РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мастеровой не может не работать,
Он упускает тайну ремесла».
И.Снегова
Театральное искусство предполагает публичное действие человека, который в определенной мере должен обладать способностями, именуемыми актерскими. Можно ли научить быть актером? На этот вопрос ответил еще К. Станиславский, сказав, что научить нельзя, а научиться можно. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
В названии дополнительной общеобразоватлеьной общеразвивающей программы «Мастер перевоплощения» отражена её концепция, так как обучение актерскому искусству должно привести к внутреннему перевоплощению личности каждого обучающегося в личность творческую, социально активную. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование обучающихся на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, драматургом, зрителем и «профессиональным зрителем», т.е. театральным критиком, рецензентом.
Программа реализуется в образцовом театральном коллективе «Кукляндия» (Приложение 1) Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска Оренбургской области с 2015 года. Программа дополнялась и перерабатывалась с учетом социального и государственного заказов, меняющихся нормативно-правовых и информационно-методических требований.
Программа имеет художественную направленность и способствует приобщению детей и подростков к театральной деятельности. Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни.
Усложняющееся содержание программы реализуется через продвинутый уровень и предназначается для воспитания творческой, разносторонне развитой личности.
Актуальность данной программы в том, что она, включая в себя четыре основных аспекта сценического творчества (история, речь, движение, актерское мастерство), и направлена на развитие способностей каждого обучающегося, на развитие социальной одаренности, на формирование социальной компетентности, на духовно-нравственное воспитание.
Новизна программы состоит во внедрении инновационных технологий и применении эффективных форм и методов обучения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся, приобретению жизненного опыта, развитию коммуникативных компетенций и наблюдательности, так как учебный материал предполагает самостоятельный поиск информации и самостоятельную работу над собой.
Практическая значимость программы в привлечении детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для их многостороннего развития. Программа дополняет предметы общеобразовательного курса: историю (история театра), сценическая речь (техника речи), изобразительное искусство (грим), трудовое обучение (изготовление реквизита и декораций), физическую культуру (выполнение общефизических и музыкально - ритмических упражнений). Система плановых речевых и актерских тренингов позволит совместить работу над драматургическим материалом и психофизическим аппаратом. Занятия хореографией могут проводиться, как планово, так и по необходимости (при работе над спектаклем). В целях приобщения обучающихся к культурным народным ценностям, в программу включены игры на изучение народных традиций и обычаев, а так же посещение выставочного зала, музея, драматического театра.
Педагогическая целесообразность Театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства. Театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше.
Программа разработана в соответствии с современными нормативно-правовыми документами (Приложение 2) в сфере образования.
Отличительные особенности программы
Программа написана на основании анализа программ «Я хочу на сцену» Седен Т.В., «Волшебный мир театра» Манаевой А. Ю., и А.В.Гребёнкина «Сценическое движение». Перечисленные программы имеют свою ценность:
- программа «Я хочу на сцену» Седен Т.В. направлена на воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству, создание творческого пространства, в котором органично могли бы сосуществовать дети разных возрастов;
- программа «Волшебный мир театра» Манаевой А. Ю.ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей,
- программа А.В.Гребёнкина «Сценическое движение» способствует органичному соединению элементов внешней и внутренней техники юного актёра и освоению общих двигательных навыков (точности движения, правильного распределения мышечных усилий).
Отличительные особенности программы «Мастер перевоплощения» от вышеперечисленных:
Первая особенность: программа разработана для детей со сформированными базовыми компетенциями в области театральной деятельности и являетсявторым уровнем дополнительной общеразвивающей программы «Театральные подмостки».
Вторая особенность: программа позволяет дифференцированно подходить к каждому обучающемуся, учитывать индивидуальные способности и природные данные, даёт возможность приобрести глубокие знания и навыки, готовя детей к самостоятельному творчеству.
Третья особенность: программа способствует формированию социальной компетентности обучающихся, так как предусматривает психологическое и физическое раскрепощение, нахождение путей преодоления страхов в публичных выступлениях; провокацию творческой активности и фантазии; настройку художественного «я»;
Четвёртая особенность: предусматривает профориентационную работу с возможностью продолжения обучения театральному мастерству в средних и высших специальных образовательных учреждениях обучающихся с наиболее выраженными актёрскими способностями.
Пятая особенность: способствует укреплению здоровья: развивает костно-мышечную и дыхательную системы через специальные комплексы упражнений и тренингов.
