Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастер перевоплощения"

Разделы: Дополнительное образование


РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Мастеровой не может не работать,
 Он упускает тайну ремесла».

И.Снегова

Театральное искусство предполагает публичное действие человека, который в определенной мере должен обладать способностями, именуемыми актерскими. Можно ли научить быть актером? На этот вопрос ответил еще К. Станиславский, сказав, что научить нельзя, а научиться можно. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.

В названии  дополнительной общеобразоватлеьной общеразвивающей программы «Мастер перевоплощения» отражена  её концепция, так как обучение актерскому искусству должно привести к внутреннему перевоплощению личности каждого обучающегося в личность творческую, социально активную. В работе по программе принципиально важным является ролевое  существование  обучающихся на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, драматургом, зрителем и «профессиональным зрителем», т.е. театральным критиком, рецензентом.

Программа реализуется в образцовом театральном  коллективе «Кукляндия» (Приложение 1) Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска Оренбургской области с 2015 года. Программа дополнялась и перерабатывалась с учетом социального и государственного заказов, меняющихся нормативно-правовых и информационно-методических требований.

Программа  имеет художественную направленность и способствует приобщению детей и подростков к театральной деятельности.  Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни.

Усложняющееся содержание  программы реализуется через продвинутый уровень  и предназначается для воспитания творческой, разносторонне развитой личности.

Актуальность данной программы в том, что она, включая в себя четыре основных аспекта сценического творчества (история, речь, движение, актерское мастерство),  и направлена на развитие способностей каждого обучающегося, на развитие социальной одаренности, на формирование социальной компетентности, на духовно-нравственное воспитание.

Новизна программы состоит во   внедрении инновационных технологий и применении эффективных форм и методов обучения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся, приобретению жизненного опыта, развитию коммуникативных компетенций и наблюдательности, так как учебный материал предполагает самостоятельный поиск информации и самостоятельную работу над собой.

Практическая значимость программы в привлечении детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для их многостороннего развития.  Программа  дополняет предметы общеобразовательного курса:  историю  (история театра), сценическая речь (техника речи), изобразительное искусство (грим), трудовое обучение (изготовление реквизита и декораций), физическую культуру (выполнение общефизических и музыкально - ритмических упражнений). Система плановых речевых и актерских тренингов позволит совместить работу над драматургическим материалом и психофизическим аппаратом. Занятия хореографией могут проводиться, как планово, так и по необходимости (при работе над спектаклем). В целях приобщения обучающихся к культурным народным ценностям, в программу включены игры на изучение народных традиций и обычаев, а так же посещение выставочного зала, музея, драматического театра.

Педагогическая целесообразность Театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать  и в области текста, и в области компоновки пространства. Театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше.

Программа разработана в соответствии с современными нормативно-правовыми документами (Приложение 2) в сфере образования.

Отличительные особенности программы

Программа написана на основании анализа программ «Я хочу на сцену» Седен Т.В., «Волшебный мир театра» Манаевой А. Ю., и А.В.Гребёнкина «Сценическое движение». Перечисленные программы имеют свою ценность:

- программа «Я хочу на сцену» Седен Т.В. направлена на воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству, создание творческого пространства, в котором  органично могли бы сосуществовать дети разных возрастов;

- программа «Волшебный мир театра» Манаевой А. Ю.ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей,

- программа А.В.Гребёнкина «Сценическое движение» способствует органичному соединению элементов внешней и внутренней техники юного актёра и освоению общих двигательных навыков (точности движения, правильного распределения мышечных усилий).

Отличительные особенности программы «Мастер перевоплощения» от вышеперечисленных:

Первая особенность: программа разработана для детей со сформированными базовыми компетенциями в области театральной деятельности и являетсявторым уровнем  дополнительной общеразвивающей программы «Театральные подмостки».

Вторая особенность: программа позволяет дифференцированно подходить к каждому обучающемуся, учитывать индивидуальные способности и природные данные, даёт возможность приобрести глубокие знания и навыки, готовя детей к самостоятельному творчеству.

Третья особенность: программа способствует формированию социальной компетентности обучающихся, так как предусматривает психологическое и физическое раскрепощение, нахождение путей преодоления страхов в публичных выступлениях; провокацию творческой активности и фантазии; настройку художественного «я»;

Четвёртая особенность: предусматривает профориентационную работу с возможностью продолжения обучения театральному мастерству  в средних и высших специальных образовательных учреждениях обучающихся с наиболее выраженными актёрскими способностями.

Пятая особенность: способствует укреплению здоровья: развивает костно-мышечную и дыхательную системы через специальные  комплексы упражнений и тренингов.

