Б.С.Житков "Храбрый утенок"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование полноценного восприятия текста,
  •  учить делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
  • рисовать словесную картину к каждой из части и составлять план пересказа.

Развивающие:

  •  развивать метапредметные и коммуникативные универсальные действия,
  •  развивать навыки выразительного чтения;
  •  работать над развитием речи, памяти, мышления, воображения;

Воспитательные:

  •  воспитывать интерес к урокам литературного чтения, любовь и бережное отношение к природе,
  • воспитывать чувства сострадания, сопереживания.

Оборудование:

  • компьютер, портрет писателя Б. Житкова;
  • картинки на доске, выставка книг;

Учебник: Л.Ф.Климанова Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

а) - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/

- Как вы думаете, это произведение - сказка или рассказ?

- Объясните, почему рассказ так называется?

Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/

- Что вы можете сказать о нём? (Талантливый писатель, наблюдательный человек, блестящий рассказчик)

- Чему учит нас этот рассказ? (Этот рассказ учит оберегать диких животных, любить и беречь природу)

б) Чтение по ролям.

- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.

3. Работа по теме урока.

а) Введение в тему.

- А теперь познакомимся с новыми героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

- Но прежде угадайте, кто они?

Загадка.

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)

- Что вы о ней знаете?

- В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

- Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

- Какая же стрекоза на самом деле?

Сообщение ребёнка.

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают в озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых, стрекоза приносит пользу. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

- Кто же второй герой? Отгадайте!

Загадка.

Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

 - Так о ком мы сегодня будем читать?

 б) Работа с учебником.

 - Откройте учебник на с.139 и прочитайте название рассказа. (Храбрый утенок)

- Как вы понимаете слово храбрый? (мужественный, отважный, смелый, храбрый, бесстрашный, готовый прийти на помощь)

- Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

- Прочитайте, кто автор произведения? (Борис Житков)

 в) Биография Б.С.Житкова. (Выставка книг Б.Житкова)

- Борис Степанович Житков - замечательный автор многих произведений, путешественник. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека.

4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков «Храбрый утенок». Читает учитель.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- А может быть это сказка? Докажите. (рассказ с элементами сказки)

5. Словарная работа.

- В рассказе встречаются незнакомые или непонятные слова. Попробуем объяснить значение этих слов, чтобы лучше понять содержание рассказа.

- Прочитайте сначала орфографически, затем орфоэпически с ударением:

  • руб-ле-ных - рубленых (мелко нарублены)
  • стре-ко-та-ли - стрекотали (резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
  • ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься (испытываешь страх)
  • за-жуж-жа-ла - зажужжала (издавала звуки)
  • по-ло-ман-ным - поломанным (место повреждения)
  • хо-зяй-ка – хозяйка (о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство)
  • храб-рец – храбрец (смелый человек)
  • хвас-тун –хвастун (хвастает, что любого поборет)
  • нНа-е-да-лись – наедались (быть сытым)

6. Чтение рассказа детьми.

- Как хозяйка кормила утят? Чем?

- Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?

- О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку? (что утята заболели)

- Кто пришел в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли свое обещание?

- Прилетала ли стрекоза еще раз? (нет)

- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»? (с большим трудом, преодолевая трудности)

- Каким был утенок Алеша? (храбрец, умница, сообразительный, веселый, верный друг)

- Какой бы вы задали вопрос по содержанию рассказа?

7. Деление рассказа на части и составление плана. Работа в группе.

У каждой группы лежит иллюстрация к определенной части. Каждая группа озаглавливает какую-нибудь часть. По завершению работы учащиеся представляют свою часть и дают заголовок.

1 часть

- С чего начинается рассказ?

- Как озаглавите? Хозяйка кормит утят

2 часть

- Почему утята не ели?

- Как озаглавите? Утята боятся стрекозы

3 часть

- Чему удивлялась хозяйка?

- Как озаглавите? “Должно быть, наши утята заболели, ...ничего не едят”.

4 часть

- Кто приходил к утятам в гости?

- Что происходило между ними?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите? Утёнок Алеша обещает помочь.

5 часть

- Что произошло?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите? Утёнок сдержал свое слово и прогнал стрекозу

6 часть

- Чем заканчивается рассказ?

- Какое чувство испытывают утята?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите? Стрекоза больше никогда не прилетала

8. Подведение итога урока.

Работа с пословицами.

- Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?

- У страха глаза …..велики.

- Друзья познаются …….в беде.

- Кончил дело - …….. гуляй смело.

- Чему нас учит этот рассказ?

9. Рефлексия.

У вас на столах лежат цветные кружки, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружки и поднимают их):

  • Зелёный кружок, я активно работал на уроке!
  • Жёлтый кружок, я старался, но были трудности!
  • Красный кружок, у меня не получилось.

- Я думаю, что вы молодцы! Спасибо за урок.

10. Домашнее задание.

С. 139–141, в.4.