Цель: познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа.
Задачи:
Обучающие:
- формирование полноценного восприятия текста,
- учить делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
- рисовать словесную картину к каждой из части и составлять план пересказа.
Развивающие:
- развивать метапредметные и коммуникативные универсальные действия,
- развивать навыки выразительного чтения;
- работать над развитием речи, памяти, мышления, воображения;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к урокам литературного чтения, любовь и бережное отношение к природе,
- воспитывать чувства сострадания, сопереживания.
Оборудование:
- компьютер, портрет писателя Б. Житкова;
- картинки на доске, выставка книг;
Учебник: Л.Ф.Климанова Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
а) - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
- Как вы думаете, это произведение - сказка или рассказ?
- Объясните, почему рассказ так называется?
- Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
- Что вы можете сказать о нём? (Талантливый писатель, наблюдательный человек, блестящий рассказчик)
- Чему учит нас этот рассказ? (Этот рассказ учит оберегать диких животных, любить и беречь природу)
б) Чтение по ролям.
- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.
3. Работа по теме урока.
а) Введение в тему.
- А теперь познакомимся с новыми героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
- Но прежде угадайте, кто они?
Загадка.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
- Что вы о ней знаете?
- В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
- Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
- Какая же стрекоза на самом деле?
Сообщение ребёнка.
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают в озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых, стрекоза приносит пользу. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
- Кто же второй герой? Отгадайте!
Загадка.
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
- Так о ком мы сегодня будем читать?
б) Работа с учебником.
- Откройте учебник на с.139 и прочитайте название рассказа. (Храбрый утенок)
- Как вы понимаете слово храбрый? (мужественный, отважный, смелый, храбрый, бесстрашный, готовый прийти на помощь)
- Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?
- Прочитайте, кто автор произведения? (Борис Житков)
в) Биография Б.С.Житкова. (Выставка книг Б.Житкова)
- Борис Степанович Житков - замечательный автор многих произведений, путешественник. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека.
4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков «Храбрый утенок». Читает учитель.
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
- А может быть это сказка? Докажите. (рассказ с элементами сказки)
5. Словарная работа.
- В рассказе встречаются незнакомые или непонятные слова. Попробуем объяснить значение этих слов, чтобы лучше понять содержание рассказа.
- Прочитайте сначала орфографически, затем орфоэпически с ударением:
- руб-ле-ных - рубленых (мелко нарублены)
- стре-ко-та-ли - стрекотали (резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
- ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься (испытываешь страх)
- за-жуж-жа-ла - зажужжала (издавала звуки)
- по-ло-ман-ным - поломанным (место повреждения)
- хо-зяй-ка – хозяйка (о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство)
- храб-рец – храбрец (смелый человек)
- хвас-тун –хвастун (хвастает, что любого поборет)
- нНа-е-да-лись – наедались (быть сытым)
6. Чтение рассказа детьми.
- Как хозяйка кормила утят? Чем?
- Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?
- О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку? (что утята заболели)
- Кто пришел в гости к утятам?
- Что он им пообещал? Сдержал ли свое обещание?
- Прилетала ли стрекоза еще раз? (нет)
- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»? (с большим трудом, преодолевая трудности)
- Каким был утенок Алеша? (храбрец, умница, сообразительный, веселый, верный друг)
- Какой бы вы задали вопрос по содержанию рассказа?
7. Деление рассказа на части и составление плана. Работа в группе.
У каждой группы лежит иллюстрация к определенной части. Каждая группа озаглавливает какую-нибудь часть. По завершению работы учащиеся представляют свою часть и дают заголовок.
1 часть
- С чего начинается рассказ?
- Как озаглавите? Хозяйка кормит утят
2 часть
- Почему утята не ели?
- Как озаглавите? Утята боятся стрекозы
3 часть
- Чему удивлялась хозяйка?
- Как озаглавите? “Должно быть, наши утята заболели, ...ничего не едят”.
4 часть
- Кто приходил к утятам в гости?
- Что происходило между ними?
- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?
- Как озаглавите? Утёнок Алеша обещает помочь.
5 часть
- Что произошло?
- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?
- Как озаглавите? Утёнок сдержал свое слово и прогнал стрекозу
6 часть
- Чем заканчивается рассказ?
- Какое чувство испытывают утята?
- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?
- Как озаглавите? Стрекоза больше никогда не прилетала
8. Подведение итога урока.
Работа с пословицами.
- Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?
- У страха глаза …..велики.
- Друзья познаются …….в беде.
- Кончил дело - …….. гуляй смело.
- Чему нас учит этот рассказ?
9. Рефлексия.
У вас на столах лежат цветные кружки, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружки и поднимают их):
- Зелёный кружок, я активно работал на уроке!
- Жёлтый кружок, я старался, но были трудности!
- Красный кружок, у меня не получилось.
- Я думаю, что вы молодцы! Спасибо за урок.
10. Домашнее задание.
С. 139–141, в.4.