План:
- Введение – о выборе темы исследовательской работы.
- Психолого-педагогическая поддержка школьника в период подготовки и участия в конкурсе исследовательских работ
- Учет индивидуальных особенностей школьника при выборе его на исследовательскую работу
- Приемы психологической поддержки школьника в период подготовки и участия в конкурсе исследовательских работ
- Особенности руководства школьником во время проведения исследования
- Методика исследовательского эксперимента.
- Подготовка компьютерной презентации для защиты конкурсной исследовательской работы
- Подготовка текста выступления школьника на защите конкурсной исследовательской работы
- Особенности планирования, организации и проведения репетиций выступления на защите конкурсной исследовательской работы
- Цели и задачи репетиций выступления школьника на защите конкурсной исследовательской работы
- Приемы повышения эффективности выступления школьника на защите конкурсной исследовательской работ
- Учет особенностей конкурсов исследовательских работ при подготовке выступления на защите
- Заключение – о выполнении целей и задач исследовательской работы
Введение – о выборе темы исследовательской работы
В учебнике и задачниках по физике описаны опыты, но для некоторых из них нет ни фотографий или рисунков, на которых можно было бы понять, как этот опыт был проведён. Кроме того, есть очень интересные задачи, но ученикам нужно вначале увидеть своими глазами, потом они смогут объяснить наблюдаемое явление. Поэтому возникла мысль, просмотреть все учебные пособия для 7 класса, провести эти опыты, записать их на видео или сфотографировать, а потом по мере изучения материала вставить в презентации уроков. Появилась идея организовать исследовательскую работу и для этого нужно было выбрать ученика, способного выполнить эту работу по психологическим данным.
Психолого-педагогическая поддержка школьника в период подготовки и участия в конкурсе исследовательских работ
Рыков Николай – ученик 7 класса интересуется техникой, всем окружающим миром, хорошо владеет компьютером, имеет «умелые руки», но в учёбе ленив, по математике - итоговая оценка – стабильная «3». Амбициозен и при любом удобном случае пытается продемонстрировать своё превосходство. На школьной олимпиаде набрал 37 баллов из 50 и занял II место среди школьников города. На городской олимпиаде, конечно, ему не хватило знаний и набрав 10 баллов из 40 занял II место (не призовое) среди школьников города.
Николай по особенности темперамента больше флегматик. У него достаточно устойчивое настроение и мотивация, хорошая работоспособность. Но переключение внимания несколько замедленно, поведение может быть недостаточно гибким.
Поэтому темп работы должен быть максимально размеренным и стабильным, ему нужно дать время освоиться в новой ситуации, подумать. Для него будет крайне плохо, если при жеребьёвке порядка выступлений ему выпадет №1 – он не успеет адаптироваться, и плохо будет если он окажется в последних выступающих – он просто устанет дожидаться своей очереди, тем более, что, имея пытливый ум, он будет с интересом слушать всех выступающих и охладеет к своей работе. Именно с флегматиком лучше заранее проработать все варианты выступления на случай различных внеплановых ситуаций, поскольку способность к импровизации у него снижена и в нестандартной ситуации он может просто растеряться.
Кроме того, у Николая, как у всех флегматиков монотонная речь и во время подготовки к выступлению нужно будет уделить особое внимание работе над эмоциональным окрашиванием речи, так как это, как правило, дается ему с трудом. Активное взаимодействие с аудиторией также не является сильной стороной флегматика, в ряде случаев он может даже проявлять безразличие к окружающим, поэтому важно учить его устанавливать и поддерживать контакт со слушателями, развивать чувство аудитории. Для удержания внимания аудитории большую роль сыграет презентация. Поэтому нужно выполнить презентацию максимально красочно и как-то компенсировать монотонность речи.
Учитывая в работе стойкость убеждений флегматика и его форм поведения, пришлось развивать у него гибкость в общении с людьми и способность приспосабливаться к обстоятельствам.
