Урок-игра "Навстречу профессиям будущего"

Разделы: Технология, Школьная психологическая служба

Класс: 9

Ключевые слова: профессии, атлас новых профессий, специальность


Цели:

обучающие:

  • расширить кругозор учащихся о современных профессиях, их представителях и проявлениях профессий;
    предоставить учащимся практическим путем, в игровой форме, возможность ознакомиться с профессиями будущего;
    активизировать внутреннюю мотивацию профессионального самоопределения каждого учащегося;
    развивать  у учащихся познавательно-исследовательскуюкомпетентность в мире профессий в игровой форме; умение решать командные задачи;
    знакомство с Атласом новых профессий;

развивающие:

  • активизация творческого и логического мышления;
  • развитие  опыта интеллектуальной работы в команде;

воспитательные:

  • развитие внутренних процессов  личностного самоопределения;
  • умение оценивать свои достижения и достижения своихтоварищей;

Оснащение:

  • Атлас новых профессий,
  •  компьютер и мультимедийный проектор,
  • таблички с названиями команд,
  • распечатки с заданиями и бланками (см. приложения),
  • листы для экспертной оценки,
  •  музыкальное сопровождение (торжественная музыка для начала и легкая фоновая музыка на протяжение игры).

Литература:

  1. Атлас новых профессий. (Агентство стратегических инициатив. Сколково), Москва, 2014.
  2. А.Чуричков, В.Снегирёв "Копилка для тренера". Сборник разминок, необходимых в любом тренинге, Санкт-Петербург, "Речь", 2007.

Ход игры

На столах лежат таблички с названиями команд – участники распределяются по командам в соответствии с выбранными жетонами.

Слайд 1

Вступительное слово преподавателя.

В начале игры рассказать учащимся о том, как быстро изменяется мир профессий в современное время и вспоминает с ними Атлас новых профессий (с общей информациейи о том, что это и для чего создавалось, что в нем можно найти учащиеся знакомились на предыдущем занятии).

В современное время скорость изменения мира профессий увеличивается, а сложность профессиональных задач возрастает, поэтому, ребята, вы должны стать профессионалами в своем деле, чтобы быть востребованными   специалистами в новом мире.

О мире новых профессиях рассказываетсяв Атласе новых профессий. (Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».)

«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие технологии и практики управления придут к нам в скором будущем и какие специалисты потребуются работодателям.

Участники исследования «Форсайт компетенций 2030» проанализировали технологические, социальные и экономические изменения в мире, а также планы развития ведущих компаний и сформировали отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам различных областей.

Слайд 2

Задание 1. Решите тематические ребусы.

Ответы запишите  прямо на бланке с заданием №1.

Слайд 3.

Ответы:

  • Навык
  • Атлас
  • Специалист
  • Профессия

Оценка задания: по 2 балла за правильный ответ + 1 бонусный балл команде, которая принесла свой ответ первой.

(На обратной стороне бланка следующие задания).

Слайд 4.

Задание 2. Восстановите цитату.

В этом задании вам необходимо из всех полученных слов восстановить высказывание одного известного писателя. Ответ записываем словами прямо на бланке с заданием. Первое слово цитаты подчеркнуто.

КАК

ПРЕВРАЩАЕТСЯ

КОГДА

СЕЙЧАС

БУДУЩЕЕ

ТО

ВРЕМЯ

В

НАШИХ

ПРЯМО

РАЗ

САМОЕ

НАСТОЯЩЕЕ

НА

ГЛАЗАХ

Слайд 5.

Ответ: “Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее”.

Автор: писатель - Айзек Азимов.

Эта цитата открывает Атлас новых профессий.

Оценка задания: 10 баллов за правильный ответ, если смысл сохранен полностью (слова могут быть переставлены местами, это разрешается).

Слайд 6.

Задание 3.

В Атласе говорят о профессиях-пенсионерах, которые вот-вот станут не нужными. Как, например, перестала быть нужной профессия ямщика с появлением поездов.

Например, авторы атласа говорят о том, что скоро могут исчезнуть профессии смотрителя музейного зала, билетера.

Запишите в задании под №3 еще 2 профессии, которые уже исчезли, и  3 профессии, которые, на ваш взгляд, являются «пенсионерами» и исчезнут в ближайшие 20 лет.

