По данным всемирной организации здравоохранения, в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. В последние годы процент детей с патологией зрения различного вида и степени тяжести, а также инвалидов по зрению увеличился. У таких детей вследствие особенностей зрительного дефекта и вторичных отклонений нередко возникают сложности в развитии психических процессов, интеллектуальном и физическом воспитании, коммуникативной деятельности, что затрудняет дальнейшую социальную адаптацию в социуме и обучение в общеобразовательной школе.
В нашей образовательной организации воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с сочетанными дефектами: нарушением зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Нарушение зрительных функций ведет к возникновению вторичных отклонений в развитии детей:
- нарушению развития координации движения;
- нарушение развития ритмического чувства;
- нарушение развития эмоционально-волевой сферы;
- нарушение развития личностных качеств, представлений об окружающем мире;
- нарушение навыков общения.
Эти нарушения в свою очередь ведут к отклонениям в психологической, речевой, двигательной сферах.
Наличие физического недостатка накладывает отпечаток на развитие личности, задерживая развитие ребенка. Поэтому важнейшей задачей стало: всеми средствами физического, музыкального, художественно-эстетического, речевого, познавательного воспитания адаптировать ребенка к окружающему миру.
Большая роль в коррекции развития движений, ориентировки в пространстве, развитию быстроты реакции, координации движений отводится физическому воспитанию. На непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию часто используются элементы здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия у детей. Определение физической нагрузки для детей и противопоказаний к использованию определенных видов упражнений строится на основе рекомендаций врача-офтальмолога.
Известно, что у детей с косоглазием и амблиопией существуют специфические особенности координации движения, которые проявляются в ассиметричности и несогласованности движений рук и ног, в несформированности зрительно-двигательных взаимосвязей. Именно общеобразовательные упражнения, основные виды движений, подвижная игра направлены на улучшение координаций движения.
Коррекция недостатков физического развития осуществляется не только в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, но и на занятиях по плаванию. На таких занятиях происходит обучение детей плаванию по одновременной методике. Инструктор по плаванию ведет обучение детей правильному дыханию в координации с движением рук и ног. Такая методика обучения помогает в овладении движениями и укрепляет их координацию.
Работа над коррекцией недостатков в развитии координации движений и ориентировки в пространстве берется в основу освоения детьми ритмических движений на непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию.
Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, раскоординированности двигательных актов, их аритмичности и гиподинамию. Непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой форме.
Она дает ребенку радость, вызывает интерес, отвлекает от проблем связанных со зрительной депривацией, применение специальных игр и упражнений позволяет развивать зрительный и слуховой анализаторы.
Музыкальный руководитель уделяет большое внимание не только развитию ритмических движений, но развитию у детей речи, речевого общения.
Занятия по развитию музыкально-ритмических движений повышает общий жизненный тонус ребенка, помогает в формировании основных движений, вырабатывает правильную осанку, скоординированный мышечный тонус. Дети принимают активное участие в театрализованной деятельности, которая способствует формированию компонентов коммуникации (мимики, пантомимики, жестовой речи). Театрализованная деятельность доставляет детям не только радость, но и способствует творческому развитию ребенка.
Дошкольники участвуют в спектаклях к тематическим неделям, которые традиционно проходят в учреждении. Именно игра-драматизация является наиболее доступным и интересным способом выражения эмоций и впечатлений.
Помощь в развитии монологической и диалогической речи, в выразительности речи оказывают учителя-логопеды. Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения и речи.
Большую работу с детьми проводит педагог-психолог, который использует в своей работе с детьми развивающие игры, направленные на снятие мышечного психоэмоционального напряжения, беспокойства, тревожности, стимулируют деятельность детей, способствуют активизации центральной нервной системы.
Игровая деятельность, которую проводит педагог-психолог способствует формированию:
- чувства принадлежности к группе;
- развития навыков социального поведения;
- повышения уверенности в себе и развития самостоятельности.
Учитель-дефектолог в свой работе использует различные игры и упражнения для развития у детей с нарушением зрения осязания и мелкой моторики, развития зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Сенсорные пособия используются педагогом для развития зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации и умения действовать по образцу, развитию ориентировки на плоскости. Использование лабиринтов разного вида способствует развитию зрительно-моторной координации.
В результате комплексного многостороннего подхода к коррекции развития у детей постепенно вырабатывается опыт, который помогает участвовать в конкурсах, турнирах, соревнованиях.
Дети ОВЗ (нарушение зрения) участвуют в конкурсе чтецов «Расскажи стихи руками», который проводится традиционно в учреждении, принимают участие в соревнованиях «Веселые старты», «Школа мяча», «Спортивные эстафеты» участвуют в шашечном турнире «Юный шашист».
Таким образом, в системе непосредственно образовательной деятельности осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами специалистов. Это обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов, моторной деятельности, устранению вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения, коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка и дает возможность постепенно приобретать опыт, который помогает участвовать в конкурсах, соревнованиях, турнирах, социализироваться в окружающем его мире наравне со зрячими детьми.