«От того, как будет воспитываться молодёжь,
будет напрямую зависеть не только благополучие,
а само существование суверенной России».
Слово Патриарха Кирилла после Литургии в
Воскресенском кафедральном соборе Ханты-Мансийска, 2013 г.
В чем особенность сегодняшнего дня? Много говорят то о нравственном кризисе России, то о ее нравственном возрождении. Ясно одно: если потерять фундамент или заменить его на инородный, кризис души будет неизбежен.
Кризис души все отчетливее проявляется в подрастающем поколении россиян. Доступная для детей современная массовая культура держится на ценностях общества потребления и не требует от человека совершенствования души. Родители, занятые вечным вопросом: "Где заработать?", все меньше внимания уделяют вопросам духовного развития, да и если находят время, то сами, лишенные в свое время соответствующей подготовки, мало что могут предложить своим детям.
Очевидно, что наиболее профессионально, тактично и аккуратно справиться с задачей духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время может только школа. Только она сможет противопоставить лавине негативной информации, выжигающей душу ребенка, принципы, на которых может быть сформирована сильная, духовно-нравственная личность.
Что положить в основу нравственного воспитания? В этом вопросе предпочтительнее использовать опыт предшествующих поколений. В чем выдели нравственную опору наши предки - без сомнения в христианском мироотношении. Именно по этой причине светское российское образование все чаще обращается к опыту православного духовного просвещения и воспитания. Важнейший вопрос современной педагогики - не столько напитать знаниями ребенка, сколько утолить жажду духовную.
Такой опыт реализуется в учебном курсе "Духовное краеведение Подмосковья", главной целью которого является создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у него картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности. Среди проблем, рассматриваемых при изучении данного курса отдельным блоком стоят вопросы религиозного мировоззрения (историко-культурное содержание Библии, основы религиозно-философской мысли) и нравственно-этической культуры христианства.
Изучение данных образовательных линий процесс очень непростой, так как требует от ребенка не только усвоения абстрактных нравственных категорий, но и "образования сердца", упорной работы по развитию своей души. Особое значение в связи с этим приобретает приобщение детей к богатейшим традициям отечественной художественной культуры, использование на уроках "Духовного краеведения Подмосковья" творческого потенциала произведений изобразительного искусства.
Образы Святой Земли, евангельские события, происходившие на святых местах, становились объектом осмысления и изображения на холсте для многих русских художников: И.К.Айвазовского, М.Шагала, А.А.Иванова, И.Е.Репина, В.Паленова, М.В.Нестерова, В.А.Маковского, Н.Н.Ге, В.М.Васнецова и др.* Некоторые из них лично побывали в странах библейского региона. Незабываемые впечатления, необычные краски, восточный колорит нашли отражение в творчестве путешественников-паломников с мольбертами, что позволило сделать воздействие их картин на зрителя более сильным.
_________________
* На сайте императорского православного палестинского общества представлены картины русских художников на библейские сюжеты от сотворения мира до евангельских мотивов - http://www.ippo.ru.
Начало времен и всего сущего на планете, сотворение мира и человека, грехопадение в раю, первое убийство брата братом, всемирный потоп, страдания Христа — размышление над этими глобальными философскими темами, описанными в Библии и Евангелии, неизменно дававшее пищу для художественного осмысления ветхо и новозаветных событий в русской живописи, может быть использовано на уроках знакомства с православной культурой. Не стоит ограничивать возможности художественных произведений только функцией иллюстрирования библейских и евангельских сюжетов. Их педагогические возможности значительно шире - картины русских художников могут лечь в основу проблемного обучения детей. Что хотел донести до зрителей художник? Какими он видел образы, перенесенные им на холст? Каков человек и его духовный мир?
Примеры заданий:
- Давайте сравним картину В.М. Васнецова «Александр Невский» П.В.Корина «Александ Невский», что в них общего, чем они отличаются, какие черты личности Александра Невского хотели подчеркнуть авторы данных произведений?
- Николай Ге «Тайняя вечеря». Рассмотрите картину. Кто на ней изображен, а кого художник изобразил в виде черной фигуры? Почему у этого персонажа нет лица?
- Иван Константинович Айвазовский «Хаос (Сотворение мира») Какие краски выбраны художником? Какие чувства вызывает у вас это произведение? Почему? Как бы вы изобразили сотворение мира, опираясь на строки Бытия I:1-2 «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою».
- Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне». Автор картины вынашивал ее замысел 10 лет. В своих записках он писал: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Так что же хотел сказать автор? О чем думает герой картины?
- Милорадович Сергей Дмитриевич «Приготовление к пасхе». Расскажите, опираясь на увиденное, о том, как ваши сверстники в давние времена готовились к пасхе. Как к пасхе готовитесь вы?
- Кустодиев Борис Михайлович «В монастыре», Аполлинарий Михайлович Васнецов «Троице-Сергиева лавра». Опираясь на картины, расскажите о монастырском укладе, жизни и занятиях монахов.
- Николай Ге «Распятие». В письме к Л.Толстому художник писал: «Я долго думал, зачем нужно распятие...— для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... распятие нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня... Я сотрясу их мозги страданиями Христа, я заставлю их рыдать, а не умиляться!..» Современники холодно приняли эту картину. Павел Третьяков отказался от ее покупки в свою галерею. Да и сам автор не вполне был ею доволен. Почему? Как вы думаете?
Русские художники в отличие от европейских живописцев, источником вдохновения считали Новый Завет. Их интересовали духовные и нравственные основы христианской веры, образ Христа. Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека. Из всего Евангелия русскими художниками были выбраны такие сюжеты, в которых совершенно растворяется божественное, нереальное и ярче всего проявляется обыкновенный человеческий характер. Не идеализированный, а близкий и понятный каждому человеку образ Христа на этих картинах заставляет задуматься об истинном смысле пребывания человека на земле, о силе человеческих страданий, о возможности безграничной любви к ближнему, ко всему человечеству (творчество В.Д.Поленова, И.Н.Краского, Н.Н.Ге и др.). Картины учат любить, прощать, понимать, сочувствовать. Картины учат жить и умирать достойно званию Человека.
Художественные произведения не просто иллюстрируют события из Евангелия, но заставляют школьников чувствовать и понимать ту далекую от нас эпоху, систему ценностей и мировоззрение христианина, позитивно влияя на формирование нравственных качеств и понимание собственного "Я". Использование в ходе занятий произведений русских художников разных поколений и различных творческих направлений способствует формированию эстетического отношения учащихся к христианству, стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию их интереса к истории и ценностям православия.
В ходе занятий, используя художественные образы, созданные великими русскими художниками, учитель, не ограничиваясь сообщением теоретических сведений, активизирует эмоциональное восприятие школьников, обучая их навыкам творческого и христианского анализа художественных произведений, способствуя успешному их освоению и формированию нравственно-эстетических качеств школьника, его творческих способностей.
Для того чтобы понимать вопросы, о которых идет на занятиях речь, необходимо задействовать все чувства ребенка: он должен видеть, слышать, сопереживать, пытаться действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами. Только тогда нравственные ценности из "сухой" теории станут жизненной потребностью существования духовно-нравственной личности. Очень важно, чтобы меньше становилось детей, преждевременно одряхлевших душой, утративших всякий интерес к жизни, к высокому и благородному.