ФГОС в работе с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии


Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Думаю, что одаренного ребенка можно наглядно сравнить с деревом.

Корни дерева скрыты под землей - так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних параметров и условий. Ствол - это в нашем случае аналог тех самых общих способностей или общей одаренности, той универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные "ветви" - частные проявления одаренности.

Чем больше у человека развитых частных способностей - "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем более органичным выглядит воображаемое дерево. Тем более одаренный человек.

А знаете ли вы, что в России из 29 млн. детей только 7%интеллектуально одаренных и 30% потенциально одаренных.

Перед нами, учителями, стоит ответственная задача – сохранить, не потерять интеллектуальное будущее нашей страны. Создать такие внешние условия, чтобы ветвистее было наше воображаемое дерево.

Начать хочется таким стихотворением С.Я.Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали маленький философ…
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
С.Я. Маршак

Звучит как-то печально и не по-современному, потому что в нынешней системе образования «преподносить ответы без вопросов» это вчерашний день.

Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

Я хочу поделиться своей системой использования современных образовательных технологий в системе ФГОС, которые задают узловые, реперные точки в работе с одаренными детьми.

Итак, личностно-ориентированное обучение-для повышения мотивации обучения, актуализации личности ребенка, создания условий для самореализации.

Проблемное обучение – для стимулирования активной самостоятельной деятельности учащихся и развития мыслительных способностей.

Технологии развивающего обучения – как деятельностный способ обучения, ориентированный на опережение, стимулирование и ускорение процесса развития личности.

Проектное обучение - для формирования умения добывать новые знания, работать с информацией, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Групповые технологии – для формирования обстановки творческого сотрудничества, взаимопомощи и здоровой конкуренции.

Компьютерные (информационные) технологии – для повышения эффективности учебного процесса.

Работа с одаренными детьми должна идти постоянно, и в рамках урочной деятельности и во внеурочной. Это должна быть целая система педагогических условий:

1. Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом)

2. Особая структура урока (систематический подбор развивающих заданий, логических заданий занимательного характера, заданий повышенного уровня сложности);

3. Организация разнообразной внеурочной деятельности (кружки, дополнительные занятия, групповые занятия, предметные школы), участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней, способствующее проявлению и развитию интеллектуальной одаренности.

4. Консультации родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

5. Дополнение содержания учебных программ. В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  • Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
  • Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем. дисциплин или областей знания.
  • Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержанке обучения с выходом за рамки изучения традици онных тем за счетустановления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
  • Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихсясведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

6. Методическое обеспечение специальной литературой. Используя предлагаемый материал творчески, учитель сможет поддерживать постоянный интерес учащихся изучаемому предмету на всех этапах урока и во внеурочной деятельности: подготовке к олимпиадам, прведении кружковых и факультативных занятий, в организации дифференцированного контроля за знаниями учащихся;

7. Повышение педагогического мастерства учителя (курсы учителей, участие в семинарах, выступление на ГМО, Школы совершенствования педагогического мастерства, мастер-классы); качества личности учителя. (Об этом мы сейчас поговорим в практической части нашего занятия);

8. Использование современных образовательных технологий;

9. Создание программ по работе с одаренными детьми.

Осуществление программы по работе с одарёнными детьми создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.

Итак, в качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих интеллектуальных способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

 Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. Талантливые люди – главное богатство общества.

P.S.: “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”