Предмет: География, информатика и ИКТ.
Класс: 9.
Единица содержания: создание информационных компьютерных моделей географического объекта (завода по производству оборудования).
Цель:
обучающий аспект
- уметь представлять реальный объект в виде образно-знаковой модели (познавательные УУД);
- уметь применять модели географического объекта для определения его характеристик (познавательные УУД);
- знать субъекты РФ, металлургические базы, крупнейшие предприятия отрасли (познавательные УУД);
- уметь работать с картами (познавательные УУД);
- формировать представление о моделировании как методе познания окружающего мира (познавательные УУД);
развивающий аспект
- развивать аналитическое мышление при анализе(выделение существенных признаков реального объекта в процессе создания информационной модели объекта, оценки адекватности цели моделирования), синтезе (создание нескольких информационных моделей реального объекта, представление существенных признаков моделируемого объекта в различной форме) (личностные, познавательные УУД);
- развивать умение осуществлять планирование, контроль, рефлексию своей деятельности (регулятивные УУД);
- развивать речь, использовать географические термины при составлении монологического ответа (познавательные, коммуникативные УУД);
воспитывающий аспект:
- воспитывать познавательный интерес к изучению географии, ИИКТ (познавательные и личностные УУД);
- воспитывать целеустремленность, формировать уверенность в собственных силах при решении практических задач, в том числе с помощью компьютера;
- воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой работы (личностные УУД);
- воспитывать патриотизм и прививать корпоративные ценности (личностные УУД).
Тип урока: комплексного применения знаний.
Этапы урока:
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Применение знаний и способов действий.
- Подведение итогов урока на рефлексивной основе.
Граница знания - незнания
Знают/умеют |
Не знают/не умеют |
Знают субъекты РФ, металлургические предприятия и металлургические базы. |
Предприятия по изготовлению труб. |
Знают виды моделей по форме представления. |
Не имеют опыта создания образно-знаковых моделей для представления и изучения географических объектов. |
Ресурсы урока
- Оценочный лист урока в печатном виде (Приложение 2);
- папка «Справочные материалы для учащихся»: карта субъектов РФ, карта транспорта РФ, таблицы со статистическими данными по населению (прилагается);
- рабочий шаблон (Приложение 3);
- презентация к уроку (прилагается);
- видеоролик «Трубная площадь» (https://youtu.be/3wtSNfRkgUU) в отредактированной версии длительностью 2 мин;
- персональные планшеты и компьютеры учащихся; компьютер учителя, интерактивная доска.
Ход урока
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности |
|||
1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой - 4 мин. Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний |
|||
Деятельность учителя Приветствие. Для работы на уроке учащиеся делятся на группы, проводится инструктаж по работе в группах
Однако отрасль испытывает определенные проблемы, как вы думаете, какие?» |
Деятельность учащихся Просмотр видеоролика «Трубная площадь» |
||
2. Постановка проблемных вопросов (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое) - 1 мин. Задача: обеспечение мотивации |
|||
Деятельность учителя Вопрос 1: Какое сырье (металл) используется для производства труб? |
Деятельность учащихся Погружаются в проблематику вопроса, выражают мотивацию к совместной учебной деятельности на уроке. |
||
3. Постановка целей - 10 мин. Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности |
|||
Цель урока – Создать информационную модель завода по изготовлению оборудования
Задание 2: (актуализация знаний по географии) Определите субъект РФ по описанию, назовите крупнейшие предприятия, к какой металлургической базе относятся? (см. Приложение 1) |
Отвечают на вопросы учителя. |
||
Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
|||
Этап применения знаний |
|||
1. Создание компьютерной информационной модели - 15 мин. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Формулировка задания для групп (слайд 10): 1. Создать модель размещения завода по производству оборудования Для решения задачи проанализировать карту субъектов РФ, статистические данные Госкомстата о населении, информацию о поставщиках труб для газопровода «Сила Сибири». 2. Представить модель в трех формах: в виде знаковой модели (обоснование), таблицы (значения критериев), географической карты (с метками, указывающими положение металлургической базы, трубного завода и моделируемого объекта). Для представления моделей использовать шаблон (см. Приложение 3). 3. Представить результаты работы группы (лимит времени – 1 минута). Учителя следят за выполнением работы в каждой группе со своих компьютеров (планшетов), комментируют в Google-документах. |
Распределяют обязанности внутри группы:
Выполняют на планшетах и стационарных компьютерах (в графических редакторах или ГИС на карту субъектов РФ ставят метки металлургических заводов, заводов по производству труб, анализируют таблицы с показателями населения и карту «Транспорт России»), предлагают субъект РФ для строительства завода. |
||
Показатели РРЭ: уровень качества овладения способом представления географического объекта в виде образно знаковой модели География: по 2 балла за соблюдение каждого фактора размещения (минимальная удаленность от металлургической базы, минимальная удаленность от завода по производству труб, наличие трудоспособного населения). Информатика и ИКТ: по 2 балла за каждый вид модели:
Оценка работы группы за урок:
|
|||
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе - 5 мин. |
|||
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей |
|||
Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Рефлексия по содержанию учебного материала - вернуться к вопросам по теме, которые ставили в начале урока. |
Воспроизводят формулировки целей (проблем, вопросов), поставленных ими в начале урока, и делают вывод: получен ли на него ответ. |