Учитывая его амбициозность, было понятно, что он нуждается в более частом поощрении, подчеркивании их достижений. Поэтому во время уроков, при удобном случае, я рассказывала о его работе, показывала слайды из создаваемой презентации и сами ученики интересовались, приходили после уроков заглянуть в кабинет: «А что там делает Коля?!..»
При работе с ним нужно было учесть, что возможно достижение более низкого результата по сравнению с ожидаемым. Он мог пережить в случае неудачи на конкурсе сильный стресс, так как его высокая самооценка оказалась бы под угрозой.
Нужно было готовить его к тому, что ощущение неудачи - субъективно, а на самом деле достигнутый результат может быть достаточно высоким.
Поэтому сначала ставилась другая задача: провести опыты и оформить результаты так, что потом многие годы учитель будет показывать презентацию на уроках и называть автора. Затем по мере подготовки ставились задачи получить опыт участия в конкурсе, отработать процесс выступления с научным докладом, получить квалифицированную экспертную оценку работы, чтобы наметить дальнейшие перспективы исследования, освоить различные формы выступления, познакомиться с работами других участников и проанализировать основные тенденции в исследовательской работе и т.д. Поэтому победа в конкурсе – это задача оказалась не главной, она стояла в общем ряду задач, и успешное решение большинства из них должно создать общее положительное впечатление от участия в конкурсе.
В нашем случае основная поддержка оказалась после конкурса, мы не заняли призового места, но всем было ясно, что наша работа – лучшая среди работ по физике и это Николая успокоило, тем более, что присутствовавшие учителя физики подходили к нему после конференции и поздравляли с отличной работой, а меня просили показать её на заседании методического объединения.
Особенности руководства школьником во время проведения исследования
Сразу мы определились, что опыты проводим вместе, анализируем, объясняем, я фотографирую, снимаю видео, потом Николай переносит записи в компьютер и дома обрабатывает, оформляет в презентацию и во время следующего занятия снова анализируем, если нужно изменяем условия, проводим эксперимент снова. Опыты из учебника и задачников я выбирала сама. Мы вместе думали: какое оборудование подобрать, где его взять, какие использовать дополнительные приспособления. (Приложение 1)
Самые первые опыты из темы: строение вещества мы проводили после того, как материал был изучен:
Опыт №1 «Наблюдение диффузии в твёрдых телах».
Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская: Рабочая тетрадь. стр.7 Экспериментальное задание.
Проведите наблюдение диффузии в твёрдых телах. Возьмите небольшую стеклянную пластинку. Положите несколько кристалликов марганцовки. Зажгите свечку и аккуратно покройте кристаллы расплавленным парафином. Ежедневно рассматривайте пластину. Через сколько дней стало заметно изменение цвета парафина вблизи кристаллов.
Мы на линейку высыпали две кучки марганцовки, залили одну воском, а другую парафином, и оставили так в закрытом месте. Сначала, наблюдения производились каждый день, но изменений не было. Позже было решено наблюдать за диффузией раз в неделю. Никаких результатов нет и через полгода.
Опыт №2 «Наблюдение диффузии и свойств поверхностного слоя в воде»
Учебник 7 класс Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. Задание 1 стр. 18 № 3.
Возьмите стакан, наполненный до краёв водой, и аккуратно всыпьте в него чайную ложку соли. Будет ли вода выливаться через край? Почему?
А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник вопросов и задач 7 класс. № 41.
В полный стакан чая медленно добавляйте сахарный песок, примерно 1 чайную ложку. Перельётся ли чай через край стакана, Что доказывает этот опыт?
После того как в стакан, наполненный до крав водой всыпали одну полную чайную ложку соли, не перемешивая, дождались полного растворения её увидели, что уровень воды в стакане практически не изменился.
После того, как в стакан высыпали две ложки соли, над краями стакана образовался настоящий мениск – от вытекания воду удерживает поверхностное натяжение.
Вода начала выливаться только после 4-й ложки соли. Вода в стакане была прозрачная, когда в неё всыпали 4 чайных ложки соли, получился насыщенный раствор соли – это видно и по её цвету.
