Пояснительная записка
В данной методической разработке даны три раздела - 3 формы работы с теоретическим материалом по сольфеджио для учащихся 1 класса ОНИ, ОДИ:
- I раздел - теоретические вопросы,
- II раздел - теоретический тест,
- III раздел - кроссворды.
Использование разных видов работы по одним же темам помогает преподавателю добиться хорошего усвоения теоретического материала. Пробелы учащихся, проявленные в одной форме, исчезают во второй, закрепляются в третьей форме. Темы теоретических вопросов: «Фортепианная клавиатура», «Нотное письмо», «Лад и тональность», «Метр и ритм», «Строение мелодии», «Вопросы обобщённого плана». Теоретические вопросы предполагают краткий однозначный ответ (он дан в скобках). Вопросы теоретического теста дополняют I раздел. В тесте помимо первых четырёх тем I раздела даны следующие необходимые темы 1 класса: «Альтерация», «Интервалы», «Период, его членение, каденции»; темы на выразительные средства: «Темп», «Динамика», «Штрихи». В теоретическом тесте перед учащимися стоят задачи:
1) из нескольких ответов выбрать верный ответ;
2) определить, написать, подписать или дописать ответ;
3) решить музыкальные примеры;
4) заполнить такты паузами, длительностями;
5) соединить данное с ответами.
Теоретические вопросы с ответами и тест изложены в основном материале, 10 кроссвордов с ответами - в приложении. Темы кроссвордов: «Фортепианная клавиатура», «Нотное письмо», «Ладотональность», «Метроритм», «Темпы», «Трезвучие», «Интервал», «Альтерация», «Период», «Песня». Каждый кроссворд подчинён одной теме. Только кроссворд «Трезвучие» назван условно и отражает разные понятия, раскрывающие ноту, звук, звукоряд, интервал, аккорд, трезвучие, штрихи, содержание мелодии (повтор, скачок, поступенное движение). Кроссворды, как игровые моменты, введены для повышения интереса учащихся к изучению теории, для разнообразия в работе с учеником, для закрепления теоретического материала. Данную работу можно использовать не только для ОНИ, ОДИ, но и для других отделений ДШИ.
I Фортепианная клавиатура
- Чередование чёрных и белых клавиш? (Клавиатура).
- Группа звуков, близких по высоте? (Регистр).
- Какие регистры вы знаете на фп. клавиатуре? (Низкий, средний, высокий).
- Как называется расстояние от одного звука до его повторения? (Октава).
- Сколько всего октав на фп. клавиатуре? (Около 8)
- Какое самое узкое расстояние между соседними клавишами ф-но? (Полутон).
- Чему равны 2 полутона? (Тону).
II Нотное письмо
- Какие бывают звуки? (Музыкальные и шумовые).
- Как возникает музыкальный звук? (За счёт колебания струн, голосовых связок, воздуха…)
- Сколько всего музыкальных звуков? (7).
- Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых звуков? (Музыкальные звуки имеют точную высоту, их можно повторить голосом).
- Какими свойствами обладают музыкальные звуки? (Громкость, длительность, высота).
- Чем отличается звук от ноты? (Звук звучит, а нота не звучит; нота - это знак, фиксирующий высоту звука).
- Знак, который показывает, что нота «Соль» 1 октавы пишется на 2 линейке нотного стана (Скрипичный ключ).
- Знак, показывающий, что нота «фа» малой октавы пишется на 4 линейке нотного стана (Басовый ключ).
- Какой ключ открывает средние и высокие звуки? (Скрипичный ключ или ключ «соль»).
- В каком ключе записывают низкие звуки? (В басовом ключе или ключе «фа»).
- Как называются 5 горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты? (Нотный стан или нотоносец).
- Где пишутся ноты на нотном стане? (На линейках, между линейками, над и под нотным станом, на добавочных линейках; над добавочными линейками вверху, под добавочными линейками внизу).
- Знаки, стоящие возле ключа, их действие? (Ключевые знаки; действуют на протяжении всего сочинения).
- Знаки, стоящие возле нот, их действие (случайные знаки; действуют только в одном такте).
