Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи [1].
Чтение в цифровую эпоху не теряет своей ведущей роли в получении информации. Чем быстрее и внимательнее будут читать школьники, тем выше будут их учебные достижения. Актуальность темы обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно работать с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.
В настоящее время существует немало методик, направленных на повышение скорости чтения, которые помогают увеличить скорость чтения без существенного понижения восприятия текста. Основополагающим методом является подавление внутренней артикуляции (проговора), то есть читатель узнаёт слово, но не произносит его про себя. Каждый читатель владеет теми или иными методами скорочтения: так, мы не проговариваем каждую букву, но слово целиком, или по слогам, некоторые буквы в словах выпадают и т.д.
Большим успехом пользуется:
1. Метод выборочного чтения, когда читается не все подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют также
2. Техника чтения целыми словами (этот метод очень популярен в США),
3. Техника, заключающаяся в угадывании смысла предложения по его началу и нескольким опорным словам. Есть также
4. Методики, заключающиеся в прогнозировании мыслей автора,
5. В чтении «по диагонали», «зигзагом» и т.д. Этим методам вас могут обучить на курсах и тренингах, посвященных этой проблеме.
6. Разработана также обучающая компьютерная программа, убирающая из текста лишние слова.
Сегодня мы разберем 6 упражнений, которые применяются на логопедических занятиях в школе Ж.Аубакировой.
Существуют «Правила быстрого чтения»:
- Читать без механических регрессий (не возвращаться глазами к прочитанному),
- Читать без внутреннего проговаривания,
- Читать, скользя по странице сверху вниз, вертикальным движением глаз,
- Удерживать внимание на развитии мысли автора,
- Читать, придерживаясь алгоритма:
- автор;
- название;
- проблема, тема;
- содержание;
- новизна материала;
- отношение к прочитанному.
- Объем ежедневного чтения - 80-100 страниц.
Скорость и осознанность чтения можно улучшить с помощью специальных упражнений, которые помогают развивать память, внимание, мышление, скорость восприятия, то есть высшие психические функции (ВПФ). Опираясь на новейшие разработки в сфере интеллектуального развития исследований человека, нейропсихологии и психологии, на логопедических занятиях мы применяем следующие тестовые задания:
Тест № 1 Таблица Шульте
Использование таблиц Шульте для развития скорочтения. Таблица Шульте - это таблица со случайно расположенными числами для проверки и развития быстроты нахождения цифр в определенном порядке. Упражнения позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно для скорочтения. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которых вписаны цифры от 1 до 25. В своей работе мы так же используем усложненную таблицу Шульте с разными шрифтами и до 50 ячеек разной формы.
Таблица Шульте
10 |
2 |
3 |
20 |
23 |
25 |
12 |
4 |
8 |
1 |
16 |
18 |
7 |
5 |
14 |
19 |
11 |
6 |
15 |
21 |
17 |
24 |
22 |
13 |
9 |
Тест №2 Корректурная проба
Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита.
Экспериментатор выдает испытуемому бланк "корректурной пробы" и разъясняет по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы. Последовательно рассматривая каждую строчку букву «С» - подчеркивай, «А» - зачеркивай, «Е» надо обвести в кружок и «Х» - взять в треугольник". Задание нужно выполнять быстро и точно".
Тест № 3 Мнемотаблицы
Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника —это специальный приём, облегчающий запоминание нужной информации и увеличивающий объём памяти, путём образования ассоциаций.
Техника мнемоника облегчает запоминание там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются легко и быстро. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемотехника — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Мнемотехника применяется для запоминания не запоминаемой информации.
Мнемотаблица «Гороскоп»
Тест №4 Скороговорки
Скороговорка — короткая фраза с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш). Используются для тренировки дикции и произношения.
Логопеды придерживаются другого названия данного вида речевого искусства: чистоговорки.
Чистоговорки и скороговорки незаменимы при тренировке автоматического произношения и дифференциации, а также увеличения скорости чтения.
Для развития речевого аппарата рекомендуется произносить скороговорки с изменением громкости и темпа речи, т.е. громко, тихо или шепотом, быстро или медленно. Но основная задача при произношении скороговорок — делать это чисто и внятно, с полноценной, глубокой артикуляцией, независимо от скорости и громкости речи.
Скороговорки:
- Всех скороговорок не перескороговоришь — не перевыскороговоришь.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала и т.д.
Тест №5 Категории
Катего́рия (от др.-греч. κατηγορία – «высказывание») – общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Мы заучивали наизусть утверждения о наших супер способностях: «У меня великолепная память. Память и внимание подчиняются мне. Текст любой сложности читаю только один раз. Я читаю быстро. Я читаю все быстрее».
Тест №6 Контрольный замер техники чтения с вопросами на понимание прочитанного текста
Все данные заносятся в «Личный лист достижений по скорочтению». Из опыта работы по данной системе, скорость чтения за учебный год в среднем у учащихся начальных классов возрастает на 60-70%.
Таким образом, если скорость чтения является очень медленной или медленной, необходимо обратить на это самое пристальное внимание. Конечно, многие люди имеют невысокую скорость чтения, потому что каждый человек индивидуален, а на скорость чтения влияет множество факторов: активность, внимательность, темперамент, особенности мышления, эмоции, мотивация, целевая установка и т.д. Но в условиях учебного процесса при низкой скорости чтения может просто не хватить времени на овладение необходимым количеством учебного материала, поэтому существует особая необходимость в рационализации чтения.
Итак, чтобы увеличить скорость чтения, нужно первое - сильное желание; второе – индивидуальный подход в рамках существующих приемов, третье - ежедневные тренировки. Сегодня самые современные приемы обучения быстрому чтению основываются на развитии способности понимать прочитанное и надлежащей организации процесса чтения.
Список литературы.
- Галактионова Т.Г. «Открытое чтение» - концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открытого образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 42. - С. 122-132.
- Зиганов М.А. Скорочтение. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с.
- Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М: Академия, 2017.
- Старжинская Н.С. Формирование синтетического чтения у детей 6 лет.
- Интернет-ресурс //www.voppsy.ru
- Ученые: Пробелы помогают читать быстрее. Интернет-ресурс //dni.com
- Быстрое чтение Интернет-ресурс //magicspeedreading.com
- О методике Васильевой Л.Л. Интернет-ресурс// https://skorochtenie64.ru
- Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» Москва, 1983.