Разновидности планирования работы ГПД

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Слайд №1

Тема моей практико-ориентированной работы «Разновидности планирования работы ГПД».

Слайд №2

При выполнении данной работы я поставила перед собой цель:

  • Представить вашему вниманию, как разновидность, планирование работы ГПД 1-х классов.

Для достижения данной цели  выдвинула такие задачи:

  • определить принципы, содержание, формы и методы планирования работы ГПД;
  • изучить технологии взаимодействия воспитателя с учащимися.

Слайд №3

За основу взяла тезис: Только тот, кто планирует, может организовать.

Под планированием воспитательной работы в группе продленного дня следует понимать процесс совместной деятельности воспитателя и детей  по определению целей, содержания  и способов организации воспитательного процесса.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании сделать школьную жизнь интересной и полезной.

Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

В нашей  школе сложилась своя воспитательная система, где основное внимание уделяется созданию условий для формирования интеллектуально развитой, нравственно и физически здоровой личности. Составление планов строилось с учетом личностно ориентированного подхода (технология педагогики сотрудничества) и здоровьесберегающих технологий, технологии коллективного творческого воспитания (или КТД), (И.П.Иванов), игровых технологий.

Слайд №4

Необходимо исходить из потребностей детей, поэтому функции воспитателя заключаются в следующем:

- забота о здоровье детей;

- забота об их успешности в сфере учения;

- забота о развитии культуры общения в детской среде;

- забота о нормальной социализации детей.

! Ведь именно забота воспитателя побуждает детей к заботе друг о друге, о своих близких и даже незнакомых людях.

Слайд №5

Первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы:

  • закон РФ "Об образовании”,
  • "Конституция РФ”,
  • "Конвенция прав ребёнка”,
  • "Устав ОУ”,
  • должностные обязанности воспитателя ГПД,
  • методические рекомендации "Организация и режим работы группы продленного дня".

Слайд №6

Ознакомившись с необходимыми документами, я составила режим дня ГПД 1-х классов, в августе, на ШМО согласовала, затем директор утвердила данный распорядок дня.

Слайд №7

По своей структуре план традиционный. Он состоит из следующих этапов:

  1. Анализ работы за прошлый год,
  2. Цели и задачи,
  3. Планирование по направлениям,
  4. Диагностика и мониторинг развития учащихся,
  5. Индивидуальная работа, работа с «трудными» учащимися,
  6. Работа с родителями.

Анализ работы за прошедший год является основой для планирования воспитательной работы на последующий период. Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест в воспитательном процессе в группе без понимания социальных процессов, выявления тенденций личностного развития учащегося невозможно наметить новые ориентиры, определить приоритетные направления, выбрать формы и методы работы. Нередко мы испытываем затруднения в написании проблемно-ориентированного анализа. Для этого существуют определенные схемы, пока не выработается своя специфика анализа.

Проблемно-ориентированный анализ предполагает целостный анализ воспитательного процесса: цель, содержание, приемы, формы и методы, результаты деятельности, проблемы и противоречия, а также развитие личности ребенка, личностные достижения учащихся, становление и проявление индивидуальных особенностей.

Слайд №8

Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. При целеполагании  учитывать следующие требования:

  • Реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей учащихся;
  • Преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
  • Согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
  • Конкретность – направленность на достижение результата, который можно "измерить”;
  • Диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

Основная цель глобальная и серьёзная, для достижения потребуется не один год. Достигать цели я намерена путём решения поставленных задач.

Слайд №9

В свою очередь, задачи эти выполнимы при выборе чётких направлений деятельности.

Основные направления деятельности.

Личностно-ориентированное

  • нравственное и правовое воспитание;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • трудовое и семейное воспитание;
  • экология;
  • краеведение.

 Культурно-просветительское

  • эстетика;
  • этика;
  • эрудиция.

Физкультурно-оздоровительное

  • физическое совершенство;
  • укрепление здоровья;
  • пропаганда ЗОЖ.

Коммуникативное

  • коллективно-творческое дело;
  • досуг.

Слайды №10, №11

Далее более подробно по каждому направлению деятельности я проработала пути реализации.

Личностно ориентированное направление нацелено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

- Все мероприятия формируют у детей представления об идеалах и ценностях.

Слайд №12

В личностно ориентированном направлении важное место занимают экология и краеведение. Их объединяет одна общая цель: «Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине и природе».

Здесь перечислены те мероприятия, которые

  • формируют у школьников личную ответственность за сохранность природы родного края;
  • побуждают учащихся к изучению истории родного края;
  • развивают наблюдательность, общий кругозор школьников, экологическую культуру;
  • обогащают нравственно-эстетический познавательный опыт ребенка.

Слайд №13

В цикл бесед «Моя Малая Родина» включены такие темы:

Слайд №14

При осуществлении трудового воспитания учитываю физиологию детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Традиционные мероприятия по самообслуживанию проводим с использованием элементарных приёмов труда:

приводим в порядок игровую комнату и кабинет, проверяем сохранность школьного имущества, учебных принадлежностей.

А также провожу с детьми  запланированные беседы, развивающие игры, конкурсы.

Слайды №15, №16, №17

За  повышение образовательного и культурного уровня учащихся отвечает культурно-просветительское направление.

