Цель |
Выяснить, каково значение музыки в творчестве писателей и поэтов, национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.Свиридов), и западноевропейских (В.Моцарт, Ф.Шопен) композиторов. |
Задачи |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты |
Предметные: Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе специфики языка каждого из них. Знать композиторов-классиков (Моцарт), романтиков (Шопен), современных отечественных (Свиридов), знать жанры инструментальной (симфония, соната, рондо, этюд, вальс, ноктюрн, прелюдия), вокально-хоровой (кантата, реквием) музыки. Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, элементарное музицирование). Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
|
Основные понятия |
Современная отечественная музыка, симфоническая музыка, инструменты оркестра, мажор-минор, русская народная песня, рондо, соната, симфония, венская классическая школа, романтизм, вальс, этюд, фортепианная музыка. |
Технологии |
Развитие процессов восприятия (симфоническая палмография и палмофония), историческая реконструкция (диалог культур), развитие вокально-интонационных навыков, метод проектов, элементарное музицирование, работа в группах, технология сотрудничества. |
Межпредметные связи |
Литература, история, изобразительное искусство, музыкальное движение, хор. |
Оборудование |
Фортепиано, доска, плакаты, карточки, раздаточный материал с терминами, 3 ноутбука, ватманы, клеящие карандаши, фломастеры, исторические костюмы, аудио и видеозаписи музыкальных произведений, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты. |
Ход урока
Задачи этапа урока (виды работ) |
Содержание, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые |
|||||
Предметные |
Формируемые |
|||||||
I этап. Организационный |
||||||||
Создать комфортные психологические условия для работы |
Приветствие «Здравствуйте, ребята!» (поёт): «Солныщко лучистое светит высоко. |
Сопровождают пение «музыкальными движениями» |
|
Л.: реализация творческого потенциала, Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя К.: умение слушать друг друга П.: активизация творческого мышления |
||||
II этап. Сообщение темы и постановка задач урока |
||||||||
|
- Ребята, сегодня мы будем говорить о трёх композиторах, имена которых Вам уже знакомы (раскрывает постепенно размещённые на доске портреты: Свиридова, Моцарта, Шопена). - В каких странах и в какое время жили эти композиторы? |
Называют имена композиторов.
Называют страны и века: |
Знать: |
Л.: понимание значения музыкального искусства в жизни человека Р.: ставить новые учебные задачи К.: сотрудничество с учителем и сверстниками П.: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи |
||||
|
Какова цель нашего урока? Послушать, сравнить и понять особенности музыки разных исторических эпох |
Формулируют цель урока |
Уметь: формулировать учебные задачи |
|
||||
III Этап. Слушанье музыки (новый материал) |
||||||||
Слушанье музыки |
- Послушаем наш первый музыкальный пример. Задание: опеределить характер, лад, темп, солирующий инструмент. Обратить внимание на мелодию. На доске: перевернутые карточки на светлом фоне–мажор, светло, напевно, прозрачно, плавный, флейта (те же слова списком в раздаточном материале у детей – после того как они всё назовут – сразу открываем и сравниваем. |
Называют определения характера, лада музыки из раздаточного материала. |
Знать: особенности музыкального языка русской музыки (напевность, широту, Уметь:
выявлять из всей
фактуры
средства музыкальной выразительности: |
Л.: готовность выражать своё отношение к искусству Р.: оценка воздействия музыкального произведения на собственные чувства К.: умение вести диалог П.: владение музыкаль-ным словарём в процессе размышлений о музыке |
||||
Пение, элементрное музицирование | Историческая реконструкция: |
Рассказывают о «своей» музыке» | Уметь: передать в исполнении Понимать: взаимодействие музыки и других видов |
|||||
Слушанье музыки |
Учитель:
- Давайте послушаем:
