Слайд №1
Тема моей практико-ориентированной работы «Разновидности планирования работы ГПД».
Слайд №2
При выполнении данной работы я поставила перед собой цель:
- Представить вашему вниманию, как разновидность, планирование работы ГПД 1-х классов.
Для достижения данной цели выдвинула такие задачи:
- определить принципы, содержание, формы и методы планирования работы ГПД;
- изучить технологии взаимодействия воспитателя с учащимися.
Слайд №3
За основу взяла тезис: Только тот, кто планирует, может организовать.
Под планированием воспитательной работы в группе продленного дня следует понимать процесс совместной деятельности воспитателя и детей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании сделать школьную жизнь интересной и полезной.
Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
В нашей школе сложилась своя воспитательная система, где основное внимание уделяется созданию условий для формирования интеллектуально развитой, нравственно и физически здоровой личности. Составление планов строилось с учетом личностно ориентированного подхода (технология педагогики сотрудничества) и здоровьесберегающих технологий, технологии коллективного творческого воспитания (или КТД), (И.П.Иванов), игровых технологий.
Слайд №4
Необходимо исходить из потребностей детей, поэтому функции воспитателя заключаются в следующем:
- забота о здоровье детей;
- забота об их успешности в сфере учения;
- забота о развитии культуры общения в детской среде;
- забота о нормальной социализации детей.
! Ведь именно забота воспитателя побуждает детей к заботе друг о друге, о своих близких и даже незнакомых людях.
Слайд №5
Первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы:
- закон РФ "Об образовании”,
- "Конституция РФ”,
- "Конвенция прав ребёнка”,
- "Устав ОУ”,
- должностные обязанности воспитателя ГПД,
- методические рекомендации "Организация и режим работы группы продленного дня".
Слайд №6
Ознакомившись с необходимыми документами, я составила режим дня ГПД 1-х классов, в августе, на ШМО согласовала, затем директор утвердила данный распорядок дня.
Слайд №7
По своей структуре план традиционный. Он состоит из следующих этапов:
- Анализ работы за прошлый год,
- Цели и задачи,
- Планирование по направлениям,
- Диагностика и мониторинг развития учащихся,
- Индивидуальная работа, работа с «трудными» учащимися,
- Работа с родителями.
Анализ работы за прошедший год является основой для планирования воспитательной работы на последующий период. Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест в воспитательном процессе в группе без понимания социальных процессов, выявления тенденций личностного развития учащегося невозможно наметить новые ориентиры, определить приоритетные направления, выбрать формы и методы работы. Нередко мы испытываем затруднения в написании проблемно-ориентированного анализа. Для этого существуют определенные схемы, пока не выработается своя специфика анализа.
Проблемно-ориентированный анализ предполагает целостный анализ воспитательного процесса: цель, содержание, приемы, формы и методы, результаты деятельности, проблемы и противоречия, а также развитие личности ребенка, личностные достижения учащихся, становление и проявление индивидуальных особенностей.
Слайд №8
Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. При целеполагании учитывать следующие требования:
- Реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей учащихся;
- Преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
- Согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
- Конкретность – направленность на достижение результата, который можно "измерить”;
- Диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Основная цель глобальная и серьёзная, для достижения потребуется не один год. Достигать цели я намерена путём решения поставленных задач.
Слайд №9
В свою очередь, задачи эти выполнимы при выборе чётких направлений деятельности.
Основные направления деятельности.
Личностно-ориентированное
- нравственное и правовое воспитание;
- гражданское и патриотическое воспитание;
- трудовое и семейное воспитание;
- экология;
- краеведение.
Культурно-просветительское
- эстетика;
- этика;
- эрудиция.
Физкультурно-оздоровительное
- физическое совершенство;
- укрепление здоровья;
- пропаганда ЗОЖ.
Коммуникативное
- коллективно-творческое дело;
- досуг.
Слайды №10, №11
Далее более подробно по каждому направлению деятельности я проработала пути реализации.
Личностно ориентированное направление нацелено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
- Все мероприятия формируют у детей представления об идеалах и ценностях.
Слайд №12
В личностно ориентированном направлении важное место занимают экология и краеведение. Их объединяет одна общая цель: «Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине и природе».
Здесь перечислены те мероприятия, которые
- формируют у школьников личную ответственность за сохранность природы родного края;
- побуждают учащихся к изучению истории родного края;
- развивают наблюдательность, общий кругозор школьников, экологическую культуру;
- обогащают нравственно-эстетический познавательный опыт ребенка.
Слайд №13
В цикл бесед «Моя Малая Родина» включены такие темы:
Слайд №14
При осуществлении трудового воспитания учитываю физиологию детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Традиционные мероприятия по самообслуживанию проводим с использованием элементарных приёмов труда:
приводим в порядок игровую комнату и кабинет, проверяем сохранность школьного имущества, учебных принадлежностей.
А также провожу с детьми запланированные беседы, развивающие игры, конкурсы.
Слайды №15, №16, №17
За повышение образовательного и культурного уровня учащихся отвечает культурно-просветительское направление.
Ставлю перед собой задачи:
- Побуждать учащихся к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, к развитию любознательности.
- Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
- Познакомить с понятиями «Этика» и «Эстетика».
- Научить видеть красоту в природе, человеке, поступках, искусстве и жизни.
