Цель занятия: Дать представление о кризисных ситуациях. Профилактика суицидного поведения.
Задачи: Диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.
Расширение репертуара конструктивных способов совпадающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Психологическая сказка «Коряга»
Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку.
Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала Коряга среди этих деревьев, долго размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… как ей было обидно! /Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, т. к. сравнение идет себя с другими; она страдает от этого. Коряге некому помочь принять свою уникальность/
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубили деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики»… - Думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужная. Так и сгнию в этом лесу, и ни кто даже не узнает о моем существовании …» \Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд\.
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда- то кому- то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и забудут… не смотря на это, она была счастлива! \Метафора: «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя на самоуничтожение, мы «сгораем».\
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники, они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств… \Бессознательные процессы\.
В довершение всех унижении телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю…, но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). \Метафорический кризис: шанс изменить жизнь\.
Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизвестностью… через некоторое время на море начался шторм. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец … но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко… оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать…, здесь она была одна такая…, единственная… И на душе у нее стало радостно и спокойно (пауза) \Чем больше мы переживаем в своей жизни бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся\.
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Погревшись на солнышке, Коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики…
Пробудилась она от прикосновения чьих- то ласковых рук, которые ее подняли , Коряга увидела улыбающееся лицо человека , который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!» На нее никто не смотрел с такой любовью… (Пауза)…и никогда она не слышала такой похвалы в свой адрес… (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком \Метафора: признание индивидуальности\.
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью…(Долгая пауза) Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. «Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего - же мне хорошо и спокойно». \Метафора: Торжество\.
Анализ впечатлений воспитанников. Комментарии воспитателя относительно смысла сказки.
Воспитатель: «Это история про открытие уникальности Коряги. Оно учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы детей).
Игра «Выйди из круга»
Цель: Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны доверять людям.
«Любовь к людям, в том числе к самому себе, - это трудная работа, требующая мужество и иногда - полной самоотдачи. Вам предлагается игра - полной самоотдачи. Вам предлагается игра - проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий выходит в круг с задачей из него выйти - вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желание его выпускать, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить.
От безбожья до Бога - мгновенье одно
От нуля до итога - мгновенье одно,
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.
Дискуссия на тему «Кризис»
Цели: Прояснение уровня информационности воспитанников по данной теме; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения детей в сложных жизненных ситуациях.
Вопросы: «Как вы считаете, какова тема нашей сегодняшней встречи? С какими словами у вас ассоциируется понятие «Кризис». (катастрофа, стресс, довели и т.д.)
В любом случае общим смыслом всех этих ассоциаций является неумение выйти из сложной жизненной ситуации, душевный кризис. Сейчас мы узнаем позицию каждого из вас, есть ли выход из сложной жизненной ситуации. Перед вами « Весы жизни», назовем их так условно (вопрос к детям) Какая позиция наиболее приемлема для вас? На одной чаше весов написано: «выход есть», на другой «выхода нет». (Дети кладут на одну из чаш свои шарики, у каждого в руках только один шарик) . В нашем случае большинство ребят отдали свой голос за позицию «Выход есть». Весы послужили прекрасной наглядностью. Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют жизненную позицию человека.
Кризисные ситуации: Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека (вопрос к детям) «Когда может наступить кризис?»
Ответы.
Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, приезд в дет. дом, смена учителя в школе.
Не всякий стресс выливается в кризис. Ребята, по каким признакам окружающие люди могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис? (Ответы детей).
При кризисе может наблюдаться несколько реакций: тревога, снижение ясности мышления, страх, отсутствие аппетита, депрессия, гнев, чувство вины, стыд, нет сна.
Практикум: «Тренинг разрешения проблемных ситуаций»
Цель: Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; активировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.
Способов поведения в кризисных ситуациях существует много. Очень, не просто сразу понять, насколько эффективен тот или иной способ поведения. Чтобы сориентироваться и выбрать наиболее эффективный способ поведения, вам предоставляется возможность пройти некую подготовку в «полевых условиях».
Мозговой штурм: Какие жизненные трудности, проблемы, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (записи на доске).
Упражнение. В этом упражнение участники развивают творческое воображение. Они могут озвучивать любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнение - связать несвязные вещи, предложить новые решения. Учит из сложных ситуаций искать выход и находить его, развивать творческое мышление.
Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций - и в себе, и во внешнем мире.
- Выберете первого, кто начнет это упражнение. Пусть он вытянет из «мешка идей» любой предмет. Вам нужно подумать, как этот предмет может помочь тебе выйти из кризисной ситуации, в которую ты попал и назови одну из записанных ситуаций на доске.
Итак, то, что ты вытянул, нужно связать с самой ситуацией, а потом- с тем, как это может тебе помочь выйти из кризиса.
Пусть группа помогает каждому, но только после того, как он сам предложил первую идею.
Работа с «Мешком идей»
Какой вывод можно сделать на примере этого упражнения?
Вывод: нет безвыходных ситуаций. Выход есть всегда, главное его увидеть. А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни». Ребята, у вас есть возможность еще раз определиться.
Упражнение «Похвались соседом»
Цель: Повышение самооценки, возможность получения позитивной обратной связи от сверстников.
Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации.
Дети по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает его молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.
Рефлексия. Воспитанники высказывают свое мнение о занятии.
Воспитатель: «Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил его:
- Почему вы никогда не обедали у нас?
- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.
- Но ведь еда входила в стоимость вашего билета… - сказал ему капитан».
О чем эта притча? (ответы детей).
Каждый из вас увидел в ней свой смысл, но один из них таков: в «стоимость» нашей жизни уже входит радость и любовь, свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо. Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца - это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления.
Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.
Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.
Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.
Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.
Жизнь. В этом слове немало значений…
А.Леханов