Этот опыт можно провести на уроке – он большого времени не займёт, но прекрасно иллюстрирует диффузию соли или сахара в воде. Лучше опыт проходит с солью мелкого помола, чем с сахаром – он растворяется медленнее. Сыпать соль нужно медленно, чтобы уже по ходу своего движения она растворялась и происходила диффузия. Конечно можно уже в 7-м классе обратить внимание и нам мениск и на свойство поверхностного слоя воды.
Опыт №3 «Оценить размер молекулы».
А.Е.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский Сборник вопросов и задач 7 класс № 38.
Поместите на поверхность каплю маслянистой жидкости. Пронаблюдайте. Что происходит с каплей. Может ли капля беспредельно растекаться по поверхности жидкости? Может ли толщина такой плёнки стать как угодно малой? Позволяет ли опыт оценить размеры отдельной молекулы? Какие данные для этого необходимы?
Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин, стр. 24: «Капля масла, например, может растекаться по воде слоем толщиной всего в 0,000002м (или 2 ·10-6 м)»
Читая это задание, всегда интересовал вопрос: а можно ли увидеть такую тонкую масляную плёнку на воде?
Оказывается, её прекрасно видно и что очень интересно, что она достаточно быстро увеличивается в размере и расширяется, сохраняя форму правильного круга. Мы наблюдали и при естественном, и при искусственном освещении, и в полутьме. Каждый раз делали фотографии и плёнку видно чётко. Она сохраняет форму круга до тех пор, пока не начинает разрываться. Разрывы вначале появляются по периметру, потом и внутри, и в конце она больше похожа на кружево. Замечательно, что разрывы появляются вначале тоже совершенно правильными кругами. И на этом опыте тоже можно указать на особые свойства поверхностного слоя жидкости. На фото, сделанных при освещении, очень хорошо видна картина «Цвета тонких плёнок» и чередование цветов было правильным, т.е. толщина плёнки изменялась равномерно. На это тоже можно обратить внимание учеников, а в 11 классе включить эти фото в презентацию и показать на уроках по интерференции света.
Взяли на кухне большой чёрный противень налили в него воды небольшим слоем и капнули капельку масла. В воде отразился потолок, и совершенно случайно, в центре получилось изображение датчика противопожарной сигнализации. Мы его использовали, как точку отсчёта и это дало нам возможность увидеть масляное пятно в форме правильного круга. Лучше фото получилось в кабинете при выключенном свете и в воде отразились светильники с выключенными лампами, но и при освещении тоже всё хорошо видно. В приложении (Приложение 2) – в отдельной презентации: «Масляная плёнка» вставлены почти все фото из этого опыта. В этой презентации фотографии без всякой корректировки и сама презентация без всякой анимации.
Второе, над чем мы задумались: как определить массу одной капельки. На весах уравновесили бумажные салфетки. На одну чашку положили гирьку 1 г, на вторую стали капать капельки их получилось 41. Таким образом, масса одной капельки 1/41г. Зная плотность масла можно определить объём одной капельки:
кг: 900 = 2.71 * 10-8 м3
Радиус максимального сплошного пятна ≈ 7см = 7* 10-2 м; Площадь круга = πR2= 1, 54 * 10-2 м2
Толщина плёнки ≈ 1,8 * 10-6 м – соответствует значению данному в учебнике.
Все остальные опыты проводили до того, как в классе изучали эти темы: атмосферное давление, давление жидкостей на дно и стенки сосудов, плавание тел. При постановке этих опытов я не торопилась объяснять сущность явления, давала ему возможность самому разобраться, ведь про атмосферное давление ученики знают из географии, о давлении жидкости – из жизни, техники; о плавании тел – из собственного опыта. Помогала ему наводящими вопросами, фактически это было опережающее обучение, но Николай с этим справился.
Опыт №4 «Перетекающая вода»
А.Е. Марон, Е.А. Марон, С В. Позойский. Сборник вопросов и задач.
