Мы работаем в специальной коррекционной школе, с особыми детьми с НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети-труженики, дети-герои. Каждый день они сталкиваются с трудностями, которые нам даже сложно понять, ведь то, что для нас естественно, для них – подвиг. Они, так же как и мы, стремятся к своей мечте, своим вершинам. Наша задача, их учителей, просто помогать им и поддерживать, подсказывать и направлять, быть их друзьями и помощниками.
Наша команда состоит из 4 человек: ученики 4 класса Никита Ч. и Саша К., учитель начальных классов дефектолог Козлович С.А. и учитель–логопед, дефектолог, член жюри городских конкурсов проектов Феоктистова Л.Н.Проектной деятельностью мы занимаемся с 2004 года, одними из первых стали применять элементы проектной деятельности в начальной школе. Наши ученики за эти годы неоднократно становились призерами различных конкурсов и фестивалей проектной деятельности в городе Москве. Ребята, принявшие участие в проекте, занимаются проектной деятельностью со 2-го класса, уже имеют свои успехи, и в 5 класс придут вполне подготовленными в этом направлении учениками. За два последних года мы выступили на Межрайонном этапе городского конкурса проектных и исследовательских работ районов Вешняки, Новокосино, Косино-Ухтомский. В 2017 году получили Диплом 3 степени за проект «Ягодное лукошко», а 3 февраля 2018 года авторы проекта «Движение – это жизнь» (секция Здоровьесбережение) Ч.Никита, К.Александр – 4 «А» класс награждены Дипломом I Степени. (Руководители проекта Козлович С.А. Феоктистова Л.Н. http://schiv31.mskobr.ru/novosti/pozdravlyaem_s_uspeshnym_uchastiem_v_mezhrajonnom_e_tape_gorodskogo_konkursa_proektnyh_i_issledovatel_skih_rabot/)
Хочется поделиться своим опытом работы в этом проекте. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить самостоятельно принимать решения, быть всесторонним и коммуникативным человеком, мобильной творческой личностью. Проектная деятельность как раз позволяет развить данный потенциал каждого ребенка, чувствовать себя значимой фигурой в общем коллективе, но при этом проявлять свою индивидуальность. Ребята проявляют самостоятельность и ответственность в приобретении необходимых знаний, чувство ответственности заставляет выполнять свое поручение в срок и качественно, обучение идет незаметно и интересно. Наша направляющая роль состоит в том, чтобы уловить те интересы и увлечения, которые владеют детьми, и вовремя подсказать направление поиска.
Никита рассказал нам о своём папе, который занимается промышленным альпинизмом, и о том, что ему очень нравится эта профессия. Он бы тоже хотел ею заняться. Они с папой увлекаются роупджампингом. Это направление экстремальной активности, заключающееся в прыжке и дальнейшем свободном падении (полете вниз) с высокого объекта. На него еще надо забраться. Это очень интересно и захватывающе, но требует физической силы и ловкости. Никита понимает, что ему не хватает внимания, координации движений и силы в мышцах ног. Он рассказал о своем увлечении одноклассникам. Оказалось, что у многих из них такие же проблемы. Его друг Саша К., тоже очень заинтересовался этой проблемой. Тогда мы задумались о том, как помочь себе и своим одноклассникам. Тема захватила нас, и мы решили сделать проект «Движение - это жизнь». Эпиграфом мы выбрали высказывание Анджело Моссо, итальянского физиолога «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения». Так перед нами встала проблема. Как же мы её будем решать, какие цели поставим перед собой, кто и что нам поможет?
Мы определили цель проекта:
- Составить комплекс упражнений для детей с НОДА и с его помощью укрепить мышцы ног.
Поставили перед собой задачи:
- ознакомиться с различными видами упражнений по укреплению мышц ног и развитию координации движений в литературе и сети интернет, найти наиболее интересный для занятий вид;
- ознакомиться с содержанием уроков по физкультуре и адаптивной физкультуре в 4 классе. Получить консультацию у учителей физической и адаптивной физкультуры по нагрузкам и двигательной физиологии;
- просмотреть материалы степ-аэробики по укреплению мышц ног и проанализировать необходимость использования ее в комплексе упражнений;
- провести социологический опрос одноклассников с целью выяснить, что нам мешает активно двигаться и какие виды спорта вызывают особые затруднения;
- собрать комплекс упражнений на каждую физминутку в теченииучебного дня, на каждый день недели, включая вторую половину дня.
Выдвинули гипотезу:
- действительно ли комплекс физических упражнений помогает сохранить работоспособность, укрепляет здоровье, помогает в учебной деятельности, приносит полноценную и радостную жизнь?
Составили этапы работы над проектом:
1. На первом этапе ребята ознакомились с различными видами упражнений по укреплению мышц ног и развитию координации движений в сети интернет.
Ознакомились с содержанием уроков по физкультуре в 4 классе в учебнике В.И.Лях «Физическая культура» 1-4 классы.
Посмотрели материалы степ-аэробики по укреплению мышц ног.
В процессе поисков обучающиеся много узнали о физических нагрузках, видах упражнений, которые укрепляют наши мышцы, об интересных видах занятий, направленных одновременно на координацию движений и силу мышц. Учителя физкультуры помогли нам определить комплекс упражнений по укреплению мышц ног. Учитель по адаптивной физкультуре порекомендовал виды упражнений для дыхания и упражнений для растяжки мышц. Оказалось, что для равномерной нагрузки и предупреждения травм это необходимо.
2. На втором этапе Саша К. провел социологический опрос одноклассников с целью выяснить, что мешает активно двигаться и какие виды спорта вызывают особые затруднения.