- Разная протяжённость звуков? (Длительности).
- Знаки молчания, перерыв в музыке? (Паузы).
III Лад и тональность
- Связь звуков вокруг одного опорного звука? (Лад).
- Каких видов бывает лад? (Двух видов: мажор и минор).
- Какой лад имеет светлую краску? (Мажор).
- Дословный перевод мажора? (Больший, светлый, твёрдый).
- Дословный перевод минора? (Меньший, тёмный, мягкий).
- Строение мажора? (2т-п-3т-п).
- Высота лада? (Тональность).
- Перенесение мелодии из одной тональности в другую? (Транспонирование).
- Последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения? (Гамма).
- Как называются звуки гаммы? (Ступени).
- Как обозначаются звуки гаммы? (Римскими цифрами).
- Чем звукоряд отличается от гаммы? (В гамме – 8 звуков, в звукоряде – любое количество звуков).
- Назвать устойчивые звуки? (I, III, V, VIII ступени).
- Как называется самый устойчивый звук лада? Какая это ступень? (тоника - I ступень лада).
- Назвать неустойчивые звуки (II, IV, VI, VII).
- Как называется переход неустойчивых звуков в устойчивые звуки? (Разрешение).
- Какая неустойчивая ступень разрешается только вниз? (VI).
- Какая ступень разрешается только вверх? (VII).
- Устойчивые звуки, взятые одновременно? (Тоническое трезвучие).
- Окружение устойчивых ступеней соседними звуками? (Опевание).
- Как называются II и VII ступени лада? (Вводные звуки).
- Дословный перевод с латинского языка альтерация – это… (изменение).
- Что значит альтерация? (Повышение или понижение звука на полутон или тон).
IV Метр и ритм
- Как называется единица ритма, метра? (Доля).
- Чередование сильных и слабых долей? (Метр).
- Чередование длинных и коротких звуков? (Ритм).
- Ударение в музыке? (Акцент).
- Расстояние от одной сильной доли до другой? (Такт).
- Вертикальная черта, пересекающая нотный стан? (Тактовая черта).
- Дробь, показывающая в числителе, сколько долей в такте, а в знаменателе – протяжённость каждой доли? (Размер).
- Палочка возле ноты слева или справа? (Штиль)
V Строение мелодии
- Форма, завершающая одну музыкальную мысль? (Период).
- Части периода? (Предложения).
- Части предложений? (Фразы).
- Части фраз? (Мотивы).
- Начало мелодии с неполного такта? (Затакт).
- Момент членения музыкальной мысли? (Цезура).
- Как называется заключительное построение предложений? (Каденции).
- Как называется каденция 1-ого предложения? (Половинная);
- Каденция второго предложения? (Заключительная).
- Какая каденция периода заканчивается устойчиво? (Заключительная).
- Из каких элементов состоит мелодия? (Плавного движения ↑ или ↓, скачка, повтора звуков, опеваний, движение по звукам Т5/3).
VI Вопросы обобщённого плана
- Сила звука? (Динамика).
- Скорость музыки? (Темп).
- Окраска звуков? (Тембр).
- Приёмы звукоизвлечения? (Штрихи).
- Сочетание 3-х и более звуков, взятых одновременно? (Аккорд).
- Расстояние между 2 звуками в пределах октавы? (Интервал).
- Проговаривание звуков с дирижированием? (Сольмизация).
- Пение мелодий по нотам с дирижированием? (Сольфеджирование).
Теоретический тест
Фортепианная клавиатура
1. Октава (отметить правильный ответ):
1) расстояние от одного звука до его повторения; 2) расстояние между 2 звуками; 3) ряд звуков.
