Применение аудиовизуальных средств с целью повышения медиаобразовательной грамотности учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники (ТВ, видео, аудио, компьютер). Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета и помогает ему лучше понять язык медиакультуры. [Федоров, 2001, с.38]. Одним из основных направлений является использование медиаобразования в качестве составляющей общего образования школьников, обучающихся в обычных школах, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами.Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств" [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c.555].

В одобренной ЮНЕСКО формулировке медиаобразование определяется как направление в педагогике, связанное “со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и “пожизненного” образования” [Recommendation ..., 1999, pp.273-274].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [Федоров, 2001, с.8]. Одна из задач школьного медиаобразования — нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе.

В медиаобразовательном стандарте выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся, основанные на умениях:

  • Находить требуемую информацию в различных источниках;
  • Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
  • Трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  • Понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
  • Аргументировать собственные высказывания;
  • Находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против "каждой из них" [Зазнобина, 1998].

Медиаобразование, интегрированное в гуманитарные школьные дисциплины, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин.

С.И.Гудилина является активной сторонницей медиаобразования: “Важно научить школьников понимать язык, на котором идет коммуникативный процесс. Специфика графической информации заключается в раскрытии условностей знаков, символов, кодов, через которые идет кодирование образов”.

Ее коллегу Т.Г.Жарковскую интересуют проблемы интеграции медиаобразования в преподавание иностранного языка. Она считает, что при изучении иностранного языка в школе недостаточно внимания уделяется развитию таких умений, как находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию (что является одной из целей медиаобразования).

Конечно, для того, чтобы школьники обрели все эти умения, необходим целый цикл практических упражнений и творческих заданий. И тут предлагаются следующие практические задания:

- подбор информации по какой-либо теме из доступных источников;

- ознакомление с телепрограммой с последующим составлением анонсов нескольких передач по их названиям;

- ранжирование предложенной информации по ее значимости;

-составление тематической подборки информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме;

- составление краткого описания видеосюжета на определенную тему;

- прослушивание устной информации с последующей иллюстрацией ее рисунками;

- изложение предложенной информации в форме послания в будущее;

- изложение предложенной информации в форме послания в прошлое;

- ознакомление с информацией с целью обнаружения и исправления в ней ошибок;

- ознакомление с информацией с целью составления анонса;

- ознакомление с информацией с целью составления рецензии;

- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести его главную мысль;

- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести сюжет;

- ознакомление с информационным сообщением с целью представления предложенной информации в табличной форме и т.д.

На сегодняшний день медиаобразование в школе развивается по двум основным направлениям – как специальная область дополнительного образования, так и надпредметная область (интегрирование медиаобразованияс базовым). В обоих случаях рассматриваются методы работы с медиатекстами и решаются общие проблемы учебной деятельности с информацией.

Необходимо развивать у учащихся понимание того, как именно функционирует информационное пространство, как используются различные выразительные средства, каков механизм создания ”реальности“ в СМИ и осознания этой реальности аудиторией. Необходимость для современного человека навыков восприятия информации, компетентности и свободы в обращении с информационными потоками усиливает объективную связь между конечным результатом обучения и уровнем медиаобразования обучаемых. Ведь основными задачами медиаобразования являются подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, обучение человека пониманию ее, осознание последствия ее воздействия на психику, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. В средней и старшей школе конечной целью изучения иностранного языка является экзамен. Для 9 классов это экзамен в формате ГИА, для 11 – ЕГЭ. Согласно ФГОС нового поколения эти экзамены становятся обязательными для всех. Но, подготавливая учеников к итоговым тестам, отрабатывая их грамматику, лексику и орфографию, современный учитель должен рассматривать еще один немаловажный аспект в изучении языка, который, возможно, станет ключевой трудностью в использовании всех полученных знаний – языковой барьер. Многие встречались с ситуацией, когда ученик систематически выполняет задания на «отлично», но в ситуации реального общения (или на устном экзамене), теряется и не может выразить ни одной ясной мысли, путается в грамматике, не может вспомнить подходящего слова. И здесь мы сталкиваемся с «языковым барьером».

