«Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели сады у нас,
Улетают птицы.
Вы идете в первый раз
В первый класс учиться».
/З.Александрова*/
______________
* https://7gy.ru/scenarii/vypusknoj-ds/540-stihi-pro-shkolu-dlja-buduwih-pervoklassnikov.html
Я начала наш разговор со слов З.Александровой не случайно. Настаёт волнующий момент как для детей, так и для взрослых. В большей степени, на мой взгляд, волнуются родители. Даже, несмотря на то, что у многих уже были первоклассники. Всё меняется: жизнь, учебная программа, окружение, предметы быта, дети, да и мы сами. Порой мы со своими родными детьми не знаем, как поладить. Очень часто возникают вопросы «Что делать? Как быть? Как помочь ребенку?». Проблем огромное количество. На сегодняшней встрече мы будем говорить о том, что мешает ученикам, родителям, учителям; выясним, какие приемы, методы помогут нам справиться в той или иной ситуации.
Для начала очень важно усвоить то, что успех в учебе зависит от взаимоотношений между учениками и учителем, родителями и учителем, учениками и родителями. Действия семьи и школы должны быть направлены на достижение единых целей. Характеры воспитания в семье и школе не должны противопоставляться друг другу.
Начало обучения в школе - серьёзный экзамен для всей семьи ребенка, проверка всех привычек, отношений, распорядка жизни. С первого урока уже можно сделать выводы о том, что умеет ребенок. У многих уже наблюдается интерес, кто-то ловит каждое движение учителя, у кого-то в глазах уже бьётся мысль. Но бывает так, что кому-то трудно просидеть на месте, хочется задеть соседа по парте, найти, чем бы развлечься. Такие дети не привыкли к самостоятельным занятиям, в семье их постоянно развлекали, и они оказываются неподготовленными к самому основному на уроке - слушать учителя.
А понимает ли ребёнок с первого раза, когда к нему обращаются спокойным, тихим голосом? Если ребенок привык к крику, он, как правило, на тихий голос не реагирует.
Обучение в школе требует четкого соблюдения режима дня. С началом учёбы предстоит привыкать к новым режимным моментам. И успех так же зависит от того, насколько ребенок был к этому приучен. Считают, что нарушение режима дня сказывается на потере уверенности.
Современные дети, начинающие обучаться в школе, по мнению педагогов, имеют много проблем в социальном развитии. Джордж Сантаяна говорил, что ребёнок, получивший образование только в учебном учреждении - необразованный ребенок*. Как показывает педагогическая практика, детей приходится учить ловить мячи, многие ребята имеют яркие нарушения в поведении. В современном мире, практически, отсутствует дворовая субкультура. Очень редко сейчас можно увидеть во дворе ребят, которые играют в массовые игры вместе со взрослыми, совместно занимаются какой-либо деятельностью. Раньше во дворе учились играть, развивали таким образом сами себя и социально, и физически. Чтобы избежать проблем с социально-волевой сферой, дети должны больше двигаться, играть с предметами.
______________
Говоря о том, что может помочь сделать процесс обучения и воспитания благоприятным, хочется, в первую очередь, обратить внимание на обстановку в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» - говорил Себастьян Брант*. Важно, чтобы ребенка в семье любили, заботились о нём. Из-за отсутствия всего этого у детей возникают эмоциональные стрессы, чувство неуверенности. Дети начинают злиться на учителя, на себя, на весь мир. Психологи отмечают, что домашняя ситуация проецируется на окружающих.
______________
* https://www.b17.ru/blog/o_roli_roditelya_v_vospitanii_detey/
Немалую роль в развитии интеллекта играет питание. Что едят дети, серьезным образом влияет на их поведение и способность воспринимать знания. Пища может вызывать стресс (Роберт Арнот «Биология успеха»). Нейропсихологи обращают внимание, что при недостатке питания замедляется работа познавательных процессов. В случае недостаточного поступления кислорода в мозг возникают неврозы, нервные тики, заикание.
Обучение и воспитание должны быть осмысленными для всех: ученика, родителя, учителя. Некоторые дети не понимают, для чего нужно учиться говорить, когда они получают то, что хотят и без этого. Важно создавать смыслообразующие ситуации для ребенка. Вспомните, когда Вам очень захотелось что-то сделать. Что Вами двигало в тот момент? Необходимо создавать ребенку ситуацию, которая заставляет совершать какие-либо действия, направленные на достижение новых знаний, умений и навыков.
Любое воспитательное и обучающее воздействие должно быть внутренне логичным и последовательным. Все действия должны быть сознательно регулируемыми. Например, при подготовке домашних заданий мама хочет помочь сыну. Она села рядом с ним, пытается помочь, но вид у неё усталый, выражение лица строгое. Мама нервничает. Желание помочь внешне совершенно отсутствует. От такой помощи мало пользы.
«Что контролируешь, то и получаешь», гласит один из законов нейропедагогики. О чём мы спрашиваем ребенка, когда встречаем из детского сада или школы? Наши вопросы сводятся к тому, что мы контролируем питание, эмоциональное отношение. А про то, что ведёт к духовному росту, развитию познавательных способностей мы, порой, забываем спросить. А это как раз очень нужный момент. Важно обратить внимание на малейшее изменение ребенка в лучшую сторону, на маленький шажок в усвоении знаний.
Мы - взрослые, уже пережили все трудности своей школьной жизни. О школе у нас остались только воспоминания. Ученику, только поступающему в школу, предстоит пройти долгий путь. И наша задача заключается в том, чтобы этот путь он прошёл, испытывая как можно меньше трудностей и разочарований. Надо любить детей, заботиться и помогать им. Из любой самой трудной ситуации всегда можно найти выход. Любая проблема решаема.
Использованная литература.
- М. Гариен «Мальчики и девочки учатся по-разному».
- Детский клуб Н. Буракова http://nburakov.ru/
- А.В. Цветков «Нейропедагогика для учителей. Как обучать по законам работы мозга». - М: «Спорт и культура-2000».