Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение данной задачи особенно актуально для начальной ступени школьного обучения, поскольку, по мнению психологов и физиологов учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей, а возраст является благоприятным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются универсальные учебные действия, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий одно из ведущих мест занимает проектный метод обучения, позволяющий развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому ребёнку раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. Особое место в информационно-образовательной среде занимают сетевые или телекоммуникационные проекты. Сетевой проект – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся, объединённых общей темой, целью, формами работы и методами исследования.
Рассмотрим инновационный метод обучения с разных точек зрения:
– проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей;
– учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации. На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, сколько проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Именно в начальной школе наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие креативных способностей. Ребёнок начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Телекоммуникационные (сетевые) «проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
– предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
– предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения;
– предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической или творческой;
– предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания».
Взаимодействие участников сетевого проекта.
Участие в сетевых проектах, безусловно, требует хорошего владения Интернет-технологиями, техническим школьным оборудованием не только от координаторов проекта, но и от большинства его участников. В основном используется командная форма работы, в одну команду могут входить разновозрастные участники. Работа внутри команды может строиться по группам, с выполнением участником той или иной роли, или осуществляться индивидуально. В сетевом проекте учатся все: и координаторы, и участники. Ведь каждый, обязательно каждый, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Безопасность детей в Интернете – один из ключевых вопросов при работе с детьми в сетевом проекте. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики. Учителю, как координатору проекта, необходимо помнить, что приводя детей в Сеть, мы несём ответственность за их безопасность и поведение в новой образовательной среде.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
На сайте Nachalka.com каждый учебный год предлагаются учебные и внеучебные сетевые проекты. На протяжении четырёх лет обучения с детьми мы поучаствовали в различных проектах. Во 2 классе мы участвовали в проекте «Унылая пора! Очей очарование!». В данном проекте мы многому научились:
- ставить метку на Google-карте;
- работать с дневником наблюдений “Осеннее дерево”;
- проводить эксперименты и обсуждать их на форуме;
- создавать ленту времени и размещать снимок;
- проводить фенологические наблюдения;
- размещать ссылку на Дневник фенологических наблюдений в метке Google карты;
- оформлять страницу гербария;
- оформлять слайд презентации с отгадкой;
- создавать коллаж из трёх снимков одного дерева и размещать его в метке Google карты и многое другое…
В завершение данного проекта был снят мультфильм про мишку Борю в осеннем лесу. Работа детей увлекла, захватила и была огромной радостью.
В третьем классе мы участвовали в проекте «Один в городе». Проект направлен на создание условий для актуализации знаний младших школьников о неблагоприятных факторах города и основных видах городских опасностей, осознания важности соблюдения правил безопасности и защиты своей жизни. В проекте «Один в городе», попадая вместе с Lego-героем в различные ситуации и помогая ему справиться с трудностями, ребята наглядно представили разные жизненные ситуации и смоделировали своё поведение, увидели, что нет безвыходных ситуаций, пришли к выводу, что главное соблюдать спокойствие. В заключение проекта каждый участник смоделировал свои действия в разных жизненных ситуациях, приняв участие в квесте «Один в городе».
В третьем классе мы ещё поучаствовали в районном сетевом проекте «С чего начинается Родина?» В этом проекте дети создавали визитную карточку, ментальную карту по итогам работы с текстом М. Матусовского «С чего начинается Родина»; осваивали азы инфографики «Год экологии в России» и размещали материал в коллективной электронной презентации на Диске Google.
В этом учебном году мы поучаствовали в очень интересном проекте «Клуб детективов». Организаторы этого сетевого проекта – группа учителей начальных классов школ Добрянского района Пермского края. Вместе с героями детективных рассказов петербуржских детских писательниц Екатерины Матюшкиной и Екатерины Оковитовой сыщиками Фу-Фу и Кис-Кисом ребята разгадывали ребусы, создавали портрет детектива, «осматривали» место преступления, «опрашивали» свидетелей, расшифровывали таинственное письмо, составляли фоторобот преступника и т.д. Работать было очень интересно!
Участие в сетевых проектах позволило не только решать широкий круг общеобразовательных задач, но и помогло развитию у детей умения работать в команде, рефлексивных умений и умений использовать информационные технологии.
В заключение хотелось сказать, что вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя – научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.