«Осень». И снова обратите внимание на мелодию. Деревенские: - «Это наша музыка!» Учитель:
- Мы очень рады, что помогли вам, это музыка Георгия Васильевича Свиридова. |
Называют характеристики с раздаточного материала. Решают учебную задачу: |
|
|
||||
Пение |
Учитель: - Ребята, а теперь пришло время спеть песню. Песня «Красно солнышко» (1 куплет с припевом – солисты и хор). |
Поют | ||||||
IV этап. Защита проекта «Мой Моцарт» (2 подгруппа) |
||||||||
Элементарное музицирование | Учитель, обращаясь к «деревенским»: - ребята, наши артисты приготовили для вас музыкальный подарок Чтение стихотворение Б.Окуджавы о Моцарте. – «Турецкое рондо» Моцарта с ударно-шумовыми инструментами (исполняет на ф-но). |
Чтение стихотворения, Исполнение, |
Знать: стилевые особенности Уметь: работать в инструментальном ансамбле |
Л.: расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя К.: умение учитывать разные мнения П.: владение навыками интонационно образного анализа музыки |
||||
|
Учитель: |
Характеристика музыки (выбрать термины с раздаточного материала). |
Понимать:
композиционное |
|||||
- Что значит форма «рондо» (показывает карточку-круг, тема рефрена повторяется по кругу, чередуясь с эпизодами)? - В какую эпоху жил Моцарт? (классицизм) |
Определение эпохи (венский классицизм) |
|||||||
V этап. Защита проекта «Мой Шопен» (3 подгруппа) |
||||||||
Музыкальное движение |
Дети: Чтение стихотворение Л.Озерова «Вальс» Учитель играет фрагмент вальса, дети исполняют танец (3 пары танцуют с веерами). После музыки. Учитель: - Давайте охарактеризуем эту музыку: карточки – воздушная, одухотворённая, трепетная, романтичная. - Ребята, а почему музыка такая? |
Танцуют, Слушают.
Дают определения музыке (с раздаточного материала). Определяют историческую эпоху (романтизм) |
Знать: жанровые признаки вальса Уметь: передать характер музыки в музыкальном движении. Понимать: художественное содержание романтической музыки. |
Л.: наличие эмоцинального отношения к искусству Р.: оценка собственной музыкально-творческой деятельности К.: участвовать в обсуждении явлений искусства П.: использовать общие приёмы решения задач |
||||
VI этап. Музыкальная викторина (подведение итогов). «Узнай музыку» |
||||||||
Работа в группах |
Класс делится на 3 подгруппы за 3 «столами» по 7-8 человек. На столах ноутбуки (3) с наушниками (музыкальные примеры) и заготовки газет: К каждой газете по 2 конверта (1 к. – по 3 варианта портретов композиторов, 2 к. – по 3 варианта названий произведений, которые нужно угадать, по 3 клеящих карандаша. |
Угадывают «свою» музыку, вклеивают портреты композиторов и названия пр-й в газеты.
Рассказывают о своих фрагментах. |
Знать:пройденные музыкальные произведения, Уметь: узнавать их на слух выявлять средства музыкальной выразительности. Понимать: художественное своеобразие русской (20 в.), классической (18 в.) и романтической (19 в.) музыкой на примере изученных произведений |
Л.: углублённое понимание музыкального искусства в жизни человека Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки К.: сотрудничество с учителем и сверстниками П.: умение сравнивать музыкальные образы |
||||
VII этап. Финал урока Совместное исполнение песни «Скрипучий концерт» у доски |
||||||||
Совместное |
Совместное исполнение песни |
Поют
|
Знать: название симфонического произведения, чья мелодия положена в основу песни (симфония №40). Уметь: выразительно и музыкально исполнять произведение. Понимать: смысл и художественную идею исполняемой песни. |
Л.: уважительное отношение к мировой музыкальной культуре Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя П.: владение вокально-интонационными навыками К.: умение слушать друг друга |
Список литературы
- Сергеева Г., Критская Е. Музыка – 5 класс. М., 2013.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. http://mon.gov.ru/press/news/8286.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» – М., 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.