Научно-теоретическим обоснованием программы стали труды многих деятелей искусства и науки. Художественно-творческая и педагогическая деятельность выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра и кино, их теоретические концепции в области театрального и киноискусства К.С.Станиславский, (А.Арто, П.Брук, Б.Брехт, Е.Б.Вахтангов, Е.Гротовский, Р.Клер, М.О.Кнебель, В.Э.Мейерхольд, В.И.Немирович-Данченко, Б.А.Покровский, Г.А.Товстоногов, Ф.Феллини, А.В.Эфрос и др.) дали основание для появления понятия «театральная педагогика». В настоящее время театральная педагогика является одной из значимых дидактических подструктур педагогической науки, нашедшей свое развитие в трудах П.М.Ершова, А.П.Ершовой и др.
Программа «Мастер перевоплощения» опирается на следующие основные педагогические принципы: доступность, последовательность, систематичность, природосообразность, культуросообразность, наглядность и личностно-ориентированный подход к обучению.
Адресат программы
Для занятий по программе «Мастер перевоплощения» принимаются обучающиеся в возрасте от 12 лет до 17 лет (Приложение 3), закончившие обучение по программе «Театральные подмостки» (базовый уровень) и успешно прошедшие итоговую аттестацию, желающие продолжить обучение и работу над собой, приобщаться к театральному искусству.
Формы организации обучения –
Групповая – освоение учебного, постановочная работа, сценическая практика, разработка творческих и социальных проектов.
Объём и сроки освоения образовательной программы
Срок обучения по данной программе составляет 3 года в объёме 864 часа:
каждый год обучения - по 288 часов.
Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю: два занятия по 2, 5 часа, одно занятие – 3 часа, всего 8 часов в неделю.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия в своей структуре могут содержать темы разных модулей, но обязательно включают тренинг (актёрский, речевой, пластический).
Занятия по модулю «Работа над спектаклем» организуются в отдельные дни.
Режим занятий
Занятия по программе начинаются не позднее 15 сентября и заканчиваются не ранее 20 мая включительно. Занятия проходят в группах постоянного состава. Продолжительность занятия обучающихся – 40 минут с обязательными переменами между занятиями - 10 минут. В середине занятий проводится физкульразминка.
Наполняемость групп и составляет 12–10 человек.
Цель программы: формирование у обучающихся самостоятельного творческого мышления, направленного на создание ярких сценических образов и развитие социальной одаренности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с историей развития театра и основными понятиями театрального действия;
- обучать технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию и элементам перевоплощения;
- обучать правилам работы над драматургическим произведением и последовательности работы с художественным текстом;
Развивающие:
- развивать творческих способностей и художественного вкуса обучающихся;
- развивать координации и пластики тела;
- развивать артикуляционного аппарата; формирование правильного произношения; развитие умения логически строить фразы;
Воспитывающие:
- развивать волевую, эмоциональную и духовно-нравственную сферы и потребность в труде с желанием добиваться высоких результатов;
- воспитывать познавательную потребность, интерес к театральной деятельности, социальную активность;
- воспитывать высокоорганизованную личность, готовую к самореализации и к самоопределению в жизни.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Модули |
Количество часов в год |
Формы контроля |
|||
1 год |
2 год |
3 год |
Всего |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
1 |
3 |
Беседа, опрос |
2 |
Тренинг – путь к самопознанию и саморазвитию |
30 |
30 |
30 |
90 |
Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование |
3 |
История театра |
18 |
18 |
18 |
54 |
Беседа, опрос |
4 |
Сценическая речь |
36 |
36 |
36 |
108 |
Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование |
5 |
Сценическое движение |
24 |
24 |
24 |
72 |
Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование |
6 |
Актёрское мастерство |
72 |
72 |
72 |
216 |
Наблюдение, выполнение контрольных упражнений, тестирование |
7 |
Работа над спектаклем |
105 |
105 |
105 |
315 |
Беседа, наблюдение, конкурс |
8 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
2 |
6 |
Творческий отчет |
|
Итого: |
288 |
288 |
288 |
864 |
|
1 Модуль «Вводное занятие» (3 часа)
Модуль направлен на установление эмоционального контакта с обучающимися, знакомство с направлением деятельности коллектива, осмысление целей и задач, формирование знаний по технике безопасности, проведение входной диагностики и решение организационных вопросов.
2 модуль «Тренинг – путь к самопознанию и саморазвитию» (90 часов)
Модуль включает в себя отдельные игры, направленные на развитие внимания, памяти, речи и мышления, и комплексы игр, позволяющие использовать творческий потенциал каждого учащегося. Кроме того, модуль позволяет в игровой форме диагностировать творческие способности обучающихся, уровень психофизического развития. Обучение по данному модулю позволит узнать правила поведения в театре (на сцене и за кулисами); познакомиться с краткой историей возникновения театрального искусства; узнать законы игры, взаимодействия; научиться проявлять инициативу.
Структура модуля:
- Игры на развитие внимания, памяти, речи и мышления.
