Сценарий урока «Моделирование размещения предприятия по производству оборудования для трубного завода». 9-й класс

Разделы: География, Информатика

Класс: 9


Предмет: География, информатика и ИКТ.

Класс: 9.

Единица содержания: создание информационных компьютерных моделей географического объекта (завода по производству оборудования).

Цель:

обучающий аспект

  • уметь представлять реальный объект в виде образно-знаковой модели (познавательные УУД);
  • уметь применять модели географического объекта для определения его характеристик (познавательные УУД);
  • знать субъекты РФ, металлургические базы, крупнейшие предприятия отрасли (познавательные УУД);
  • уметь работать с картами (познавательные УУД);
  • формировать представление о моделировании как методе познания окружающего мира (познавательные УУД);

развивающий аспект

  • развивать аналитическое мышление при анализе(выделение существенных признаков реального объекта в процессе создания информационной модели объекта, оценки адекватности цели моделирования), синтезе (создание нескольких информационных моделей реального объекта, представление существенных признаков моделируемого объекта в различной форме) (личностные, познавательные УУД);
  • развивать умение осуществлять планирование, контроль, рефлексию своей деятельности (регулятивные УУД);
  • развивать речь, использовать географические термины при составлении монологического ответа (познавательные, коммуникативные УУД);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать познавательный интерес к изучению географии, ИИКТ (познавательные и личностные УУД);
  • воспитывать целеустремленность, формировать уверенность в собственных силах при решении практических задач, в том числе с помощью компьютера;
  • воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой работы (личностные УУД);
  • воспитывать патриотизм и прививать корпоративные ценности (личностные УУД).

Тип урока: комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • Подготовка к активной познавательной деятельности.
  • Применение знаний и способов действий.
  • Подведение итогов урока на рефлексивной основе.

Граница знания - незнания

Знают/умеют

Не знают/не умеют

Знают субъекты РФ, металлургические предприятия и металлургические базы.

Предприятия по изготовлению труб.

Знают виды моделей по форме представления.
Умеют использовать электронные таблицы для создания вычислительных таблиц, построения графиков и диаграмм.

Не имеют опыта создания образно-знаковых моделей для представления и изучения географических объектов.


Ресурсы урока

  • Оценочный  лист урока в печатном виде (Приложение 2);
  • папка «Справочные материалы для учащихся»: карта субъектов РФ, карта транспорта РФ, таблицы со статистическими данными по населению (прилагается);
  • рабочий шаблон (Приложение 3);
  • презентация к уроку (прилагается);
  • видеоролик «Трубная площадь» (https://youtu.be/3wtSNfRkgUU) в отредактированной версии длительностью 2 мин;
  • персональные планшеты и компьютеры учащихся; компьютер учителя, интерактивная доска.

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой - 4 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Приветствие. Для работы на уроке учащиеся делятся на группы, проводится инструктаж по работе в группах
Учитель географии: «В 2012 году ПАО «Газпром» принято решение по строительству газопровода «Сила Сибири».
Трасса газопровода проходит в экстремальных природно-климатических условиях.
Все трубы, которые используются при строительстве газопровода — отечественного производства.
Производство стальных труб является одной из важнейших подотраслей металлургической промышленности.
Газпром провел аукцион по закупке труб большого диаметра (ТБД) для строительства магистрального газопровода Сила Сибири.
Об этом Газпром сообщил в августе 2016 г.
Победителями были признаны:

  • Выксунский металлургический завод (Нижегородская область)
  • Челябинский трубопрокатный завод
  • Ижорский трубный завод (Ленинградская область)
  • Волжский трубный завод (Волгоградская область)
  • Северский трубный завод (Свердловская область)

Однако отрасль испытывает определенные проблемы, как вы думаете, какие?»

Деятельность учащихся

Просмотр видеоролика «Трубная площадь»

2. Постановка проблемных вопросов (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое) - 1 мин.

Задача: обеспечение мотивации
Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов)
Форма работы: групповая

Деятельность учителя

Вопрос 1: Какое сырье (металл) используется для производства труб?
Вопрос 2: Какие технологии используются при изготовлении труб?
Вопрос 3: Почему завод должен платить многомиллионные кредиты?
Вопрос 4: Существуют ли внутренние резервы для решения проблемы?
Вопрос 5: Где построить новый завод?
Вопрос 6: Как определить, что это размещение оптимально?
Сформулируем тему урока.
Уточняет формулировку учащихся:
Тема урока «Моделирование размещения предприятия по производству оборудования для трубного завода»

Деятельность учащихся

Погружаются в проблематику вопроса, выражают мотивацию к совместной учебной деятельности на уроке.
Отвечают на вопросы по содержанию ролика (завод должен платить многомиллионные кредиты за оборудование для производства труб).
Выделяют проблемы (отсутствие отечественного оборудования).
Предлагают  решение проблемы (строительство завода по производству оборудования).
Предлагают свои варианты размещения завода для обеспечения строительства газопровода «Сила Сибири». Пытаются обосновать резмещение.
Посовещавшись в группах, формулируют тему урока.