Задача № 397. а) Почему и при каких условиях переливается жидкость по трубке в нижний сосуд. Где на практике применяют такое приспособление? Будет ли переливаться жидкость по трубке, если закрыть герметически верхний сосуд, нижний сосуд? Почему?
Задача № 398. Как с помощью шланга с резиновой грушей перелить бензин из бочки в ведро? Какое влияние при этом оказывает атмосферное давление?
Задача № 418. Как вылить воду из бутылки, не наклоняя её?
Задача № 419. Как при помощи резиновой трубки можно слить сливки с молока (или молоко из под сливок), не опрокидывая посуду с молоком.
Налить в два стакана воды: в один больше в другой меньше. Поставить стакан с большим количеством воды выше другого.
Просто так вода по трубочке не пойдёт, потому что её внутреннее пространство заполнено воздухом. Следовательно, воздух из трубочки нужно «выкачать» и тогда вода пойдёт туда, где давление меньше, т.е. в трубочку, а из трубочки под действием силы тяжести потечёт в нижний стакан.
Вставить один конец трубки в стакан, стоящий выше. «Выкачать» воздух из трубки и быстро вставить второй конец в воду нижнего стакана. В нижнем стакане должно быть небольшое количество воды иначе опыт не удастся или нужно следить, чтобы вся трубка была наполнена водой и нижний конец её находился бы обязательно ниже уровня воды в верхнем стакане. Этот опыт очень хорошо пройдёт на уроке, если заранее подготовить ученика. Походу опыта менять ситуацию и задавать вопросы из задач.
Опыт №5 «Летающий лист».
А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник вопросов и задач.
Задача № 421. Лист бумаги накройте книгой и рывком поднимите её. Почему за книгой поднимается и лист.
Бумажный лист размерами чуть меньше книги, положить на ровную поверхность стола и как можно сильнее прижать его книгой. Книгу резко поднять вверх и лист полетит за книгой.
Этот опыт можно провести на уроке, заранее подготовив одного ученика и потом все желающие быстро его повторят и постараются его объяснить.
Опыт №6 «Приклеенный лист».
Чтобы убедиться, что в опыте №5 лист полетел за книгой не из-за статического электричества, мы его наэлектризовали (наэлектризовать очень просто: потереть лист о книгу или о стол) и убедились, что в этом случае лист ведёт себя совершенно иначе: он действительно как - будто приклеился к книге и не падает.
Опыт №7 «Сломать линейку»
А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник вопросов и задач.
Задача № 421. Положите на стол линейку длиной 50–70 см так, чтобы её конец свешивался. На линейку положите полностью развёрнутую газету. При резком ударе по концу линейки молотком линейка ломается, причём противоположный конец с газетой почти не поднимается. Как объяснить наблюдаемое явление?
Для опыта приготовили 3 брусочка, длиной 70 см, шириной 20 мм и толщиной: 5, 10 и 15 мм. Провели опыт по описанию в задаче, в результате все 3 брусочка с первой попытки сломались.
Опыт № 8 «Давление жидкости на дно сосуда»
А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник вопросов и задач.
Задача № 493. Два одинаковых стакана наполненные до краёв водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из сосудов перетянет, если их поставить на весы. Результат проверьте опытным путём.
Деревянный брусок плавает в воде, значит, его вес уравновешен выталкивающей (архимедовой) силой. Действие его на воду компенсировано. А уровень воды в обоих стаканах одинаков, поэтому давление воды на дно одинаково и весы находятся в равновесии.
Опыт № 9 «Давление жидкости на дно сосуда»
В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник олимпиадных задач по физике
На весах уравновешены два стакана с водой. Нарушится ли равновесие, если в один из них опустить палец?
Равновесие нарушится. Стакан, в который опущен палец, перевесит, потому что уровень воды в нём повысился, и давление на дно стакана стало больше.
Опыт № 10 «Картезианский водолаз»
А.В. Перышкин. Учебник 7 класс стр. 155 Задание: Изготовьте такой прибор и проделайте с ним опыты. Фигурку замените небольшим поплавком, а сосуд закройте резиновой плёнкой.