Научно-теоретическим обоснованием программы стали труды многих деятелей искусства и науки. Художественно-творческая и педагогическая деятельность выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра и кино, их теоретические концепции в области театрального и киноискусства К.С.Станиславский, (А.Арто, П.Брук, Б.Брехт, Е.Б.Вахтангов, Е.Гротовский, Р.Клер, М.О.Кнебель, В.Э.Мейерхольд, В.И.Немирович-Данченко, Б.А.Покровский, Г.А.Товстоногов, Ф.Феллини, А.В.Эфрос и др.) дали основание для появления понятия «театральная педагогика». В настоящее время театральная педагогика является одной из значимых дидактических подструктур педагогической науки, нашедшей свое развитие в трудах П.М.Ершова, А.П.Ершовой и др.

Программа «Мастер перевоплощения» опирается на следующие основные педагогические принципы: доступность, последовательность, систематичность, природосообразность, культуросообразность, наглядность и личностно-ориентированный подход к обучению.

Адресат программы

Для занятий по программе «Мастер перевоплощения» принимаются обучающиеся в возрасте от 12 лет до 17 лет (Приложение 3), закончившие обучение  по программе «Театральные подмостки» (базовый уровень) и  успешно прошедшие итоговую аттестацию, желающие продолжить обучение и работу над собой, приобщаться к театральному искусству.

Формы организации обучения

Групповая – освоение учебного, постановочная работа, сценическая практика, разработка творческих и социальных проектов.

Объём и сроки освоения образовательной программы

Срок обучения по данной программе составляет 3 года в объёме 864 часа:

каждый год обучения - по 288 часов.

Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю: два занятия по  2, 5 часа, одно занятие – 3 часа, всего 8 часов в неделю.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия в своей структуре могут содержать темы разных модулей, но обязательно включают тренинг (актёрский, речевой, пластический).

Занятия по модулю «Работа над спектаклем» организуются в отдельные дни.

Режим занятий

Занятия по программе начинаются не позднее 15 сентября и заканчиваются не ранее 20 мая включительно. Занятия проходят в группах постоянного состава. Продолжительность занятия обучающихся – 40 минут с обязательными переменами между занятиями - 10 минут. В середине занятий проводится физкульразминка.

Наполняемость групп и составляет 12–10 человек.

Цель программы: формирование у обучающихся самостоятельного творческого мышления, направленного на создание ярких сценических образов и развитие социальной одаренности.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомить с историей развития  театра и основными понятиями театрального действия;
  • обучать технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию и элементам перевоплощения;
  • обучать правилам работы над драматургическим произведением и последовательности работы с художественным текстом;

Развивающие:

  • развивать творческих способностей и художественного вкуса обучающихся;
  • развивать координации и пластики тела;
  • развивать артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения; развитие умения логически строить фразы;

Воспитывающие:

  • развивать волевую, эмоциональную и духовно-нравственную сферы  и потребность в труде с желанием добиваться высоких результатов;
  • воспитывать познавательную потребность, интерес к театральной деятельности, социальную  активность;
  • воспитывать высокоорганизованную личность, готовую к самореализации и к самоопределению в жизни.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Модули

Количество часов в год

Формы контроля

1 год

2 год

3 год

Всего

1

Вводное занятие

1

1

1

3

Беседа, опрос

2

Тренинг – путь к самопознанию и саморазвитию

30

30

30

90

Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование

3

История театра

18

18

18

54

Беседа, опрос

4

Сценическая речь

36

36

36

108

Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование

5

Сценическое движение

24

24

24

72

Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование

6

Актёрское мастерство

72

72

72

216

Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование

7

Работа над спектаклем

105

105

105

315

Беседа, наблюдение, конкурс

8

Итоговое занятие

2

2

2

6

Творческий отчет

 

Итого:

288

288

288

864

 

1 Модуль «Вводное занятие» (3 часа)

Модуль направлен на установление эмоционального контакта с обучающимися, знакомство с направлением деятельности коллектива, осмысление целей и задач, формирование знаний по технике безопасности, проведение входной диагностики и решение организационных вопросов.

2 модуль «Тренинг – путь к самопознанию и саморазвитию» (90 часов)

Модуль включает в себя отдельные игры, направленные на развитие внимания, памяти, речи и мышления, и комплексы игр, позволяющие использовать творческий потенциал каждого учащегося. Кроме того, модуль позволяет в игровой форме диагностировать творческие способности обучающихся, уровень психофизического развития. Обучение по данному модулю позволит узнать правила поведения в театре (на сцене и за кулисами); познакомиться с краткой историей возникновения театрального искусства; узнать законы игры, взаимодействия; научиться проявлять инициативу.

Структура модуля:

  • Игры на развитие внимания, памяти, речи и мышления.
  • Комплексы игр, содержащие теоретический материал о театральной этике, истории театра.
  • Творческие игры, публичные выступления.