- Комплексы игр, содержащие теоретический материал о театральной этике, истории театра.
- Творческие игры, публичные выступления.
3 Модуль «История театра» (54 часа)
Модуль включает в себя лекционный материал и видеофильмы по истории театра. При изучении модуля осуществляется просмотр спектаклей. Кроме того, предусмотрена практическая исследовательская деятельность. Занятия по данному модулю позволят обучающимся познакомиться с историей театра различных стран и народов; познакомиться с системой К.С. Станиславского; изучить историю российских ведущих театров, биографию известных актеров и режиссеров.
Структура модуля:
- Теоретический материал по истории театра.
- Система К.С.Станиславского, как основа актёрского мастерства.
- Исследовательская деятельность (самостоятельный поиск биографических и исторических данных).
4 Модуль «Сценическая речь» (108 часов)
Модуль включает в себя анатомические данные о построении артикуляционного аппарата, описание и обоснование упражнений дыхательной, артикуляционной и речевой гимнастик, знания, умения и навыки по культуре и технике речи. Модуль объединяет в себе теоретический материал по культуре и технике речи и практические упражнения по развитию речевого действия. Модуль содержит обязательные для изучения темы и темы, которые педагог может варьировать в зависимости от учебной ситуации в размере предусмотренных в модуле вариативных часов. Кроме того, вариативная часть предусматривает индивидуальные занятия с учащимися, которые испытывают затруднения в обучении. Занятия по данному модулю позволят обучающимся узнать правила гигиены для речевого аппарата; научиться выполнять речевой тренинг; выполнять словесное действие, используя нужную интонацию и подтекст; вести диалог и дискуссии на различные темы; использовать полученные знания в повседневной жизни.
Структура модуля:
- Упражнения, направленные на формирование навыка гигиенического дыхания.
- Упражнения для развития правильной артикуляции, дикции, звучания и посыла.
- Работа над литературным и драматургическим материалом.
Самостоятельная творческая деятельность по составлению текстов (устных и письменных).
5 Модуль «Сценическое движение» (72 часа)
Модуль включает в себя общефизические упражнения, упражнения, позволяющие снять мышечные зажимы, упражнения на развитие пластики тела, а также знакомит учащихся со сценическим боем, некоторыми сценическими трюками. Занятия по данному модулю позволят обучающимся развить пластику, координацию движений; помогут выработать правильную осанку и почувствовать свое тело, развить чувство ритма; узнать правила техники безопасности при выполнении физических упражнений; научиться находить у себя места мышечных зажимов и при помощи физических упражнений избавляться от них; узнать значение жеста и пластического выражения эмоции или чувства; научиться выполнять несложные трюки, выстраивать сценический бой; работать с партнером, учитывая его физические возможности.
Структура модуля:
- Упражнения и комплексы ОФП
- Основы хореографии и пластические этюды.
- Техника безопасности и правила выполнения сценических трюков.
6 Модуль «Актерское мастерство» (216 часов)
Предмет «Актерское мастерство» направлен на развитие в ребенке: свободы общения, коммуникабельности, эмоциональной памяти, чувства ритма, воображения, фантазии, на осмысление собственного «Я», на воспитание художественного вкуса. Модуль включает в себя этюды, актерский тренинг, элементы воплощения. Занятия по данному модулю позволят обучающимся узнать специфику актерской профессии; познакомиться с составляющими актерской игры; узнать сущность и последовательность выполнения актерского тренинга; научиться действовать в предлагаемых обстоятельствах; использовать элементы воплощения для создания ярких сценических образов; использовать полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни.
Структура модуля:
- Воображение, наблюдение, фантазирование.
- Работа над этюдами.
- Элементы воплощения.
- Актёрский тренинг.
- Профессия-актёр.
7 Модуль «Работа над спектаклем» (315 часа)
Модуль включает учебный материал, направленный на выработку алгоритма действий обучающиеся при работе над любым литературным и драматургическим произведением, знакомятся с правилами планирования, прогнозирования, учатся правильно распределять время и силы. Кроме того, при работе над спектаклем закрепляются и используются знания, умения и навыки, полученные при изучении всех предыдущих модулей. Занятия по данному модулю позволят обучающимся делать анализ литературного и драматургического произведения; составлять план работы над ролью; участвовать в работе над постановочным планом; узнать правила проведения постановочных, сводных, технических и генеральных репетиций; реализовывать поставленные задачи.
Структура модуля:
- Законы анализа (литературный, режиссёрский, действенный).
- Работа по планированию.
- Анализ собственной деятельности.
8 Модуль «Итоговое занятие» (2 часов)
Модуль направлен на выявление образовательных результатов и подведение итогов (промежуточных и итоговых) освоения программы