А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник вопросов и задач.
Задача № 495. Мы сделали прибор как в Интернете: Мягкая пластиковая бутылка заполнена водой и медицинская пипетка, почти полностью заполнена водой, так, что она плавает у поверхности полностью погруженная в воду.
При надавливании на стенки бутылки, давление в ней увеличивается и передаётся по всем направлениям, и вода поступает в пипетку, увеличивая её вес, и пипетка тонет. Перестаём оказывать давление на бутылку, вода из пипетки вытекает, и пипетка всплывает.
Презентацию полностью готовил сам Николай, но мы вместе её корректировали в соответствии с общими требованиями.
Например, при выборе дизайна: он выбрал такой дизайн. Это не хорошо, когда слайд перечёркнут линиями, но я не смогла его переубедить, настаивать не стала, договорились только сменить цветовую гамму на более спокойную, не контрастную.
В подготовке компьютерной презентации есть два аспекта ‒ содержательный и оформительский.
С точки зрения содержания презентация не должна полностью дублировать текст выступления. На слайдах лучше размещать минимум текста ‒ основные формулировки, краткие тезисы, выводы и т.п. Основной объем должны заполнять материалы в графической форме. Поэтому в нашей презентации – только название опыта и название учебного пособия, откуда этот опыт взят и только тот материал, который не воспринимается устно.
Мы следили за тем, чтобы было единство стиля и лаконичность дизайна во всей презентации.
Учитывали и старались не допускать следующие типичные ошибки в оформлении презентаций: много мелкого текста, много анимации, неудачное соотношение цвета фона и текста, мелкие рисунки с большим количеством мелких деталей, отсутствие названий…
Подготовка текста выступления школьника на защите конкурсной исследовательской работы – была у нас завершающим этапом в работе. Опыты мы проводили и объясняли их простым «бытовым языком», чтобы Николай просто понял сущность явления. Не все темы были к тому времени изучены и когда все опыты проведены и презентация готова, то в соответствии с ней готовили текст. Теперь наши роли поменялись: за компьютером работала я, снова обсуждали, при этом Николай листал учебник, снова и снова изучал тот или иной вопрос и объяснение опытов давалось уже строго научным языком, в соответствии с требованиями: научный доклад пишется в академическом стиле, с использованием научной терминологии. Такой стиль характеризуется строгостью, последовательностью, логичностью и ясностью изложения. Нужно также учитывать, что школьники не только докладывают об исследовании, но и участвуют в конкурсе, поэтому при подготовке выступления можно использовать некоторые нехарактерные для научного доклада приемы привлечения внимания и убеждения слушателей. А для этого лучше всего составить подробный план и во время выступления рассказывать (именно рассказывать) о своей работе, свободно общаясь с аудиторией.
Особенности планирования, организации и проведения репетиций выступления на защите конкурсной исследовательской работы
«Конец ‒ делу венец» ‒ гласит русская пословица, и ее в полной мере можно отнести к выступлению школьника на защите конкурсной исследовательской работы. Качественное выступление может стать достойным завершением исследования, украсить защиту и доставить удовольствие как слушателям, так и самому автору. Успешная защита даст школьнику ощущение завершенности работы, повысит удовлетворенность выполненным исследованием, а полученный положительный опыт послужит стимулом к продолжению исследовательской деятельности и саморазвитию.
Готовясь к защите, школьник учится подводить итоги исследования, грамотно и наглядно оформлять результаты, излагать основные положения своей работы в логической последовательности, доносить свои идеи до аудитории. Такая работа необходима, даже если она проводится только в рамках школы и не предполагает участие в конкурсе. Если же речь идет о представлении работы на более высоком уровне, то готовиться к выступлению необходимо особенно тщательно, поскольку итог участия школьника в конкурсе исследовательских работ во многом зависит от качества выступления на защите.
