Метод проектов – ключ к решению компетентностного подхода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку,
два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу.

Японская мудрость

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования.

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Насколько я знаю, проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

На мой взгляд, современные УМК уделяют достаточное внимание проектной деятельности на уроках. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепление материала» или «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Если на первом этапе (ELEMENTARY) ребята выполняют бумажные проекты по темам близким им в повседневной жизни: My Family, My School, My Pet,

то на уровне (PRE-INTERMEDIATE) интерес учащихся вызывает создание следующих работ: “Music”, “Holidays”, “National Parks”, “Hobbies” и многих других, которые подростки уже пытаются создать в PowerPoint.

Когда учащиеся переходят на уровень (INTERMEDIATE – UPPER – INTERMEDIATE) начинается сложная, кропотливая и долгосрочная работа над исследовательским проектом. Такой проект состоит из пяти «П»: Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.

По-моему, на начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но необходимо:

1. разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

2. продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

3. обсудить способы сбора и вид информации;

4. выбрать оптимальную форму презентации результатов;

5. составить и обсудить примерный план работы.

Далее, на мой взгляд, наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

 Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему.

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

 На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Многие годы я и мои ученики сотрудничаем с Всероссийским образовательным сайтом «Первое сентября». Почти каждый год мы отправляем свои работы на конкурс проектных работ «Портфолио ученика».

Я считаю, что участие в Интернет проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

При использовании метода проектов, что немаловажно, меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам и сверстникам, чем учителю.

Ярким примером данной работы может служить участие моего ученика в международном конкурсе работ, проводимой компанией Le Guide, “My Path to Successful Career”.

Одним из незабываемых мероприятий, проводимых на базе нашей гимназии, является Международная научно-практическая конференцияАссоциированных школ ЮНЕСКО «Мир вокруг нас», в которой мы принимаем самое активное участие.

Хотя некоторые методисты считают, что проектный метод чреват немалыми трудностями не только для ученика, но и для учителя, этот метод весьма эффективен. Он повышает общую мотивацию учащихся, так как это личностно-ориентированный вид работы. Проект повышает значимость английского языка как средства общения. Проектная деятельность опирается на межпредметные связи, что способствует развитию у учеников познавательной активности, воображения, навыков работе в команде. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу.

Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка.

Так или иначе, работая в группе, школьник имеет возможность реализоваться в том, что у него лучше получается. Это способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и стимулирует речевое творчество. Ответственность за выполнение задания группы способствует воспитанию самостоятельности учащихся, даёт им возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию у учителя или же добывать её самостоятельно из различных источников.

Ученики обращаются за помощью не только к учителю, но и к партнёрам по группе, планируя ситуации, виды взаимодействия с другими членами группы, анализируют сделанное ими и намечают последующие шаги. Работая совместно, школьники, с одной стороны, учатся работать без прямого контроля со стороны учителя, а с другой стороны, сообща стремятся к достижению выбранной цели, тем самым создаются предпосылки и условия для воспитания человека культуры – свободной личности.

Если вы спросите, так в чём же феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему? Я с уверенностью отвечу, что современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки и внеклассную деятельность по предмету более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию и учащихся, и учителя.

Литература

1. ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003.

2. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.

3. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.

4. Гусельникова Е.В. «Как работает школьный Интернет-класс», Москва, РАО, 2000.

5. Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, №5.

6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.. Педагогическое проектирование. М., 2005.

7. Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, №3.

8. Кочетурова Н.А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003.

9. М.М. Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В. Таврель. Как корректно провести учебное исследование. Москва, 5 за знания, 2007.

10. Подопригорова Л.А. «Использование интернета в обучении иностранным языкам». ИЯШ, 2003, №5.

11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008.

Интернет-ресурсы

1. http://yarsale.do.am/publ/publikacii/informacija/proektnaja_dejatelnost_mladshikh_shkolnikov_v_uslovijakh_realizacii_fgos/7-1-0-18

2. http://az999.ucoz.ru/publ/fgos/vneurochnaja_dejatelnost/chto_my_ponimaem_pod_proektami/30-1-0-53

3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/organizatsiya-proektnoi-deyatelnosti-mladshego-