3 Модуль «История театра» (54 часа)

Модуль включает в себя лекционный материал и видеофильмы по истории театра. При изучении модуля осуществляется просмотр спектаклей. Кроме того, предусмотрена практическая исследовательская деятельность. Занятия по данному модулю позволят обучающимся познакомиться с историей театра различных стран и народов; познакомиться с системой К.С. Станиславского; изучить историю российских ведущих театров, биографию известных актеров и режиссеров.

Структура модуля:

  • Теоретический материал по истории театра.
  • Система К.С.Станиславского, как основа актёрского мастерства.
  • Исследовательская деятельность (самостоятельный поиск биографических и исторических данных).

4 Модуль «Сценическая речь» (108 часов)

Модуль включает в себя анатомические данные о построении артикуляционного аппарата, описание и обоснование упражнений дыхательной, артикуляционной и речевой гимнастик, знания, умения и навыки по культуре и технике речи. Модуль объединяет в себе теоретический материал по культуре и технике речи и практические упражнения по развитию речевого действия. Модуль содержит обязательные для изучения темы и темы, которые педагог может варьировать в зависимости от учебной ситуации в размере предусмотренных в модуле вариативных часов. Кроме того, вариативная часть предусматривает индивидуальные занятия с учащимися, которые испытывают затруднения в обучении. Занятия по данному модулю позволят обучающимся узнать правила гигиены для речевого аппарата; научиться выполнять речевой тренинг; выполнять словесное действие, используя нужную интонацию и подтекст; вести диалог и дискуссии на различные темы; использовать полученные знания в повседневной жизни.

Структура модуля:

  • Упражнения, направленные на формирование навыка гигиенического дыхания.
  • Упражнения для развития правильной артикуляции, дикции, звучания и посыла.
  • Работа над литературным и драматургическим материалом.

Самостоятельная творческая деятельность по составлению текстов (устных и письменных).

5 Модуль «Сценическое движение» (72 часа)

Модуль включает в себя общефизические упражнения, упражнения, позволяющие снять мышечные зажимы, упражнения на развитие пластики тела, а также знакомит учащихся со сценическим боем, некоторыми сценическими трюками. Занятия по данному модулю позволят обучающимся развить пластику, координацию движений; помогут  выработать правильную осанку и почувствовать свое тело, развить чувство ритма; узнать правила техники безопасности при выполнении физических упражнений; научиться находить у себя места мышечных зажимов и при помощи физических упражнений избавляться от них; узнать значение жеста и пластического выражения эмоции или чувства; научиться выполнять несложные трюки, выстраивать сценический бой; работать с партнером, учитывая его физические возможности.

Структура модуля:

  • Упражнения и комплексы ОФП
  • Основы хореографии и пластические этюды.
  • Техника безопасности и правила выполнения сценических трюков.

6 Модуль «Актерское мастерство» (216 часов)

Предмет «Актерское мастерство» направлен на развитие в ребенке: свободы общения, коммуникабельности, эмоциональной памяти, чувства ритма, воображения, фантазии, на осмысление собственного «Я», на воспитание художественного вкуса. Модуль включает в себя этюды, актерский тренинг, элементы воплощения. Занятия по данному модулю позволят обучающимся узнать специфику актерской профессии; познакомиться с составляющими актерской игры; узнать сущность и последовательность выполнения актерского тренинга; научиться действовать в предлагаемых обстоятельствах; использовать элементы воплощения для создания ярких сценических образов; использовать полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни.

Структура модуля:

  • Воображение, наблюдение, фантазирование.
  • Работа над этюдами.
  • Элементы воплощения.
  • Актёрский тренинг.
  • Профессия-актёр.

7 Модуль «Работа над спектаклем» (315 часа)

Модуль включает учебный материал, направленный на выработку алгоритма действий обучающиеся при работе над любым литературным и драматургическим произведением, знакомятся с правилами планирования, прогнозирования, учатся правильно распределять время и силы. Кроме того, при работе над спектаклем закрепляются и используются знания, умения и навыки, полученные при изучении всех предыдущих модулей. Занятия по данному модулю позволят обучающимся делать анализ литературного и драматургического произведения; составлять план работы над ролью; участвовать в работе над постановочным планом; узнать правила проведения постановочных, сводных, технических и генеральных репетиций; реализовывать поставленные задачи.

Структура модуля:

  • Законы анализа (литературный, режиссёрский, действенный).
  • Работа по планированию.
  • Анализ собственной деятельности.

8 Модуль «Итоговое занятие» (2 часов)

Модуль направлен на выявление образовательных результатов и подведение итогов (промежуточных и итоговых) освоения программы

Продолжение программы