Для подготовки качественного выступления и обеспечения успеха школьника на конкурсе необходимы репетиции. На репетициях можно ставить и решать различные задачи: повышение уровня ораторского мастерства школьника, формирование навыков публичного выступления, повышение уверенности школьника в себе, развитие способности к самоанализу и т.п. Каждую из подобных задач можно разбить на ряд более узконаправленных задач, которые удобно использовать при проведении репетиций. Например:
- провести хронометраж выступления,
- выявить недочеты в тексте,
- проверить соответствие слайдов презентации тексту выступления,
- отработать приемы невербальной коммуникации (жесты, позы, мимика), скорректировать избыточную жестикуляцию,
- расставить интонационные акценты и отработать интонирование речи;
- освоить приемы привлечения внимания аудитории;
- отточить умение отвечать на вопросы и т.д.
Количество репетиций зависит от индивидуальных особенностей школьника, мы провели всего 3 репетиции, в соответствии с индивидуальными особенностями Николая. Этого конечно недостаточно. Хотелось бы, чтобы школьник максимально говорил не по бумаге, а текст выступления имел перед глазами, как шпаргалку. Этого добиться очень трудно, репетиций нужно проводить много, но подросткам очень не нравится такая, рутинная, однообразная работа. И здесь надо искать мотивации.
Первые репетиции можно провести один на один с учеником, они позволят выявить недочеты, доработать текст и демонстрационные материалы. Но важно, как можно скорее «выходить на публику», поэтому, как только основные доработки будут закончены, можно привлекать слушателей. Хорошо вступить в сговор с родителями, они могут устроить дома прослушивание выступления своего ребёнка и повлиять на него. Чем шире будет аудитория, тем больший опыт получит ученик. Мы организовали выступление Николаю вначале в своём классе - он получил отличную, благодарную аудиторию. Потом организовали выступление в старшем классе и вот здесь докладчик смутился и сам понял, что не готов выйти на незнакомую аудиторию и согласился, что репетиции ещё нужны.
Нет ничего эффективнее репетиций в условиях, максимально приближенных к реальным условиям конкурса. Поэтому очень важно организовывать школьные конференции и проводить их по тем же правилам, как и городские. На нашей школьной конференции мы заняли первое место и получили рекомендацию на городскую. После каждого выступления нужно обязательно с глазу на глаз проанализировать, определить, что ещё требует доработки и снова – репетиции.
К подготовке выступления в полной мере применим один из законов диалектики: количество репетиций переходит в качество выступлений. Но важно помнить о таком негативном явлении, как эмоциональное выгорание. Подводить детей к выступлению на соревнованиях на «пике формы», пока они еще не перегорели, хорошо умеют спортивные тренеры. Так же и к конкурсу исследовательских работ ученику важно подойти с высокой мотивацией. Если вы чувствуете, что школьник выгорает, сделайте паузу в подготовке. Небольшой перерыв не только не повредит делу, но даже может улучшить результат, так как переключение помогает нашему мозгу оставаться в активном состоянии. После небольшого отдыха школьник вернется к подготовке с новыми силами.
Цель подготовки к защите ‒ в первую очередь качественное представление результатов исследования. Однако и саму подготовку выступления имеет смысл рассматривать как особый, самоценный этап, не менее важный, чем само исследование. Ресурс развития, который можно реализовать на данном этапе, многогранен. Школьники развивают и совершенствуют разнообразные компетенции и личностные качества, которые помогут им достичь успеха не только на конкурсе, но и в дальнейшей жизни.
Добавим к этому повышение самооценки и уверенности в себе, расширение социальных связей в процессе участия в конкурсах, дополнительные возможности для самоопределения, которые возникают во время погружения в исследовательскую тему, и мы окончательно убедимся, что во время подготовки к выступлению на защите исследовательской работы школьники получают уникальные возможности для личностного роста.
Воспользоваться этими возможностями школьник сможет в полной мере, если подготовка выступления начнется заблаговременно и будет рационально организована.
