Программа развивающих занятий «Психология общения для подростков»

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Программа «Психология общения» предназначена для работы с детьми подросткового возраста. Возраст подростков, участвующих в реализации программы: 11–15 лет, количество человек в группе не должно превышать 10 человек.

Продолжительность образовательного цикла - 34 часа (по 1 часу в неделю).

Цель программы «Психология общения для подростков» - помочь подросткам  в плодотворной социальной адаптации через овладение психологическими знаниями и навыками самопознания, культуры общения, формирование компетентностей, предусмотренных требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, развитие универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, когнитивных.

Задачи программы:

Обучающие

  • сформировать соответствующие психологические компетентности, необходимые для успешной адаптации и межличностного общения в детском коллективе, 
  • сформировать понимание психологических различий между людьми, причин возникновения межличностных конфликтов и путей их разрешения,
  • сформировать представления о культуре общения через знакомство обучающихся с методиками гармоничного межличностного общения и правилами современного этикета,
  • вызвать интерес к проблемам самопознания,
  • познакомить обучающихся с приемами самопознания и самовоспитания.

Развивающие

  • формировать у обучающих способности к осуществлению когнитивных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • помочь развитию у обучающихся умений и навыков самопознания, самоанализа, общения,
  • способствовать овладению навыками построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов
  • помочь учащимся познать свои индивидуальные психологические особенности, их проявление в процессе обучения и межличностного общения

Воспитательные  

  • формировать у школьников потребность в самопознании, самовоспитании, стремления к сотрудничеству и плодотворному взаимодействию с другими людьми.
  • формировать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям
  • способствовать формированию у учащихся личностных компетентностей, обеспечивающих плодотворную социальную адаптацию

Направленность программы – обучающая, развивающая. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени реализации рассчитана на учебный год.

Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы, отличие от других программ по этой теме

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, поэтому самопознание и овладение навыками гармоничного межличностного общения являются важнейшими условиями нормального психологического развития детей. Эти обстоятельства обусловливают актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.

Восприятие подростка, в первую очередь, нацелено на те явления и процессы, которые непосредственно связаны с его жизнью, и поэтому вызывают интерес. Новизна данной программы заключается в ориентации на реальные потребности подростка, на формирование практически полезных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе развития.

Отличие данной программы от большинства программ по этой теме заключается в следующем:

  • Программа ориентирована не на получение школьниками систематизированных углубленных знаний в области психологии, для которых у них отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту – интимно-личностного общения. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование плодотворных отношений с окружающими людьми.
  • Программа имеет практико-ориентированный характер, что позволяет подростку учиться разрешать свои реальные психологические проблемыи развивать у него эмоциональный интеллект.
  • Программа имеет системный характер, что обеспечивает изучение психики человека как целостного явления. С этой целью программа содержит в себе материал из разных разделов психологии: психологии индивидуальных различий, психологии личности, возрастной, социальной, а также конфликтологии и этикета.

Содержание и структура программы

Структура программы обеспечивает поэтапное получение планируемых результатов.

Знакомство с программой начинается с изучения конкретной, живой, интересной для подростка проблематики самопознания. Ее непосредственная связь с его жизнью, возможность получения практических результатов позволяет на первых же занятиях вызвать устойчивый интерес к программе и создать положительную эмоциональную основу для изучения последующих более сложных тем. Знакомство с индивидуальными психологическими особенностями личности помогает подростку понять свою психологическую уникальность, а также психологические различия между людьми. Это способствует осознанию причин возникновения проблем в общении между людьми. Логическим продолжением знакомства со сложной сферой человеческих отношений является раздел программы «Культура общения». На этих занятиях учащиеся получат представления о том, как лучше строить свои отношения с ровесниками и взрослыми, оценить свои взаимоотношения с окружающими людьми, развивать свой эмоциональный интеллект – понимать и управлять своими эмоциями, понимать эмоциональное состояние партнеров по общению, регулировать взаимоотношения с окружающими.

Основные методы и формы обучения

Нет сомнений, что научиться общаться невозможно, лишь прослушав цикл лекций. Поэтому сами занятия должны быть построены в форме диалога, совместного поиска ответов на вопросы, которые ставит жизнь. Тогда сам процесс обучения становится живой школой общения, постоянным тренингом, поиском и овладением образцами цивилизованных человеческих отношений. Методика преподавания должна соответствовать возрастным психологическим особенностям подростков, важнейшими потребностями которых являются самопознание, самоутверждение, общение со сверстниками.

Методика обучения, используемая в реализации данной программы, представляет собой единство различных форм и методов: бесед-диалогов, практических и творческих заданий, конкурсов, элементов лекций, метода групповых заданий, использование активных и игровых форм обучения, обсуждение психологических сказок и рассказов. Она должна способствовать формированию у подростков собственного мнения, умению его высказывать и обосновывать, приобретению опыта работы в группе. Выполнение коллективных заданий позволит подросткам приобрести дополнительные навыки общения.