2. Отметить цифрами слева правильный порядок октав на фп. клавиатуре:
|
|
|
|
|
|
|
|
субконтр- |
контроктава |
2 октава |
Малая |
Большая |
1 октава |
4 октава |
3 октава |
Нотное письмо
1. Написать название 5 горизонтальных линеек, на которых пишутся ноты:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Написать соответствующие ключи к низким и высоким звукам (к большой и второй октаве). <Рис.1>:
Рис. 1
3. Написать ноты 1 и 2 октавы. <Рис.2>:
Рис. 2
4. Подписать ноты 1 и 2 октавы. <Рис.3>:
Рис. 3
5. Исправить неправильные ноты 1 и 2 октавы. <Рис.4>:
Рис. 4
6. Отметить правильно записанный вариант нот 1 октавы. <Рис.5>:
Рис. 5
7. Где ещё пишутся ноты? Дописать. <Рис.6>:
Рис. 6
8. Отметить правильный вариант нот большой октавы в басовом ключе. <Рис.7>:
Рис. 7
9. Подписать в гамме До мажор тоны и полутоны буквами (Т и П). <Рис.8.>:
Рис. 8
10. Подписать Т и П между звуками. <Рис.9>:
Рис. 9
11. Выбрать правильный ответ и отметить его:
Гамма - 1) последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения; 2) несколько звуков; 3) чередование звуков.
12. Написать длительности звуков: 4 шестнадцатых с рёбрами, целая нота, одна восьмая, четвертная, половинная, одна шестнадцатая, две восьмые под ребром:_______________________
13. Выбрать правильный ответ и отметить его:
Пауза – 1) знак молчания; 2) знак выделения звука; 3) знак удлинения звука.
14. Написать паузы, равные данным длительностям:
15. Решить примеры с длительностями:
16. Решить примеры с паузами:
17. Учитывая правило правописания, поставить штили к нотам. В №1 - и ; в №2 - и четыре под ребром <Рис.11, 12>:
Рис. 11
Рис. 12
Лад и тональность
1. Выбрать правильный ответ и отметить его. Лад – это: 1) чередование звуков; 2) несколько звуков; 3) связь звуков вокруг одного самого устойчивого, опорного звука.
2. Лад бывает 2-х видов. Написать:
1)
2).
3. Дописать строение мажора: 2т - П -…
4. Звуки гаммы называются (дописать) ___________
5. Написать, сколько в гамме ступеней: ___________
6. Подписать наверху римскими цифрами ступени гаммы: 1 - 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8
7. Устойчивые звуки, это: 1) I, II, V; 2) I, III, V; 3) II, III, V. Выбрать и отметить верный ответ.
8. Какая ступень самая устойчивая? Написать римской цифрой: ___________
8. Неустойчивые звуки, это: 1) III, VI, VII, II; 2) II, IV, VI, VII; 3) II, V, VI, VII.
9. Тоника – это ____ступень лада (написать).
10. Аккорд: 1) сочетание 3-х звуков, взятых одновременно; 2) сочетание из 2-х звуков;
3) сочетание из 3-х и > звуков, взятых одновременно. Выбрать правильный ответ, отметить его.
10. Из каких ступеней состоит Т5/3? __________, на какой ступени строится? ____Этот аккорд – самый _______(дописать).
11.Тональность – это 1) окраска лада; 2) высота лада; 3) громкость лада. Отметить правильный ответ.
12. Какие звуки в ладу приводят мелодию в I ступень и называются вводными? Отметить верный ответ: 1) II и III; 2) VI и VII; 3) VII и II?
13. Опевание – это 1) движение от основного звука ↑; 2) движение от основного звука ↓; 3) окружение основного звука соседними звуками. Отметить правильный ответ.
Метр и ритм
1. Чередование сильных и слабых долей – это 1) ритм; 2) метр; 3) размер. Выбрать и отметить правильный ответ.
2. Акцент – это 1) чередование звуков; 2) ударение в музыке. Отметить правильный ответ.
3. Расстояние от одной сильной доли до другой – это 1) интервал; 2) такт. Отметить верный ответ.
4. Ритм – это 1) чередование высоких и низких звуков; 2) чередование долей; 3) чередование коротких и длинных звуков. Отметить верное определение.
5. Затакт – это 1) начало мелодии с полного такта; 2) начало мелодии с неполного такта. Что верно? Отметить.
6. Размер – это 1) количество нот в такте; 2) количество долей и длительность каждой доли. Отметить верный ответ.