В то же время достижения в некоторых конкурсах дают школьникам определенные преимущества при поступлении в вузы. И в дальнейшей жизни молодым людям еще не раз придется участвовать в различных конкурсах и отборах, результаты которых могут иметь для них принципиальное значение. Поэтому надо стремиться к формированию у школьников компетенций и личностных качеств, позволяющих успешно выступать на конкурсах. При этом важно соблюдать баланс, ставя во главу угла научные интересы и стремление к познанию и развитию, а не победу как самоцель». [3]
Учет особенностей конкурсов исследовательских работ при подготовке выступления на защите
«Прежде чем приступать к подготовке выступления, необходимо выяснить, какие требования предъявляют к нему организаторы конкурса. Желательно также заранее выяснить, в каких условиях будут выступать участники. На этом этапе закладывается основа для успешного выступления, что помогает избежать на конкурсе неловких ситуаций, а порой и разочарования. Представим, что школьник подготовил блестящий доклад на 20 минут, а на конкурсе выяснилось, что на выступление отводится только 5 минут. Или для иллюстрации выступления подготовлен интересный видеоролик, а на конкурсе нет в наличии необходимой техники для его демонстрации. В итоге ‒ растерянность, скомканное выступление, обида, которых могло бы не быть, если бы условия выступления были известны заранее» [3]. У нас случилось наоборот: в условиях городской конференции было указано ограничение по времени для выступления – жёсткий регламент, а на деле организаторы конференции не ограничивали выступающих, все дети говорили столько времени, сколько им нужно, а Николай говорил строго по регламенту и его выступление по сравнению с другими было сжатым, более конкретным, без подробностей и, к сожалению, мало эмоциональным. Это сыграло свою роль в оценке всей нашей работы.
Изучение конкурсных требований является также элементом общей культуры участия в конкурсах, которую надо прививать детям. В дальнейшем они не раз окажутся в условиях конкуренции с другими людьми ‒ и во время обучения, и при устройстве на работу и т.п. Умение выявить требования, которым надо соответствовать, и следовать им поможет школьникам достигать поставленных целей.
Лучше подготовить несколько вариантов выступлений ‒ краткий и развернутый, с презентацией и без нее и т.п. Для обычного доклада время краткого выступления ‒ от 5 до 7 минут, развернутого ‒ от 10 до 15 минут. Имея два варианта, школьник будет чувствовать себя спокойнее и сможет сориентироваться, выбрав наиболее подходящий непосредственно на конкурсе, в зависимости от общего количества участников и очередности выступлений. При выступлении в числе первых участников можно выбрать развернутый вариант доклада. Последние докладчики часто бывают ограничены во времени, и тут может пригодиться краткий вариант выступления. Наличие нескольких планов действий снижает тревожность, развивает у детей гибкость в достижении целей, повышает готовность и способность к импровизации. Обеспечить соблюдение регламента поможет выполнение следующих простых приемов: постоянный хронометраж выступления во время репетиций и подготовка текста с запасом около 30 секунд. Запас времени важен, так как практика показывает, что выступление на конкурсе всегда длится немного дольше, чем на репетициях, даже при очень хорошей подготовке. Возможно, это связано с тем, что в условиях конкурса школьнику требуется время, чтобы сориентироваться в обстановке и привыкнуть к аудитории.
Заключение – о выполнении целей и задач исследовательской работы
Исследование в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
«Сущность исследовательского метода обучения определяется как путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Исследовательскую деятельность нужно рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности и совершенно очевидны высокие развивающие возможности исследовательской деятельности в работе с учащимися, связанные со стимулированием их интереса, развитием познавательных навыков и мышления, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Оценивая личностно развивающий потенциал исследования, следует подчеркнуть, что исследовательская деятельность учащихся достаточно актуальны для инновационной образовательной практики». [1]
Использованная литература
- Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании. Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика». [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы. МИОО, 2005 г. 176 с.
- Дмитриева С.В. Курс лекций: «Исследовательская деятельность школьников: подготовка к защите конкурсной работы» https://курсы.1сентября.рф
- Лементуева Л. Публичное выступление. Теория и практика. М.: Инфра-инженерия, 2016. 128 с.