3. Постановка целей - 10 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности
Форма работы: групповая

Цель урока – Создать информационную модель завода по изготовлению оборудования
Учитель информатики:
Повторим основные понятия информационного моделирования (слайд 6):
Вопрос 1: Что такое информационная модель?
Вопрос 2: Как выглядит информационная модель?
Вопрос 3: Как мы моделируем?
С  помощью наводящих вопросов помогает сформулировать задачи на урок, исходя из цели.
Для совместной работы будем использовать Google-документы.
Задание 1: (актуализация знаний по информатике)
Внесите недостающие данные в Паспорт модели в Google-документах:
Цель моделирования (определить оптимальное размещение завода по производству оборудования для производства газовых труб).
Объект моделирования (Завод по производству оборудования для производства газовых труб).
Значимая характеристика моделирования (размещение завода).
Предъявляет верные ответы на слайде 7.
Вопрос: Чем определяется размещение завода? Запишите ответы в паспорт модели.
Учитель географии проверяет ответы учащихся, предъявляет верные ответы (слайд 8):

  1. Близость металлургической базы.
  2. Близость трубного завода.
  3. Наличие трудовых ресурсов.

Задание 2: (актуализация знаний по географии) Определите субъект РФ по описанию, назовите крупнейшие предприятия, к какой металлургической базе относятся? (см. Приложение 1)
Учитель географии проверяет и оценивает выполнение задания, демонстрирует верные ответы для всех вариантов на слайде 9.

Отвечают на вопросы учителя.
Вместе с учителем формулируют и фиксируют в тетрадях задачи для достижения цели урока:
Задача 1. Проанализировав реальный объект, выделить цель, объект, значимую характеристику моделирования.
Задача 2. Определить существенные признаки объекта моделирования, используя знания по географии.
Задача 3.Выбрать форму представления модели.
Задача 4. Создать информационную модель.
Задача 5. Проверить адекватность модели цели моделирования.
Занимают рабочие места за компьютерами, (при нехватке – использую планшеты). Организуют совместную работу, один из членов группы предоставляет доступ к общим документам остальным, учителю информатики.
Каждая группа заполняет «Паспорт модели», сравнивает свои ответы с верными, оценивают, корректируют.
Выполняют в группах задание 2, обсуждают варианты ответов разных групп, сравнивают с верными ответами.
В группе выполняют один из предложенных вариантов задания 2. Тем самым, определяют, в рамках какой металлургической базы будут создавать модель завода.
Проверяют ответы.

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Этап применения знаний

1. Создание компьютерной информационной модели - 15 мин.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Метод: поисковый продуктивный
Форма работы: групповая

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулировка задания для групп (слайд 10):

1. Создать модель размещения завода по производству оборудования

Для решения задачи проанализировать карту субъектов РФ, статистические данные Госкомстата о населении, информацию о поставщиках труб для газопровода «Сила Сибири».

2. Представить модель в трех формах: в виде знаковой модели (обоснование), таблицы (значения критериев), географической карты (с метками, указывающими положение металлургической базы, трубного завода и моделируемого объекта). Для представления моделей использовать шаблон (см. Приложение 3).

3. Представить результаты работы группы (лимит времени – 1 минута).

Учителя следят за выполнением работы в каждой группе со своих компьютеров (планшетов), комментируют в Google-документах.
Организуют выступления всех групп, также заполняют оценочные листы (слайд 11), каждый свою часть по предмету, подсчитывают средний итоговый балл каждой группы, объявляют оценки, по очереди подводят итоги работы.
Учитель географии: «Таким образом, сегодня на уроке мы создали модель промышленного предприятия и с ее помощью попробовали ответить на сложный и актуальный вопрос современной экономической географии».

Распределяют обязанности внутри группы:

  • Работа с картой
  • Составление обоснования
  • Заполнение таблицы
  • Представление результатов работы

Выполняют на планшетах и стационарных компьютерах (в графических редакторах или ГИС на карту субъектов РФ ставят метки металлургических заводов, заводов по производству труб, анализируют таблицы с показателями населения и карту «Транспорт России»), предлагают субъект РФ для строительства завода.
Результат работы группы представляется в виде бизнес-проекта.
Группы по очереди представляют свои проекты, остальные две группы оценивают работы по критериям (см. Приложение 2), вносят рекомендации.

Показатели РРЭ: уровень качества овладения способом представления географического объекта в виде образно знаковой модели
Оценивание (См. Приложение 2):

География: по 2 балла за соблюдение каждого фактора размещения (минимальная удаленность от металлургической базы, минимальная удаленность от завода по производству труб, наличие трудоспособного населения).

Информатика и ИКТ: по 2 балла за каждый вид модели:

  • знаковую – обоснование размещения,
  • смешанную (таблицу) – показатели критериев,
  • смешанную (географическую карту) – нанесение меток.

Оценка работы группы за урок:

  • 12-14 баллов: «отлично»,
  • 9-11 баллов: «хорошо»;
  • 6-8 баллов: «удовлетворительно».

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе - 5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей
Метод: продуктивный
Форма работы: фронтальная (индивидуальная)

Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности
Оценивание:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия по содержанию учебного материала - вернуться к вопросам по теме, которые ставили в начале урока.
Оцените актуальность и важность задачи, которую мы решали для экономики страны.

Воспроизводят формулировки целей (проблем, вопросов), поставленных ими в начале урока, и делают вывод: получен ли на него ответ.
По очереди высказывают свое мнение.