7. Написать, сколько долей в размерах: 2/4____; 3/4____; 4/4____. Написать длительность каждой доли нотой:______
8. Отметить сильные доли (знаком >) в размерах 2/4,3/4 <Рис.13>:
Рис. 13
9. В размере 4/4 отметить знаком > сильную и относительно сильную доли <Рис.14>:
Рис. 14
10. В примере отметить квадратной скобкой и подписать затакт, Т5/3; кружочком отметить опевание устойчивых ступеней, подписать ступенями вводные звуки и тонику.<Рис.15>:
Рис. 15
11. В примере отметить затакт, подписать, в какие ступени происходит разрешение неустойчивых VI и VII ступеней. <Рис.16>:
Рис. 16
12. Заполнить такты нотами различных длительностей вместо крестиков. <Рис.17>:
Рис. 17
13. Вставить пропущенные паузы вместо крестиков. <Рис. 18>:
Рис. 18
14. Поставить размеры к мелодиям. < Рис. 19, 20, 21>:
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21
15. Поставить тактовые чёрточки к ритму, учитывая размеры <Рис. 22, 23, 24>:
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
16. Какой размер подходит к данным схемам дирижирования? Подписать. <Рис.25>:
Рис. 25
Альтерация
1. Пометить правильный ответ:
1) альтерация – изменение темпа;
2) изменение звука;
3) изменение динамики.
2. Соединить линиями знаки альтерации с их значением:
Понизить на ½ тона; повысить на ½ тона; повысить на тон; отменить; понизить на тон
3. Соединить линиями названия знаков и их действие:
Ключевые знаки действуют в одном такте
Случайные знаки действуют на протяжении всего сочинения
4. Соединить линиями знаки альтерации с их местоположением:
Случайные знаки стоят после ключа
Ключевые знаки стоят перед нотой
5. Написать ключевые диезы, бемоли в скрипичном и басовом ключах: <Рис.26, 27, 28, 29>:
Рис. 26–29
6. Повысить и понизить ноты на полутон со случайными знаками и без них. Какие получатся знаки у нот? Соединить линиями данные ноты с ответами. <Рис.30>:
Повысить |
Понизить |
||
Дано |
Ответ |
Дано |
Ответ |
Рис. 30
7. Повысить (1-4 такт) и понизить звуки (5-8 такт) на полутон. <Рис. 31>:
Рис. 31
8. Определить мажорные тональности по ключевым знакам, подписать их. <Рис.32>:
Рис. 32
9. Транспонирование – это
1) смещение мотива на другую высоту;
2) повторение мотива;
3) перенесение мелодии в другую тональность. Выбрать верный ответ и отметить.
10. Энгармонизм. Написать к данным нотам звуки, одинаковые по звучанию, различные по названию. <Рис. 33>:
Рис. 33
Интервалы
1. Интервал – это: 1) расстояние между звуками; 2) это несколько звуков; 3) расстояние между 2 звуками. Отметить правильный ответ.
2. Количественная величина интервалов – это 1) количество тонов между звуками; 2) количество ступеней между звуками. Отметить верный ответ.
3. Написать количество ступеней под названием интервалов:
Секунда, кварта, прима, секста, терция, октава, квинта, септима.
4. Определить гармонические интервалы и подписать их цифрами вверху <Рис.34>:
Рис. 34
5. Подписать в мелодии мелодические интервалы цифрами между звуками. <Рис. 35>:
Рис. 35
Период, его членение - соединить части периода с их названиями:
Часть периода | каденция |
Конец предложений |
мотив |
Одночастная форма |
фраза |
Часть предложения |
период |
Часть фразы |
предложение |
Каденции периода – соединить названия каденций 1-го и 2-го предложений периода с их особенностями:
Половинная каденция 1 предложения | на I ступени лада |
Заключительная каденция 2 предложения |
на неустойчивом звуке лада (часто – V ступень) |
Темп – соединить латинское обозначение скорости с расшифровкой:
Медленно Moderato Умеренно Adagio Быстро Allegro
Динамика – соединить латинское обозначение нюансов с их значением:
Штрихи – определить штрихи, поставить цифры: 1) легато; 2) стаккато; 3) нон легато. <Рис. 36, 37>:
Рис. 36
Рис. 37