Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
- Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
- Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.
Время проведения: 1 час 30 минут.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.
Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Далее ведущий задает вопросы:
- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?
- Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?
- Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»?
Ведущий может выписать ответы на доске и выделить те, которые ближе всего совпадают с понятиями термина «Взаимодействие».
Ведущий делает акцент на понятиях «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие» – как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт?
Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Аукцион идей»
Ведущий: Какие формы взаимодействия с родителями вы можете назвать? – Ответы участников.
Ведущий предлагает разбиться на 2 команды. Обе выписывают формы взаимодействия. Затем каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ (см. также таблицу 1).
Таблица 1
Дополнительная информация для ведущего
Традиционные формы (виды) взаимодействия с родителями | Инновационные (нетрадиционные) формы (виды) |
Консультации |
Консультации с применением мультимедийной установки |
Родительские собрания |
Презентация детского сада |
Открытые просмотры |
Совместные праздники |
Праздники для родителей |
Круглый стол. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе» |
Беседы |
Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например: «Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты» |
Конференции |
Тематические занятия с родителями, семинары-практикумы. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями» |
Родительский уголок |
Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: »Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте» |
Тематические выставки |
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др. |
|
Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: »Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия» |
|
Создание персональных сайтов |
Ведущий делает вывод: Повышение воспитателями родительской компетентности возможно через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Формы взаимодействия остаются прежними, но их содержание должно быть связано с теми возрастными проблемами в каждой группе, с которыми мы работаем каждый день и которые проходит каждый родитель, воспитывая своего ребенка. Для решения этих проблем и существуют родительские собрания. Именно через такие формы взаимодействия воспитатели и родители могут выстроить эффективную ВЗАИМОПОМОЩЬ.
Такие нетрадиционные формы взаимодействия как, например ДОСУГОВЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ можно реализовывать через традиционные формы, например – РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
Упражнение «Родительское собрание»
Ведущий: Я предлагаю вам разбиться на 3 группы и в каждой группе выбрать проблемы, соответствующие возрастному периоду ребенка, листочки с «проблемами» лежат у вас на столах:
- ранний возраст (до 3 лет),
- средний возраст (от 3 до 5 лет),
- старший возраст (от 5 до 7 лет) – ведущий раздает каждой группе листок с ее «возрастом». На столах у каждой группы несколько листочков с «возрастными проблемами», задача – выбрать те, которые соответствуют заданному возрасту. Обсуждение – 3-5 мин. Затем каждая группа крепит на магнитную доску те проблемы, которые она выбрала для своего возраста.
Обсуждение результата. Ведущий сообщает «возрастные проблемы» (по Е.Е. Алексеевой):
РАННИЙ ВОЗРАСТ до 3 лет
- Агрессивное поведение
- Детско-материнские отношения
- Страхи
- Проблемы адаптации
- Несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 3-5 лет
- Проблемы общения со сверстниками
- Конфликт в детско-материнских отношениях
- Сибс-конфликты
- Вербальная агрессия
- Патологические привычки
- Проблемы адаптации
- Воспитание не соответствует полу ребенка
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-7 лет
- Страхи
- Жестокость в детско-родительских отношениях
- Психологические защиты
- Дисгармония в семейных отношениях
- Нарушения во взаимоотношениях педагогов ДОУ и воспитанников
- Проблемы наказаний и поощрений
Ведущий: Таким образом, через родительские собрания, решая актуальные возрастные проблемы детей, мы можем привлечь родителей к активным формам взаимодействия. В какой форме будут проходить эти собрания – выбирать вам, но это должны быть нетрадиционные формы: круглые столы, родительские встречи, тренинги для родителей с привлечением других специалистов ДОУ: психолога, логопеда, музыкального руководителя или инструктора по физической культуре.
Релаксационная пятиминутка «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Участники встают в круг.
Ведущий: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий? Ваши впечатления по проведенному упражнению?
Такое упражнение можно проводить с родителями, начиная родительское собрание.
Мини-лекция
Ведущий: Из чего складывается взаимоуважение? Кроме тех форм взаимодействия, которые мы с вами обсуждали, существуют общие «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- Имя собеседника
- Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Упражнение «Приветствие»
Ведущий: Я предлагаю вам поприветствовать друг друга по очереди, или сказать друг другу что-то приятное в 3х интонациях: сердитой; равнодушной; и доброжелательной (улыбаясь, стараясь расположить к себе того, к кому обращаетесь).
Участники сидят в кругу и последовательно обращаются друг к другу, каждый в 3-х интонациях.
Обсуждение: легко ли было выполнить это упражнение, были ли затруднения, если были, то в чем.
Ведущий: Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Упражнение «Шушаника Минична»
Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество.
Ведущий начинает: «Меня зовут Шушаника Минична». Затем он спрашивает участника тренинга, находящегося рядом: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Глориоза Провна». В ответ на это ведущий должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно Глориоза Провна, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Глориоза Провна». После ответа уже «Глориоза Провна» задает вопрос своему следующему соседу: «Представьтесь, пожалуйста, меня зовут Глориоза Провна», тот называет свое имя, Глориоза Провна – ему комплимент, повторяя его имя и уже третий участник, представляется, обращаясь к четвертому и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника (т.е. каждый участник должен сам представится – прочитать свое имя и повторить имя собеседника).
Образцы карточек с именами даны в приложении №1.
Обсуждение: участники обсуждают, легко ли далось им это упражнение.
Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю)
Ведущий: В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка, но в положительном ключе.