Ставлю перед собой  задачи:

  • Побуждать учащихся к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, к развитию любознательности.
  • Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
  • Познакомить с понятиями «Этика» и «Эстетика».
  • Научить видеть красоту в природе, человеке, поступках, искусстве и жизни.
  • Развивать культурные взаимоотношения детей в коллективе и в целом в обществе.
  • Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
  • Знакомить детей с различными видами искусств.

Разнообразные формы и методы проведения клубных часов и КТД помогают решать эти задачи. Это беседы, игры, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и т.д.

Слайды №18, №19

Формировать у учащихся внутреннюю мотивацию к здоровому образу жизни, понять сущность здоровья как одной из главных жизненных потребностей, помогает физкультурно-оздоровительное направление. В этом направлении для воспитателя открывается широкое поле деятельности.

  • Игровая деятельность на свежем воздухе.
  • Прогулка  на свежем воздухе.
  • Спортивный час.
  • Физкультразминки.
  • «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Режим дня школьника.
  • Цикл бесед о правилах личной гигиены.
  • Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
  • «Волшебные уроки в стране Здоровье». Занятия №1 - №12.
  • Игра «Ассоциации».
  • «Вкусные витамины». Загадки, ребусы.
  • Беседа «Полезная и вредная пища».
  • Мероприятие «Сильные, смелые, ловкие», посвящ. 23 февраля.
  • Решение кроссвордов на спортивную тему.
  • Беседа «Почему питание должно быть разнообразным».
  • Беседа «Полезные и вредные привычки».

Игровая деятельность, как ведущая для младшего школьника, органично внедряется во все направления работы педагога, в том числе и в физкультурно- оздоровительное направление и является важным инструментом развития, коррекции личности, физического совершенствования личности ребенка, его самоутверждения. Поэтому мы много играем в различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, физкультразминок.

Слайд №20

Коммуникативное направление интегрируется во все направления деятельности воспитателя. Происходит обучение детей коммуникативным навыкам, развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие способности к самопознанию, самоанализу. В конечном итоге формируются умения и навыки в сфере общения.

Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • ролевые игры;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии;
  • совместный отдых на природе;
  • совместные занятия по интересам;
  • коллективно-творческие дела.

Слайд №21

Самый сложный раздел плана – «Индивидуальная работа с учащимися». В этом разделе содержится такой пункт: «Содействие ребенку в проявлении индивидуальности». Он включает в себя организацию воспитательных дел, направленных на представление интересов учащихся и презентацию их личных достижений. Это и персональные выставки, и спортивные выступления, и мероприятия состязательного характера.

При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать следующие принципы личностного подхода:

  • самоактуализации - в каждом ребенке существует потребность в актуализации и развитии своих возможностей и способностей, воспитатель ему должен в этом помочь;
  • индивидуальности – каждый ребенок должен быть самим собой;
  • субъектности – надо помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности сообщества;
  • выбора – какой я сделал выбор, таким человеком стал;
  • творчества и успеха;
  • доверия и поддержки.

Исходя из этого  индивидуальная работа с учащимися строится на:

  •  изучении индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
  • установлении межличностных контактов с каждым ребенком;
  • создании условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся;
  • оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;
  • взаимодействии с родителями, администрацией, психологом с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
  • диагностике результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учете их личностных достижений.

Слайд №22

Здесь представлена таблица, в которой можно отразить индивидуальную работу с каждым учащимся.

В такую таблицу вписываются основные личностные достижения учащегося, главные проблемы в процессе обучения и воспитания, формы и способы педагогической поддержки.

Слайд №23

На этом слайде представлена тематика месячников воспитательной работы, общая для всех школ г.Ногинска.

Слайд №24

На основе вышеизложенных направлений деятельности и тематик воспитательной работы мною было составлено тематическое планирование клубных часов на весь учебный год. Здесь представлен фрагмент. Для упорядочения процесса работы направления деятельности распределила по дням недели:

  • в понедельник – клубный час личностно ориентированного плана,
  • во вторник – культурно-просветительского,
  • в среду занимаемся познавательно-творческой деятельностью,
  • четверг отведен для экологии и краеведения,
  • в пятницу провожу физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Слайд №25

Ежедневный план работы (представлен фрагмент) требует более подробного описания работы – время проведения режимных моментов, содержание работы, задачи, индивидуальная работа.

Слайд №26

На этом слайде вашему вниманию представлена, составленная в форме таблицы, собственная циклограмма деятельности. Этот документ также заверяется директором школы.

Слайды №27, №28

Возрастная педагогика в работе с "трудными"

"Трудный": младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Работу в этом направлении деятельности воспитатель может начать:

1. Изучение «трудных».

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Затем составить:

2. Диагностическую карту «трудного».

3. Организовать помощь «трудным» детям.

4. Организация свободного времени "трудных" школьников.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо".

Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки.

Слайды №29, №30

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя.

Выбранные мною формы работы с родителями помогают достичь цели:

беседы, консультации, анкетирование, КТД, совместные мероприятия и т.д.

Слайды №31, №32

В завершении: на этих фото запечатлены будни и праздники группы продлённого дня 1-х классов.

Слайды №33

Вывод: Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от личности воспитателя, его способности  к позитивному общению с детьми.

Слайды №34

Используемая литература

  1. «Организация учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня школы»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.
  2. Калейдоскоп увлекательных мероприятий в начальной школе. Составители Е.М.Елизарова, Г.Н.Решетникова. Издательство «Учитель». 2008.
  3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 2000.
  4. Теоретические основы и методы воспитания младших школьников. – М., 2006.