Развитие речевой деятельности на уроках русского языка как способ формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Разделы: Русский язык


1. Актуальность

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка создает условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, способной к общению личности в любом культурном пространстве.

Предлагаемые типовые решения могут оказаться востребованы в связи с реализацией ФГОС общего образования, который предусматривает не только освоение конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин, но в совокупности универсальных учебных действий; с необходимостью осуществления трудовых действий и совершенствования педагогической деятельности.

В современной концепции образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, способы связи предложений в тексте, анализ текста.

В примерных программах по учебным предметам «Русский язык. 5-9 классы (стандарты второго поколения)» сказано, что компетентностный подход обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

2. Профессиональная педагогическая проблема

Как развивать речевую деятельность на уроках, чтобы способствовать формированию коммуникативной компетенции школьника? Появление этой проблемы вызвано рядом причин.

Причина первая. На процесс социализации современных школьников оказывают огромное влияние средства массовой информации. Важно добиться, чтобы эти средства стали союзниками учителя.

В начале ХХI века мультимедийные и Интернет-технологии получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения. Использование ИКТ на уроках дает возможность воздействовать на визуальный, аудиальный, кинестетический каналы восприятия человека. Главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активация самостоятельной деятельности. Применение ИКТ в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и стимулирует познавательный интерес современного школьника, повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

Причина вторая. Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения, формирование языковой культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения. Поэтому каждому учителю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование коммуникативной компетенции.

3. Профессиональные педагогические задачи

В данном методическом проекте, разработанном на основе накопленного опыта, ставлю следующие педагогические задачи:

  • развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании;
  • привлекать электронные средства для формирования коммуникативной компетенции;
  • содействовать развитию логического мышления и речи обучающихся.

В результате решения этих задач школьники:

  • овладеют русским языком как средством общения в жизни и учебной деятельности;
  • научатся активно привлекать ИКТ в самостоятельной работе;
  • овладеют общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

4. Система педагогических средств решения профессиональных задач

Работа с текстом, составление плана и таблиц, словарная работа, урок и внеурочные мероприятия, использование ИКТ, групповая и индивидуальная форма работы, интегративные связи с другими предметами.

5. Методика решения профессиональных задач

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает формирование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. «Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет урока. Развитие речи на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

-  понять тему сообщения, логику развития мысли;

- извлечь нужную информацию (полно или частично);

- проникнуть в смысл высказывания – слушание;

- навыков изучающего чтения;

- вести диалог и построить монологическое высказывание – говорение;

- выделять тему и основную мысль (идею) высказывания;

- собирать и систематизировать материал;

- составлять план, пользоваться различными типами речи;

- строить высказывание в определенном стиле;

- отбирать языковые средства;

- совершенствовать высказывание – письмо, говорение.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Сигнальной системой общения является слово и речь. Общение – это как основа и механизм коммуникативного образовательного процесса.

Проблема педагогического общения отражена в таких понятиях как «взаимодействие», «коммуникация».

Понятие «коммуникативный» («коммуникация») указывает на наличие связи между людьми. Коммуникативным называют человека, умеющего устанавливать и создавать такие связи между людьми или между собой и людьми.

Сегодня педагогическая технология общения с детьми требует от него уважения к человеку (и детям в том числе) как таковому. И это педагогическое требование не может быть оспорено, согласно нашему пониманию воспитания как введения детей в контекст мировой культуры.

Общение – особая разновидность взаимодействия людей, которая требует своих методов и приемов. Все, что делает педагог, будет эффективным тогда, когда работа интересна для самого педагога и учащегося.

Педагог должен уметь строить взаимоотношения с учениками, уметь обучать и развивать, обладать высокой психологической культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста ребят. В процессе обучения чаще всего происходит диалогическое взаимодействие учителя и ученика. Каждый опытный учитель понимает, как возрастает потребность в эффективном общении. Эффективно общаться – значит достигнуть цели. Проявляя себя в общении, личность выступает как личность коммуникативная.

У каждого человека свои индивидуальные показатели участия в различных видах речевой деятельности. Кто-то легко и много говорит, кто-то любит много читать. Один прекрасно владеет импровизацией в говорении, другому нужна более тщательная подготовка, третий быстро улавливает основную мысль собеседника в разговоре, четвертый любит писать письма и вести дневники.

Коммуникативная личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению.

Важное место в структуре коммуникативной личности занимает такой показатель, как отношение к партнерам по общению. Указанные показатели служат для характеристики коммуникативной личности. У каждого человека они свои, обусловленные его опытом, знаниями, образованием, профессией, образом и стилем жизни и т.д.

Важнейшим эффективным направлением в своей деятельности считаю обучение школьников анализу текста. Уроки создают условия для проявления индивидуальных, исследовательских и творческих способностей, формируют ключевые компетентности учащихся при изучении отдельных тем по русскому языку. Кроме того, создаются условия для развития речевой деятельности как способа формирования коммуникативной компетенции. А комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализа, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.

План комплексного анализа текста

1. Прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Определите стиль и тип речи текста. Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст.

4. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) и средства связи.

5. Составьте план текста, выделив микротемы.

6. Фонетическая организация текста (повторы, звукопись, аллитерация, ассонанс).

7. Лексические особенности текста: наличие слов, употребляемых в переносном значении, многозначных слов, синонимов и антонимов, заимствованных слов, устаревших и новых слов, лексики ограниченной сферы употребления (диалектизмов, профессионализмов), стилистически окрашенных слов, фразеологизмов.

8. Морфологический строй текста: преобладание определенных частей речи и причина этого, соотношение видовременных форм глагола, роль прилагательных, наречий при конкретизации названного предмета речи и его состояния, действия.

9. Синтаксическая организация: структура предложений, наличие союзов и их роль, пропуски членов предложения, использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений.

10. Использование средств художественной выразительности в зависимости от стиля текста (эпитеты, метафоры).

11. Особенности языка автора: авторские неологизмы, опорные – ключевые слова.

12. Отметьте орфографические и грамматические особенности текста.

Использую дидактические и раздаточные материалы, например, карточки для коррекционной работы по развитию речи, опорные конспекты.

Схема рассуждения.

- Схема построения рассуждения нам хорошо известна. Обратимся еще раз к ней: Т—>Д—>В. Это ее простейший вариант. А вот схема полного рассуждения с опознавательными признаками частей:

Т-Тезис – Мысль, которую нужно доказывать.

Лексическое сопровождение: по-моему, я думаю, я убежден, мне кажется. Задаем вопрос почему?

Д – Доказательство – Факты, подтверждающие правильность тезиса.

Лексическое сопровождение: во-первых, во-вторых, например, кроме того, чтобы убедиться, почему же, и наконец.

В – Вывод – Итог рассуждения.

Лексическое сопровождение: поэтому, итак, следовательно, так как, словом, всё это, значит.

- Рассмотрим схему (без рубрики «Лексическое сопровождение»).

- Какая часть работы над рассуждением особенно трудна?

- Подбор доказательств.

Действительно подбор доказательств – нелегкая работа, и, прежде всего, нужно знать, что может быть доказательством или аргументом.

Что может быть доказательством. 

1. Факт – наличие реального предмета, истинность события. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство.

- Вспомним пословицы, поговорки, подтверждающие эту мысль.

«Факт – вещь упрямая»; «поставить перед фактом»; «против факта не попрешь (в просторечии).

2. Общепринятые положения, принципы, нормы (перед едой следует мыть руки; родителей нужно уважать).

3. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

4. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.

5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов.

6. Примеры из художественной литературы.

Обратимся к тексту. Посмотрим, как авторы рассуждения строят систему доказательств, и анализируем текст.

Чтение текста вслух (читает заранее подготовленный ученик)

Анализ текста:

- Какова тема текста?

- Какова основная мысль текста?

- Определите стиль речи.

- Было сказано, что тип речи данного текста – рассуждение. Докажите.

- Текст начинается с тезиса – первое предложение. Далее следует переход к доказательству и идут доказательства.

- Сколько составных элементов предполагает рассуждение?

- Все ли они есть в данном тексте?

- Попробуем сделать его сами, исходя из системы доказательств.

- Итак, что доказывается?

- Какой аргумент положен в основание системы доказательств?

- К какому виду доказательств мы можем это отнести?

- Сколько еще выдвинуто аргументов? Зачитать.

- Откуда взяты эти аргументы?

- При помощи каких слов они вводятся в систему доказательств?

- А каков же вывод? Найдите в тексте предложение, которое может быть выводом, или сформулируйте его сами.

- Вернемся к системе полного рассуждения. Посмотрите на лексическое сопровождение доказательств. Как видите, здесь указана другая, хорошо вам известная лексика, которая используется в системе доказательств для логической связи, то есть в вашем распоряжении все многообразие лексических средств.

Более подробно хочется остановиться на обучении школьников составлению плана текста. «Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и его образы», - утверждала М.А.Рыбникова.

Между планом и пониманием существует двусторонняя зависимость. С одной стороны, чтобы планировать текст, надо его понять, с другой стороны, планирование углубляет понимание, так как при этом систематизируется все, что было извлечено из текста на протяжении всей его обработки.

Составляя план текста, ученик выполняет следующие операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит смысловую группировку текста, выделяет смысловое и логическое соотнесение частей плана друг с другом. Выделяет главные мысли или микротемы и вокруг них группирует текст.

Даю рекомендации учащимся по составлению плана.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выделите главные мысли текста.

3. Проверьте, как они соотносятся друг с другом.

4. Сгруппируйте текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части).

5. По количеству главных мыслей определите количество пунктов плана.

6. Сформулируйте главные мысли кратко (запишите их в виде пунктов плана).

7. Прочитайте текст повторно, проверьте, не пропустили ли что-то.

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Использованная литература

  1. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению русскому языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2005.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Русский язык, 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Ромашина, Н.Ф. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы. – М.: Планета, 2011. – 160 С. – (Современная школа).
  4. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях по русскому языку. – Волгоград: Учитель, 2006.