Выяснилось, что у ребят, как и у Саши с Никитой в основном страдают те виды спорта и те виды упражнений, которые связаны с нагрузкой на мышцы ног и синхронными движениями рук и ног, удержанием внимания и положения тела в комплексах упражнений. Основные трудности вызывают прыжки, лазание, удержание равновесия, катание на лыжах и коньках.
Возник вопрос, как же ребятам и их друзьям тренироваться, поскольку уроки и занятия занимают столько времени, а укреплять мышцы нужно каждый день, уроков физкультуры явно недостаточно; как достичь цели?
В этот момент важно подсказать правильное направление обучающимся, что и сделала учитель начальных классов - Козлович Светлана Алексеевна, чутко уловив интерес детей. Предложение тренировать мышцы в течение всего дня понемногу во время физминуток на уроках (1-2 мин) и заканчивать полным комплексом после обеда, вызвало всеобщее воодушевление.
3. Идея ребятам понравилась, и на третьем этапе они снова отправились к учителям физической и адаптивной физической культуры за консультацией по различным видам упражнений, нагрузок, и доступным на уроках комплексам. Никита предложил несколько видов, учителя ознакомились и внесли свои поправки. Но оказалось, что Саша и Никита мало знают о пространственной координации, внимании. Тогда учителя предложили им обратиться за помощью к учителю-дефектологу Феоктистовой Людмиле Николаевне. Рассказ заставил ребят задуматься и просмотреть еще детскую и учебную литературу о нашей центральной нервной системе, головном мозге, видах нарушений нервной деятельности. Ребята поняли, что проблема скоординированного движения рук и ног, равновесия тела в пространстве, зависит от очень многих причин, а главное - от того, насколько согласованно работает наш головной мозг. Он, оказывается, состоит из нескольких частей. Головной мозг делят на три больших отдела:
- 2 полушария
- мозжечок
- ствол мозга.
Оказывается, очень важно, как они между собой взаимодействуют, а также как они взаимодействуют с со спинным мозгом. У ребят с НОДА это взаимодействие часто нарушено.
Учителю очень важно в данный момент поддержать ребят, оказать влияние на баланс между интересом и деятельностью, подсказать, как отобрать комплекс упражнений, который и укрепит мышцы ног, и разовьёт внимание, координацию движений. Направить работу по пути развития интереса и желания, чтобы эти усилия привели не только к созданию конкретного проекта, но и помогли в преодолении двигательной неловкости, общей двигательной разгрузки, и, как следствие, привели к улучшению работоспособности.
Саша предложил использовать степ-аэробику в качестве интересного и необычного комплекса упражнений. Девочкам очень понравилось, эти упражнения учат не только ловкости и координации, но и танцам.
4. На четвертом этапе вместе с взрослыми (на этом этапе подключились и увлеклись работой над проектом родители) были собраны комплексы упражнений, которые бы включали и дыхание, и разминку, и растяжку, распределяли по сложности нагрузки на каждую физминутку в течение учебного дня на каждый день недели, включая вторую половину дня. Просчитали количество упражнений и количество подходов в них, так чтобы это занимало на каждом уроке 1,5-2 минуты.
Получился занимательный комплекс упражнений, который понравился не только нам, но и всем одноклассникам, а у третьеклашек – просто вызвал зависть. Ребята 4-го класса с удовольствием посвятили их в свои секреты. Этот комплекс мы и предлагаем вам в качестве занимательного пособия по проведению физминуток на уроках в течение учебного школьного дня.
Наши выводы: Когда ребята стали применять комплекс упражнений каждый день, то заметили, что их внимание, координация движений, даже память улучшилась. А учителя физической и адаптивной физической культуры заметили, что обучающиеся стали более ловкими и выносливыми, стали получаться упражнения, которые раньше давались с трудом, появилось желание быть первым - преодолевать более сложные нагрузки, от которых раньше отказывались, появилась вера в себя. Комплекс упражнений действительно работает и помогает в спорте, в учебе и просто укрепляет здоровье. В качестве доказательства приводим собственный дневник наблюдений Никиты Ч.
Мой дневник достижений |
|
Мои результаты до занятий комплексом физ. упражнений |
Мои результаты после занятий комплексом физ. упражнений |
Базовые знания по теме. |
Расширил знания по теме. |
Физические способности: |
Физические способности: |
Сила - слабость, вялость Выносливость - утомляемость |
Активность |
Количество дней по болезни за второе полугодие 2016-2017 г. – 65ч. |
Количество дней по болезни за первое полугодие 2017-2018 г. – 42ч. |
ВИДЕОРОЛИК с упражнениями степ-аэробики был продемонстрирован на конкурсе.
К защите проектной работы была подготовлена презентация с фотографиями и материалами работы.
Работая над проектом, мы были увлечены поиском, взаимная заинтересованность помогла ребятам развить свои умения в поиске и обработке информации, значительный объем полученных знаний поддержал во время ВПР и контрольных, сплотил и объединил класс. Движение каждый день добавило физической активности и ловкости, помогло наладить более тесные контакты с ребятами на учебном этаже, по-другому взглянуть на свои знания.
Мы рекомендуем разумное применение метода проектов в обучении младших школьников. В процессе проектной деятельности удивительным образом сочетается обучение и воспитание, поиск и решение, самостоятельность и индивидуальность, результатом является общий успех и радость от процесса обучения как у школьников, так и у самих педагогов. Дорого понимание, что ты выпускаешь в жизнь не только творчески развитых учеников, но также личность, которая готова всегда быть успешной.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготавливает их к реальным условиям жизни, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.