Роль учителя физики при обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС

Разделы: Физика, Инклюзивное образование


В основе стандарта нового поколения лежат системно- и активно-деятельностные подходы, основным результатом которых является развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий (УУД). Формирование и развитие УУД тесно связано с достаточным уровнем психофизиологического развития ребёнка. Готовность к обучению подразумевает:

  • наличие базовых знаний и представлений об окружающем мире;
  • самостоятельность умственных операций, действий и навыков;
  • наличие речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и т.д.;
  • познавательную активность, проявляющуюся в интересах и мотивации;
  • регуляцию поведения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всё это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексным нарушением развития. 

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Учитывая общие принципы работы с такими детьми, учитель должен уметь применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекционно-развивающие.

Перед учителем-предметником возникает двойная проблема. Во-первых, когда приходится работать в одном классе с разноуровневыми учащимися, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности каждого ребёнка. И, во-вторых – когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из способов решения данной проблемы является адаптация учебных материалов для процесса инклюзивного образования, в котором обязанности учителя-предметника дополняются тьюторским сопровождением.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Концептуальный подход идеи инклюзии заключается в том, что детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях. Напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить гуманизм и ответственность. По своей сути инклюзивное образование означает сложную и тонко подобранную систему, обеспечивающую соответствующее внимание и подход к способностям и проблемам инклюзируемого ребёнка, к пониманию его характера, личности и изменяющихся потребностей, к пониманию сути расстройств и к планированию правильной инклюзии, которая позволит ребёнку развиваться и откроет перед ним новые возможности. Не ребёнок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребёнка. Ведь гармоничное развитие ребёнка зависит от взаимодействия целого ряда участников: самого ребёнка, его семьи, тьютора, инклюзивной образовательной среды, директора и педагогического составa школы. Все они являются партнёрами, работающими вместе, поскольку для создания общей мозаики – успешной инклюзии – важна каждая деталь.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь)  – новая специальность в нашем образовании. Это и наставник, и посредник в общении, помогающий ребёнку самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. На первых этапах обучения выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребёнку помощь, поддержку и стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе при постоянно изменяющейся ситуации общения. В инклюзивном образовании подобных специалистов также называют педагогами сопровождения, адапторами, кураторами, освобожденными классными воспитателями. В нашей стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста.

Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов.

В первую очередь, от психологической готовности администрации и коллектива образовательного учреждения к инклюзии, понимания основных ценностей инклюзивной дятельности, согласия с ними. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень гуманизма у педагога (безусловного принятия ребёнка), достаточного запаса знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, развитые коммуникативные навыки и т.д.

Во-вторых, необходимо наличие договоренности о психолого-педагогическом и медико-социальном (ППМС) сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции.

В-третьих, нельзя забывать об условиях обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребёнка с ОВЗ.

Таким образом, роль учителя физики при обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС сводится к тьюторскому сопровождению и умению адаптировать учебные материалы для процесса инклюзивного образования.

Необходимо помнить, что каждый урок - это, прежде всего коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараться  включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. И готовясь к урокам, одной из важнейших задач необходимо считать формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить ребёнком конкретные предметные знания.

Для того, чтобы обеспечить достижение данной задачи, обучение должно быть направлено на развитие познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).

Физика – это такой предмет, в котором используется большое количество разных видов заданий. Это могут быть рисунки, чертежи, графики, таблицы, и различные формулы, и задачи с переводом в систему СИ и т.д. Если ребенок испытывает затруднения в овладении новым материалом, то на уроках физики просто необходим индивидуальный подход, причем не только к детям с ОВЗ.

Рассмотрим в общем виде некоторые  задания по физике, которые с трудом даются учащимся с ОВЗ.

Так как физика тесно связана с математикой, а значит, ученики уже должны обладать достаточным уровнем математических знаний. К этому относится умение рисования различных фигурных скобок, выполнение чертежей, графиков, таблиц, владение калькулятором, написания различных дробей, а также перевод единиц измерения в систему СИ.

Здесь возникает первое затруднение. Выявлено, что учащиеся с ОВЗ обладают низким уровнем математических знаний. Они плохо выполняют рисунки, чертежи, графики. Им трудно начертить таблицу и заполнить ее. Буквально с самого начала курса физики начинается решение задач. Обычно задания решаются в общем виде, т.е. всё сводится к общей формуле. Тут-то и возникают затруднения: ребёнок зачастую не может решить ее в общем виде. Однако, если разложить задачу по действиям, то можно добиться положительного результата.

Материал по физике содержит очень много терминов, которые не знакомы детям и трудны для понимания, подобрать объяснение этих терминов понятными и знакомыми детям словами затруднительно. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трёхзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц. С этим критерием связана также частотность употребляемых слов.  Если в учебных материалах встречается сразу несколько низкочастотных (т.е. редко употребляемых) слов, то каждое из них потребует разъяснений смысла, демонстрации предмета.

Выполнение задания может осложняться ещё и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьёзные проблемы возникают при изучении не только физики, но и математики, географии, истории, биологии и многих других предметов.