Формы текущего и итогового контроля

Результативность учебного курса «Психология общения» может быть выявлена через комплекс контрольных форм, включающих в себя творческие и практические задания, анкетирование учащихся, беседы с родителями и учителями, их привлечение в качестве экспертов для оценки знаний и уровня развития навыков общения учащихся.

Прогнозируемый результат

По окончанию обучения по данному курсу учащиеся должны:

  • обладать готовностью к осуществлению когнитивных, регулятивных и коммуникативных учебных действий,
  • иметь представление об индивидуальных психологических особенностях личности,
  • иметь представления о своих индивидуальных психологических особенностях,
  • владеть основами навыков самопознания, самоанализа, общения,
  • уметь оценивать взаимоотношения между людьми в конкретных ситуациях,
  • владеть основами навыков построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов,
  • владеть навыками сотрудничества и плодотворного взаимодействия с другими людьми,
  • владеть навыками совершенствования своего эмоционального интеллекта,
  • толерантно относиться к окружающим людям,
  • иметь общие представления о культуре общения,
  • владеть некоторыми навыками учебно-исследовательской деятельности.

Описание условий для реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо разумно сочетать теоретические и практические занятия, делая упор на практические и творческие работы учащихся, направленные на выработку навыков самопознания и культуры общения.

В процессе преподавания учебного курса целесообразно использовать материал для проведения психокоррекционных упражнений и игр, психологические сказки, притчи и рассказы, подборки практических заданий и диагностического материала. Необходимым оборудованием являются: магнитофон, компьютер, аудио и видеоматериалы, компьютерные программы по психологии, учебно-дидактические, психолого-диагностические материалы.

Используемый учебно-методический комплекс

  • Авторский учебно-дидактический материал Камионской Т.Б.
  • Цифровые образовательные ресурсы, которые будут использоваться на уроках:
  • Авторские компьютерные презентации Камионской Т.Б. по отдельным темам курса.
  • Сайт «Психология общения и развития» педагога-психолога Камионской Т.Б.
  • Цифровые образовательные ресурсы, которые рекомендуются учащимся:
  • Авторские компьютерные презентации учителя Камионской Т.Б. по отдельным темам курса.
  • Сайт «Психология общения и развития» педагога-психолога Камионской Т.Б.

Календарно-тематический план (34 часа)

Раздел

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

1 час

2

«Познай себя»

14 часов

3

Культура общения

16 часов

4

Итоговые занятия

3 часа

 

Итого:

34 часа

Краткое описание разделов. Основное содержание программы

1. Вводное занятие (1 час)

  • Что изучает психология общения. Содержание и особенности учебного курса. Давайте познакомимся.

2. «Познай себя» (14 часов)

  • О необходимости самопознания. Самооценка человека. «Сказка о трех волшебных зеркалах» И. Вачкова. Обсуждение сказки.
  • Индивидуальные психологические особенности личности. Тип темперамента. «Сказка о типах темперамента» И. Вачкова. Обсуждение сказки. «Какой Я?». Определение учащимися своего типа темперамента.
  • Характер человека. «Сказка о деревьях-характерах» И. Вачкова. Обсуждение сказки. «Какой Я?». Определение учащимися своих черт характера (3 часа).
  • «Я не такой, как все, и все мы разные». «Моя Вселенная». Мой любимый герой (примеры для подражания).

3. Культура общения (16 часов)

  • Я и мой класс.
  • Умение понимать своих сверстников.
  • Дружба.
  • Умение понимать старших. Трудности в общении с взрослыми людьми.
  • Мои отношения с родителями. Как обратиться с просьбой.
  • Конфликт. Мое поведение в психологически трудной ситуации.
  • Как построить хорошие отношения с другими людьми. Правила общения о окружающими людьми.
  • Мой день рождения: как подготовить праздник, принимать гостей и подарки.

4. Итоговые занятия (3 часа)

  • Творческая работа «Мои правила общения между людьми».
  • Итоговое повторение. Обсуждение «Что мне дает изучение психологии».

Список использованной литературы

  1. Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я», - Д.: Сталкер, 1998.
  2. Вачков И. В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек Издательство: Ось-89, 2001.
  3. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой "душевной" науке. Издательство: Ось-89, 1996.
  4. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект, М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  5. Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.
  6. Дерябо С., Ясвин В. "Гроссмейстер общения", М.: Смысл, 1996.
  7. Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»: Пер. с англ. /Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.-М.: Прогресс, 1990.
  9.  Козлов Н.И. «Лучшие психологические игры и упражнения». Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
  10. Прутченков А.С. «Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников». М.: Российское педагогическое агенство, 1996.
  11. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов». Под общей редакцией И.В.Дубровиной, М. Издательский центр "Академия", 1995.
  12. Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.
  13. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы». - М.: Новая школа, 1994.
  14. Федеральные государственные образовательные стандарты.