(Время на выполнение задания – 3-4 минуты).

Ответ: Контрольного ответа здесь нет, принимается любая профессия, которая уже исчезла (но не более 2-х), и 3 любые профессии, которые, действительно, имеют тенденцию к исчезновению.

Оценка задания: По 2 балла за каждую исчезнувшую профессию (итого не более 4-х баллов за все) и по 2 балла за каждую профессию-пенсионера (не более 6-ти баллов за все), не более 10 баллов за задание. «Спорные» ответы можно оценивать в 1 балл. Не оцениваются ответы, не являющиеся профессиями (например, ответ «дворянин»).

Слайд 7.

Так, например, по мнению разработчиков Атласа уже до 2020 г. исчезнут: бухгалтер, статистик, корректор, турагент, архивариус, библиотекарь, дублер/каскадер, менеджер по кредитам, стенографист, копирайтер, лектор, испытатель, Вахтер, лифтер, парковщик, оператор call-центра, почтальон, курьер.

А после 2020 года: переводчик, экскурсовод, нотариус, журналист, диспетчер, штурман, провизор, логист, риелтор охранник, машинист товарного состава, фасовщик, шахтер-горняк, бурильщик, швея, носильщик, прораб, бетонщик, работник химчистки, тренер и даже официант и т.д.

Слайд 8.

Физкультминутка – «Назови профессию»

Цель: настрой на коллективную работу.

Инструкция: команды играют стоя. Каждая команда по очереди, быстро, называет профессию. Выбывает из игры и садятся на стул участники команды, если:

А) профессия уже была названа;

Б) названа должность, а не профессия;

В) названа специальность.

(Дополнительный балл зарабатывает команда, допустившая меньше ошибок)

Слайд 9.

Задание 4.

А теперь перейдем непосредственно к профессиям будущего. Мы предлагаем вам познакомиться с несколькими новыми  профессиями из разных отраслей экономики.

Отгадайте, о какой профессии идет речь. Сейчас вам будет дано описание профессии, взятое из Атласа и варианты ответов. Вам необходимо дать ответы на 5 вопросов задания № 4.

Ведущий зачитывает вопросы и дает командам около 30-40 секунд на обсуждение и принятие решения. После записи ответов на все 5 вопросов, ведущий просит участников сдать подписанные бланки ответов в жюри.

Слайд 10.

Вопрос 1. Это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги.

Варианты:

А) Архитектор интеллектуальных систем управления

Б) Строитель «умных» дорог

В) Оператор кросс-логистики

Г) Проектировщик интермодальных транспортных узлов

Слайд 11.

Вопрос 2. Специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз).

Варианты:

А) Космогеолог

Б) Инженер-космодорожник

В) Менеджер космотуризма

Г) Инженер систем жизнеобеспечения

Слайд 12.

Вопрос 3. Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.

Варианты:

А) Игропедагог

Б) Разработчик образовательных траекторий

В) Тьютор

Г) Модератор

Слайд 13.

Вопрос 4. Специалист по управлению и обслуживанию роботизированных систем, в том числе на сложных и опасных производствах и при работе с труднодоступными или микрообъектами.

Варианты:

А) Инженер-композитчик

Б) Проектировщик промышленной робототехники

В) Проектировщик-эргономист

Г) Оператор многофункциональных робототехнических комплексов

Слайд 14.

Вопрос 5. Специалист на стыке дизайна и ИТ, который дополняет одежду носимыми гаджетами как в чисто декоративных целях, так и для решения определенных задач.

А) Проектировщик новых тканей

Б) Программист электронных «рецептов» одежды

В) Техно-стилист

Г) Разработчик ИТ-интерфейсов в легкой промышленности

Слайд 15.

Ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Г, 5 – В.

Оценка задания: по 2 балла за каждый правильный ответ. Команды сдают бланки с ответами жюри.

Слайд 16.

На этом игра заканчивается. Мы рады, что вы смогли немного познакомиться с Атласом новых профессий и открыть для себя удивительный мир будущего. Теперь, выбирая профессию, вы сможете ориентироваться на тенденции, определенные авторами Атласа. Надеемся, что игра вам понравилась.

Спасибо за внимание!

Жюри подводит итоги игры и награждает победителей.

Приложение. Оценочный лист эксперта

Желаю успеха при выборе профессии!