёном морозе,
В бушующем море,
В ветрах на просторе,
В дожде серебристом,
В льдинках искристых,
В рудах металлов,
В других минералах,
В горах, на равнинах
И в самых низинах,
На Марсе, Венере,
В земной атмосфере,
В сосульках на крыше
И в каждом, кто дышит,
В росе на траве,
В тебе и во мне.
Г.Маршанова
В.: Дети, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать и нужно беречь воду.
Дети прощаются с Незнайкой.