«Языковой барьер» – это невозможность общаться на иностранном языке. Случается, что один собеседник просто не владеет языком другого. Но, как показывает практика, причина не только в этом. Человек может прекрасно воспринимать и понимать речь говорящего на слух, грамотно писать и с интересом читать аутентичную иностранную литературу, а вот выражать свои мысли, к сожалению, не может. Самая удивительная вещь здесь в том, что, как только он заглядывает в словарь, ему сразу же становится ясно, что данное слово или конструкция ему прекрасно знакомы, притом очень давно. Однако это знание не приносит пользы – в нужный момент слово (фраза или конструкция) не приходит на ум. Как правило, объяснить это явление можно очень просто – нехваткой практики. В данном случае можно предложить либо пожить в стране изучаемого языка (метод погружения в языковую среду) либо больше общаться с носителями языка. Оба метода хороши и эффективны, но не всегда осуществимы в условиях современной российской школы. Чтобы применить свои знания на практике, ученики должны много тренироваться, постепенно преодолевая волнение, мешающее им сконцентрироваться. Учитель же должен создать комфортные условия для общения и восполнить отсутствие естественной иноязычной среды. Ученики должны как можно чаще наблюдать живое общение, участвовать в нем, понимать, что язык, который они учат, живой, что это не только правила и лексика, что на нем общаются такие же люди, ученики, что у них тоже бывают трудности, ошибки (ведь даже наша русская родная речь не всегда идеальна). В этом могут помочь аудиовизуальные средства обучения. Аудиовизуальные средства обучения – фильмы, кинофрагменты, записи радио- и телепередач и др. – знакомят учащихся с современными достижениями науки и техники, историей и культурой, с явлениями природы, помогают наглядно представлять и теоретически осмысливать явления природы и общественной жизни. Рациональное применение аудиовизуальных средств обучения помогает восполнить недостаток иноязычной среды на уроках английского как на начальном, так и на продвинутом уровне. На начальном этапе учитель может использовать материалы, которые знакомят учеников с темпом языка, его мелодичностью там, где дети еще не могут вычленить какую-либо информацию из речи, но они чувствуют скорость языка, начинают узнавать отдельные слова. В работе с учениками 5-6 классов можно использовать фрагменты знакомых им мультфильмов на английском языке.

Во-первых, это облегчает понимание. Детям интересно, правильно ли они поняли ту или иную ситуацию, и они начинают задавать уточняющие вопросы. Во-вторых, ученики слышат, как носители языка произносят уже знакомые им слова: “Yes”, “No”, “Thank you”, т.е. слышат эталонное произношение и начинают понимать, что к чему. В-третьих, у ребят складывается целостное понимание о языке, они видят ту норму, к которой им нужно стремиться. На основе увиденного они могут сделать краткий пересказ, так как видео является для них опорой, они уверены, что правильно поняли ситуацию. Все это способствует развитию языковой и речевой компетенции. Видеоматериалы предоставляют гораздо больше возможностей ученикам старших классов. Они не только понимают речь говорящего, формируют суждения, на основе которых высказывают свое мнение, участвуют в дискуссиях, а также получают социокультурные знания. Детям можно показывать фрагменты телепередач, научно-познавательные программы, вырезки из новостей и т.п. Использование видеоматериалов на уроке позволяет учителю учесть индивидуально-типологические особенности каждого ученика: от каждого по способностям. Слабые ученики могут и не понять, о чем шла речь, но видеоряд вызывает у них определенные ассоциации, и ребята могут высказаться на тему, заданную в видеоролике. Сильные ученики выражают свое отношение к услышанному и обмениваются мнениями с учителем и друг с другом. Так видеоматериалы помогают учителю воссоздать ситуацию реального общения на иностранном языке. Дети любят сравнивать явления иноязычной и своей собственной культуры, что и приводит к оживленной беседе на уроке, где каждому есть, что сказать.Использование видеоматериалов позволяет лучше использовать аналитические и имитационные способности учащихся, мобилизует их внутренние ресурсы и создает огромное поле для совместного творчества. В этой ситуации учителю гораздо легче спланировать ход урока и организовать эффективный контроль полученных знаний и навыков. Использование аудиовизуальных средств обучения на разных этапах обучения помогает максимально нагрузить слуховой и речевой каналы; активизировать речевую деятельность учащихся; в полной мере реализовать принцип наглядности и дать детям опору для говорения. Систематическое внедрение видеоматериалов в процесс обучения позволяет детям больше практиковать свою речь, способствует созданию комфортных условий для преодоления «языкового барьера».

Заключение

Медиаобразование при обучении иностранному языку способствует формированию культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления; использование медиасредств на уроке иностранного языка, способствует быстрому и легкому усвоению учебного материала, развивает память обучающихся, настраивает на активную работу, мотивирует интерес учащихся к предмету, что ведёт к повышению эффективности учебного процесса в целом. Индивидуальная работа с медиасредствами способствует развитию самостоятельности, развивает способности к анализу, синтезу и обобщению.

Литература и источники

  1. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. — Ростов: ЦВВР, 2001. — 708.
  2. Гудилина С.И. Перспективы развития эстетического воспитания httpwww.mediaeducation.rupubl.
  3. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинамиСтандарты и мониторинг в образовании. — 1998.- N 3.- C. 26-34.
  4. МедиаобразованиеРоссийская педагогическая энциклопедия. Т.1. Гл.ред. В.В.Давыдов. — М. Большая российская энциклопедия, 1993. — С. 555.
  5. Обязательный минимум содержания начального общего образования. Приложение к приказу Министерства образования России от 19.05.1998, № 1235. М., 1998.
  6. Обязательный минимум содержания среднего полного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования России от 30.06.1999, № 56. М., 1999.
  7. Сайт “Медиаобразование” httpwww.mediaeducation.ru.
  8. 2009. № 3. C.53-117. Шариков А.В., Фазульянова С.Н., Петрушкина Е.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г.Самары). Самара, 2006. 50 с.
  9. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/05/25/ispolzovanie-audiovizualnyh-sredstv-obucheniya-na
  10. https://urok.1sept.ru/articles/642161/