Под индивидуальным подходом к детям с ОВЗ понимают процесс адаптации материалов для инклюзивного обучения на уроках физики с целью максимального развития познавательной сферы личности ребенка.

Разберем подборку адаптированных материалов для конкретного предмета – физики, которые можно использовать на разных этапах урока для развития ребенка с ОВЗ..

Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие способствует психическому развитию ребёнка в целом. Создание сенсорно насыщенной внешней сферы на уроке способствует решению учебных и развивающих задач.

Это и использование наглядных материалов (картинок, рисунков, карточек), и технических средств обучения (видеоуроки, презентации), проведение несложных практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект. Используемые при этом способы должны быть разнообразны по характеру, форме, цвету, размеру.

Например, при изучении темы «Что изучает физика» в 7 классе на первых уроках для понимания, запоминания физических явлений, используется наглядный материал (картинки с примерами физических явлений).

Тепловые явления см. Рисунок 1

Рисунок 1

При изучении темы «Температура» в 8 классе для развития кругозора и формирования умения использовать приборы в повседневной жизни (термометр) можно провести по группам небольшая практическая работа по определению температуры: воды, тела, воздуха в классной комнате, воздуха в коридоре.

Однако следует избегать сенсорной перегрузки: большого числа плакатов, стендов и т.д. При переходе от изучения одной темы к другой, рекомендуется менять оформление стендов в кабинете. Например, при изучении темы «Электрические явления» в 8 классе на стендах в кабинете от урока к уроку должна постепенно появляться изучаемая информация (портреты ученых, формулы, измерительные приборы), при этом важно использовать разную цветовую гамму для плакатов.

Развитию сенсорики также способствуют экскурсии, занятия "на природе", посещения музеев.

Развитие восприятия.

У большинства учащихся с ОВЗ слабо развито восприятие (особенно такие его свойства, как осмысленность, обобщенность, целостность; специальные виды восприятия: пространства, движения, времени).

Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать (опыты и эксперименты). Условиями успешного овладения методом наблюдения являются постановка цели, выработка и следование плану конкретного наблюдения.

Развитие памяти.

Для учащихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый её объем и прочность. Работа по улучшению памяти школьника, включает три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного.

Для улучшения запоминания нужно акцентировать внимания учащихся на материале, который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видеоуроков, видеоэкспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), запись (в рабочих тетрадях либо в тетрадях на печатной основе), наблюдение.

Так, для запоминания формул используются так называемые мнемонические треугольники. Для отработки новых физических величин, их названия, обозначения и единицы измерения можно воспользоваться карточками. При решении тренировочных задач можно разработать памятки. Они выдаются при выполнении самостоятельной работы тем учащимся, которые без них испытывают затруднения.

Для сохранения запомненного необходимо:

1) осознание учеником важности заучиваемого материала;

2) повторение.

При работе с учащимися ОВЗ необходимо использовать все виды повторения:

А) вводное (в начале года после длительного повторения с целью восстановления знаний в памяти учащихся);

Б) текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти и подготовить детей к восприятия нового); Например, для повторения физических величин и формул можно составить:

таблицы с пропусками:

Название физической величины  Обозначение физической величины Единица измерения физической величин

…                                                       I                                              …
…                                                       …                                           Кл
Время                                                …                                           …
задания на соответствие:                            Прибор                                             Условное обозначение

В) периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);

Г) заключительное (в конце учебного года).

Развитие мышления.

У учащихся среднего звена для обеспечения усвоения знаний необходимо сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений, умозаключений, установление причинно-следственных связей. Для этого при введении понятий необходимо опираться на имеющиеся у учащихся виды мышления, использовать наглядность, как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход: изготовление моделей; проведение опытов самими учащимися, самостоятельную работу учащихся.

Составление адаптационного плана урока по физике.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. Вносятся коррективы и при составлении плана урока при работе с детьми с ОВЗ.
При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в отдельном классе для детей с ОВЗ предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционно-развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа наглядных материалов, служащих для развития: 
  • артикуляционной моторики; 
  • зрительного восприятия и узнавания; 
  • зрительной памяти и внимания; 
  • слухового внимания и памяти; 
  • основных мыслительных операций; 
  • наглядно-образного, словесно-логического мышления 

В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.

 

Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся:

  • настойчивости,
  • терпения,
  • чувства коллективизма,
  • формировании коммуникативных умений,
  • содействие социализации личности,
  • расширении кругозора

Исходя из этого, современные требования к уроку состоят в следующем: 

  • реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функции обучения; 
  • соответствие урока принципам обучения; 
  • организационная четкость урока; 
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса; 
  • соответствие содержания урока учебным программам; 
  • осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; 
  • повышение самостоятельности учащихся. 

Необходимо продумывать формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии:

  • Учить читать параграф и находить ключевые моменты, составлять план ответа по прочитанному материалу, отвечать на вопросы параграфа.

  • Для повышения самооценки детей давать опережающие задания. Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграф: здесь и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.
  • Готовить индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа,  только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.
  • Для коррекции внимания предлагать учащимся с ОВЗ карточки с определением физических величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.

  • Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они должны получить посильное задание, с которым явно справятся.

Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.
Нельзя забывать и про  здоровьесберегающие  технологии – физкультминутки, предупреждение усталости, смену форм работы и видов деятельности, корректирование программы, разгрузку для глаз. При изучении определенных тем можно использовать задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об экологии. Вот, например: задача для 10 класса:

Использование  ИКТ значительно  повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ, так как  более 90% информации поступает через зрение и слух. Выручает и применение  электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) по физике, видеоматериалы, работа с интерактивной доской. Всё это  делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся,  уменьшает  срок усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребёнка; повышает динамику и образность предлагаемого учебного  материала и позволяет проверить  объём и правильность знаний.

Наиболее распространенный тип урока – комбинированный, общими элементами которого являются: 

  • Организация начала урока. Здесь целесообразно подбирать задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть ребусы, кроссворды и т.д.

  • Проверка усвоения ранее изученного. Это скорее процесс закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Наряду с обычным опросом здесь рационально использовать программированные задания.  Цель таких заданий – контроль над качеством усвоения материала. К заданному вопросу прилагается несколько ответов. Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной или фронтальной работы. Могут быть использованы такие работы, как программированный диктант (даны предложения, в которых нужно вставить выбранное слово), различного рода тесты и т.п.

  • Сообщение целей и задач урока.
  • Объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью. На этом этапе используются следующие методы: 
    • Словесный 
    • Наглядный
    • Практический
    • Игровой
  • Закрепление материалов.
  • Подведение итогов урока.
  • Сообщение домашнего задания. 

Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать, читать, писать, говорить. Для активизации мыслительной деятельности таких учащихся можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения. Так для включения непроизвольного внимания можно использовать необычные наглядные средства, изменения темпа изложения и др. Для выработки произвольного внимания использовать практическую деятельность учащихся: конспектирование, объяснения учителя, текста учебника при чтении, видеофрагмента.

Рассмотрим детальнее методы объяснения нового материала:

Словесный метод

Беседа
Воспроизведение нового материала.
Беседа может быть: 

  • Информационная. (Цель – выявить объём информации, уточнить знания ) 
  • Проблемная. (Цель – стимулировать интерес к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой информации). Заставляет учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику, сопоставляют факты. 
  • Объяснительная. (Цель – изложение новой информации) Имеет доказательный характер изложения. Применяется на этапе «систематизации знаний». Работает на логику, память, развитие мыслительной деятельности.

 

Рассказ
Основные требования к рассказу: 

  • Понятность и доступность (при изучении нового материала); 
  • Иллюстрации, наличие зрительного образа слова (словарная работа, таблицы, схемы); 
  • Эмоциональность;
  • Логичность (чёткая структура)

Наглядные методы 

Задания должны быть направлены на выявление качественного своеобразия изучаемого. Задача учителя – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности. 

Важно участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный). При использовании таблиц включить элемент, делающий её «живой». 

Изобразительная деятельность создавать словесный образ по рисунку, нужно уметь сопоставить словесный образ и рисунок, слово и предмет. 
Графические работы  повышают степень сознания и усвоения материала, ученик получает навыки создания и оформления таблиц, схем, рисунков и т.п. Схемы показывают принципы соподчинения. 

Практические методы

К практическим методам относятся: самостоятельная работа, программированные задания, дидактические игры.

Самостоятельная работа – способ усвоения материала, навыков, умений. 

При любом методе обучения учащийся должен проявлять определенную степень самостоятельности (в мышлении, восприятии, суждении, умозаключении) 

А) Самостоятельная работа должна быть рассчитана на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности. 

На уроках можно применить такой вид самостоятельной деятельности, как работа с учебником. Например: деление текста на смысловые части, поиск в тексте ответа на поставленный вопрос. Также применяют задания посравнению объектов (по сходству, по различию), по выделению лишнего, работа по плану. 

Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока. 
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности 
При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. 

При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы следует придумать задание посильного характера – ведь, работая в группе, ребёнок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы. Для урока – лабораторной работы требуется правильное оформление записи в тетради, которая включает в себя: тему, цель работы, приборы и таблицу. Для учащихся с ОВЗ допускается запись результатов в строчку, без таблицы.

Б) Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребёнок обязательно высказывает свое умозаключение.

Изучая тему «Сила Архимеда» ученик с ОВЗ получает задание: Определить зависит ли сила Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Ребёнок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая работа развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои способности.

В) Для реализации коррекционно-развивающих и обучающих задач применяются дидактические и ролевые игры.

Заключение.

Таким образом, максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы учащихся на всех этапах урока – это перспективное направление педагогического воздействия, которое непременно приносит свои положительные результаты. Один из таких результатов - установление позитивной обстановки на уроке, повышение работоспособности учащихся и создание общего положительного фона, что является немаловажным условием для успешного педагогического процесса.

При этом вся деятельность по сопровождению особого ребёнка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребёнок с особенностями развития.

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребёнка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Интеграция «проблемных» детей в общество— это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.