Пока звучит музыка, вы (участники) передаете шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, или качеств собеседника, которые вам нравятся, так же можно сказать что-либо положительное о »ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: »Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»
Обсуждение: Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Ведущий делает вывод: Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Мини-лекция
Ведущий: Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием активного слушания и присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
От воспитателя требуется умение слушать!
После того, как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Что такое активное слушание?
Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.
Активное слушание – это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.
Во-первых, важна собственная настройка «слушающего». Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса «затевать процесс слушания» бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.
Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.
Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.
Кроме того, любая беседа – это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.
Итак, активное слушание – способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.
Активно слушать собеседника означает:
- Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
- Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Результаты применения активного слушания:
- Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
- Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
- Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
- Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Упражнение «Тренировка интонации»
Ведущий раздает участникам по 2 карточки с фразой и комментарием, с какой интонацией ее произнести, при этом, стараясь использовать при произнесении фразы правила (приемы) эффективного общения. Участники по очереди выполняют упражнение в парах. Карточки с различными интонациями в приложении №2.
Обсуждение: какие варианты фраз дались легче, какие вызвали затруднение. Удалось ли расположить к себе, произвести располагающее впечатление?
Ведущий: Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и какую информацию. От того, каким образом мы будем сообщать родителю информацию о его ребенке, и какие фразы использовать в своей речи, зависит, успешность отношений взаимодоверия.
Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы- подхода».
Упражнение «Выбери фразу»
Ведущий: я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Каждая группа получит по листку с фразами, одинаковыми для обеих групп (см. Приложение №3). Вам задача: найти в предложенном перечне:
1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять – выделить красным цветом;
2) «нежелательные» фразы и подобрать смысловые («желательные») пары к ним.
После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами, зачитывает каждая группа свой вариант. Затем Ведущий может прокомментировать некоторые фразы, например:
«Неудачные» фразы:
- «Извините, если я помешала…» (в ответ можно услышать: «Помешали…»),
- «Я бы хотела еще раз услышать…»,
- «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…» (в ответ можно услышать: «Быстренько не получится, мне некогда…» или «Нет времени…»),
- «А у меня на этот счет другое мнение…».
«Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:
- «Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;
- «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;
- «Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;
- «Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;
- «Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;
- «Вы, конечно, об этом еще не знаете...» – «Как вы знаете...».
Мини-лекция
Ведущий: Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый: принцип «сэндвича» - принцип чередования положительного и отрицательного.
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать:
1) рассказав о ребенке хорошее, а затем,
2) переходить к неприятным моментам,
3) завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте,
4) сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй: использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:
- «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ...» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)
- «Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ...»)
- «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ...»)
- «Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»)
- «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
- «Давайте вместе подумаем, как ...»
- «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
- «Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
Способ третий: передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».
Ведущий: я предлагаю вам перефразировать следующую негативную информацию в позитивную. Ведущий последовательно открывает на доске фразы в негативном ключе, предлагает их перефразировать, после обсуждения предлагает свой вариант. Например:
- Марина ничего не может сделать сама! (Вариант ответа: Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней).
- Саша не успевает на занятиях вместе с остальными детьми. (Вариант ответа: Саша может успевать на занятиях со всеми, но ему для этого требуется чуть больше времени).
- Коля не умеет договариваться с ребятами, часто конфликтует. (Вариант ответа:С помощью взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами).
Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат».
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:
- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
- Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.
- Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Упражнение «Как бы это сказать?» (отработка навыка сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича»
Группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая – роль родителей. Желательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родителей», красная – для «педагогов» или бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др.
После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый представитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает разыгрывать ролевую игру: Воспитатель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил новой воспитательнице, обозвал ее и наотрез отказался извиняться.
Сообщая эту информацию, «воспитатель» использует технику сэндвича. «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это произошло?» и т.д. – нерефлексивное слушание). Затем через определенный промежуток времени (3-5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную обратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, можно было сделать по-другому.
После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меняются ролями. Таким образом, каждый участник побывает в роли педагога и в роли родителя.
Обсуждение: Первый вопрос ведущий задает «педагогам»: какими возможностями обладает техника «сэндвича»? Насколько удобна она в работе педагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чувствовали во время данной «консультации»?
При выполнении этого упражнения необходимо обратить особое внимание на обратную связь «родителей» и «педагога».
Упражнение «Поймите меня правильно» (отработка техники постановки вопросов в стиле «адвокат»)
Перед началом упражнения ведущий сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике.
Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина – роль воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.
Ведущий: например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеете в группе друзей, поэтому он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он не хочет ходит в садик по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя в группе?» – это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может подружиться с ребятами. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т.д.».
Затем ведущий предлагает участникам придумать свои ответы.
После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы ведущий раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала.
Перечень различных ситуаций представлен в приложении №4.
Вопросы для обсуждения: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?
ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Эффективное общение с родителем - это...»
Ведущий: В конце нашего тренингового занятия я хочу вам предложить перечислить критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы словосочетания «общение с родителем».
Например:
- «О» – обаяние педагога,
- «Б» – безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т.д.
Участники выписывают критерии подбирая начало каждого на необходимую букву словосочетания, которые им запомнились, пригодятся, обобщают полученные знания, приобретенные навыки.
При необходимости ведущий помогает. Критерии выписываются в столбик на доске.
В конце ведущий раздает воспитателям памятки (см. приложение №5).
Список использованной литературы
- Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Речь»; М.: «Сфера», 2009. – 283 с.
- Микляева Н.В. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьей. – М.: «Айрис-пресс», 2006. – 144с.
- Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224с.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2011. – 140с.
- Зайцева О. В., Климанова Е. В., Лунина И. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/статьи/638649/
- Фролова Н. Д. Повышение профессиональной компетентности педагогов как важнейшее условие эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/статьи/581281/