- Развивать культурные взаимоотношения детей в коллективе и в целом в обществе.
- Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
- Знакомить детей с различными видами искусств.
Разнообразные формы и методы проведения клубных часов и КТД помогают решать эти задачи. Это беседы, игры, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и т.д.
Слайды №18, №19
Формировать у учащихся внутреннюю мотивацию к здоровому образу жизни, понять сущность здоровья как одной из главных жизненных потребностей, помогает физкультурно-оздоровительное направление. В этом направлении для воспитателя открывается широкое поле деятельности.
- Игровая деятельность на свежем воздухе.
- Прогулка на свежем воздухе.
- Спортивный час.
- Физкультразминки.
- «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Режим дня школьника.
- Цикл бесед о правилах личной гигиены.
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
- «Волшебные уроки в стране Здоровье». Занятия №1 - №12.
- Игра «Ассоциации».
- «Вкусные витамины». Загадки, ребусы.
- Беседа «Полезная и вредная пища».
- Мероприятие «Сильные, смелые, ловкие», посвящ. 23 февраля.
- Решение кроссвордов на спортивную тему.
- Беседа «Почему питание должно быть разнообразным».
- Беседа «Полезные и вредные привычки».
Игровая деятельность, как ведущая для младшего школьника, органично внедряется во все направления работы педагога, в том числе и в физкультурно- оздоровительное направление и является важным инструментом развития, коррекции личности, физического совершенствования личности ребенка, его самоутверждения. Поэтому мы много играем в различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, физкультразминок.
Слайд №20
Коммуникативное направление интегрируется во все направления деятельности воспитателя. Происходит обучение детей коммуникативным навыкам, развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие способности к самопознанию, самоанализу. В конечном итоге формируются умения и навыки в сфере общения.
Формы реализации:
- тренинги общения;
- ролевые игры;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- совместный отдых на природе;
- совместные занятия по интересам;
- коллективно-творческие дела.
Слайд №21
Самый сложный раздел плана – «Индивидуальная работа с учащимися». В этом разделе содержится такой пункт: «Содействие ребенку в проявлении индивидуальности». Он включает в себя организацию воспитательных дел, направленных на представление интересов учащихся и презентацию их личных достижений. Это и персональные выставки, и спортивные выступления, и мероприятия состязательного характера.
При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать следующие принципы личностного подхода:
- самоактуализации - в каждом ребенке существует потребность в актуализации и развитии своих возможностей и способностей, воспитатель ему должен в этом помочь;
- индивидуальности – каждый ребенок должен быть самим собой;
- субъектности – надо помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности сообщества;
- выбора – какой я сделал выбор, таким человеком стал;
- творчества и успеха;
- доверия и поддержки.
Исходя из этого индивидуальная работа с учащимися строится на:
- изучении индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
- установлении межличностных контактов с каждым ребенком;
- создании условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся;
- оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;
- взаимодействии с родителями, администрацией, психологом с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
- диагностике результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учете их личностных достижений.
Слайд №22
Здесь представлена таблица, в которой можно отразить индивидуальную работу с каждым учащимся.
В такую таблицу вписываются основные личностные достижения учащегося, главные проблемы в процессе обучения и воспитания, формы и способы педагогической поддержки.
Слайд №23
На этом слайде представлена тематика месячников воспитательной работы, общая для всех школ г.Ногинска.
Слайд №24
На основе вышеизложенных направлений деятельности и тематик воспитательной работы мною было составлено тематическое планирование клубных часов на весь учебный год. Здесь представлен фрагмент. Для упорядочения процесса работы направления деятельности распределила по дням недели:
- в понедельник – клубный час личностно ориентированного плана,
- во вторник – культурно-просветительского,
- в среду занимаемся познавательно-творческой деятельностью,
- четверг отведен для экологии и краеведения,
- в пятницу провожу физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Слайд №25
Ежедневный план работы (представлен фрагмент) требует более подробного описания работы – время проведения режимных моментов, содержание работы, задачи, индивидуальная работа.
Слайд №26
На этом слайде вашему вниманию представлена, составленная в форме таблицы, собственная циклограмма деятельности. Этот документ также заверяется директором школы.
Слайды №27, №28
Возрастная педагогика в работе с "трудными"
"Трудный": младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Работу в этом направлении деятельности воспитатель может начать:
1. Изучение «трудных».
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Затем составить:
2. Диагностическую карту «трудного».
3. Организовать помощь «трудным» детям.
4. Организация свободного времени "трудных" школьников.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо".
Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки.
Слайды №29, №30
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя.
Выбранные мною формы работы с родителями помогают достичь цели:
беседы, консультации, анкетирование, КТД, совместные мероприятия и т.д.
Слайды №31, №32
В завершении: на этих фото запечатлены будни и праздники группы продлённого дня 1-х классов.
Слайды №33
Вывод: Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от личности воспитателя, его способности к позитивному общению с детьми.
Слайды №34
Используемая литература
- «Организация учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня школы»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.
- Калейдоскоп увлекательных мероприятий в начальной школе. Составители Е.М.Елизарова, Г.Н.Решетникова. Издательство «Учитель». 2008.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 2000.
- Теоретические основы и методы воспитания младших школьников. – М., 2006.